Авторы: Теплова Ирина Петровна, Ирина Петровна Теплова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ 16
Населённый пункт: г. Энгельс Саратовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Медиация сверстников как основа конструктивного урегулирования конфликта в образовательной среде
Раздел: среднее образование
Медиация сверстников как основа конструктивного
урегулирования конфликта в образовательной среде
Конфликты, возникающие в обществе, имели и имеют сложную
структуру. Разрешиться положительно они могут только если все интересы
конфликтующих сторон будут учтены должным образом. В том случае если
конфликтующие стороны не могут сами справиться с конфликтом в связи с
эмоциональной нестабильностью или невозможностью в одиночку бороться, на
помощь может прийти процедура медиации.
Медиация в переводе с английского означает «посредничество».
Латинский корень слова медиация означает «вылечить, оздоровить». Можем
интерпретировать перевод термина медиация как посредничество с целью
оздоровления отношений между конфликтующими сторонами.
Первое практическое применение медиация нашла в США в 60-х годах
20 века, в связи с усилением насилия в обществе, являясь одним из
эффективных подходов к конструктивному урегулированию конфликтов.
Сейчас медиация применяется в различных сферах жизни, в частности, в
образовательных учреждениях.
Что же касается термина медиации, то анализируя таких авторитетных
авторов как Фишер, Юри и Паттон приходим к выводу что медиация — это
альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей, нейтральной,
беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны —
медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение
по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия
решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Медиация имеет
определенные условия и правила ведения, очередность действий, фаз, а также
основывается на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность,
взаимоуважение, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность
медиатора, прозрачность процедуры.
Процесс
медиации
-это
процедура
которую
можно
и
нужно
использовать в школах. Он может помочь в управлении и разрешении
конфликтов между учениками, между учениками и учителями.
Миссия образовательных учреждений, в частности школ – помочь в
получении
полного
объема
знаний,
предусмотренного
образовательной
программой и успешной социализации молодых людей в обществе. Для того
чтобы процесс образования проходил успешно в школах должна царить
атмосфера
гармонии:
ученики
должны
себя
чувствовать
физически
и
психологически защищенными, и свободными. Несмотря на то что наше
общество разнообразно по составу, каждый должен получать знания во
взаимном уважении.
Молодежь необходимо призывать действовать с пониманием того, что
ненасильственное,
многокультурное
общество
является
желательной
и
реалистичной целью.
Медиация сверстников может помочь школам как индивидуальным
поведенческим
изменениям
учеников,
необходимым
для
формирования
ответственного гражданина, так и системным изменениям, необходимым для
безопасной образовательной среды.
Медиаторы-
сверстники
помогают
разрешать
споры
между
сверстниками, включая урегулирование конфликтов, вызванных ревностью,
слухами, недоразумениями, издевательствами, драками, порчей или кражей
личных вещей и конечно нарушение дружеских отношений.
Посредничество сверстников в конфликтах можно отнести к подходу
равноправного образования, практикуемого в Древней Греции, во времена
римлян, в средние века, в эпоху индустриализации и в рамках компании по
ликвидации неграмотности. Ученикам давались указания передавать свои
знания другим ученикам.
Медиативные компетенции необходимы ученикам не только для
удовлетворительного
разрешения
конфликтов,
но
и
для
эффективной
социализации в обществе. Эти навыки охватывают больше, чем просто набор
сложных
процессов
решения
проблем.
Способность
эффективной
социализации, по крайней мере в некоторой степени, зависит от того, как люди
ежедневно общаются друг с другом.
Многие конфликты в школах возникают из-за разногласий. Культурные
конфликты
основаны
на
различиях
в
национальном
или
этническом
происхождении.
Социальные
конфликты
основаны
на
различиях
пола,
сексуальной ориентации, социального статуса, физических и умственных
способностей. Эти конфликты носят сложный характер, поскольку они
коренятся не только в предрассудках и дискриминации, связанных с
культурными и социальными различиями, но и в вытекающих из них
структурах и отношениях неравенства и привилегий.
Стратегии, которые позволяют учащимся конструктивно бороться с
межличностными
конфликтами,
культурными
различиями
и
насилием,
встроены в российскую культуру и должны основываться на повседневном
опыте. Основная задача состоит в том, чтобы привлечь молодых людей к
обучению навыкам и процессам, которые позволят им конструктивно управлять
конфликтом и разрешать его. Когда молодые люди добиваются успеха в
медиации или принятии решений на основе консенсуса в школе они с большей
вероятностью используют эти процессы урегулирования конфликтов в других
сферах своей жизни.
Медиация
сверстников
дает
ученикам
знания,
способности
и
технологии, необходимые для выбора альтернатив саморазрушительному,
насильственному
поведению
при
столкновении
в
межличностном
и
межгрупповом конфликте. Ученики обучаются конструктивно подходить к
возможным конфликтным ситуациям, в связи с чем масштабы и интенсивность
самого конфликта уменьшаются.
Цель медиации сверстников - создать здоровую, позитивную и
безопасную образовательную среду.
Ученики могут стать эффективными медиаторами, потому что они
понимают
своих
сверстников,
могут
создать
процесс
медиации,
соответствующий
возрасту,
позволят
расширить
возможности
своих
сверстников и проявить к ним уважение что позволит нормализовать процесс
урегулирования конфликта. Медиаторы- сверстники могут общаться со своими
сверстниками так как взрослые не всегда могут. Медиаторы-сверстники могут
формулировать споры с точки зрения, языка и отношений молодежи. Они
воспринимают медиацию как способ обсудить проблемы, не боясь, что
взрослые будут судить об их поведении, мыслях или чувствах. Медиаторы
сверстники пользуются уважением потому, что они поддерживают процесс
решения проблем и уважают спорящих в том, как они ведут себя в процессе
медиации. Когда ученики решают свои собственные проблемы, они чувствуют,
что контролируют ситуацию и могут взять на себя обязательства в отношении
решений, которые они создали.
Сегодня большинство учителей считают своей педагогической задачей
умение держать все под контролем вместо того, чтобы давать возможность
ученикам
создавать
пространство
для
продвижения
своей
собственной
инициативы. У медиации сверстников немало скептиков, которые, опасаясь
потери власти, отвергают эту форму разрешения конфликта. Многие учителя не
принимают предположение что медиаторы- сверстники могут выступать
посредниками в конфликтах ученик-учитель или даже в конфликте учитель-
учитель. В данном случае рекомендуется совместное посредничество. В
процессе медиации должны принимать участие как минимум два медиатора:
учитель и ученик.
Медиация сверстников является необходимой в реалиях настоящего
времени. Молодые люди, выросшие в условиях, когда они социализированы к
психологическому насилию, физическому насилию или даже смерти, не будут
легко подчиняться дисциплинарным наказаниям. Необходимы альтернативы,
которые ведут к долгосрочным изменениям в отношениях и поведении.
Медиация сверстников является важной частью этих альтернатив, поскольку
она позволяет принявшим в ней участие ученикам принять более эффективную
модель поведения.