Напоминание

Гиперактивный ребёнок. Как не сойти с ума.


Автор: Чеботарёва Юлия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Г(О)БУ Центр "Семья"
Населённый пункт: Липецкая область, с. Становое
Наименование материала: Статья
Тема: Гиперактивный ребёнок. Как не сойти с ума.
Раздел: дополнительное образование





Назад




.

Гиперактивный ребёнок

.

Как не сойти с ума

Многие дети активны и любознательны, но есть дети, активность которых

по сравнению со сверстниками чрезмерно повышена. Можно ли назвать

таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка?

Гиперактивность (синдром дефицита внимания и гиперактивности или

СДВГ) – состояние, при котором возбудимость и активность ребёнка

превышает общепризнанные нормы и становится не просто проявлением

темперамента, а проблемой для самого ребёнка и его окружения.

Появление гиперактивности часто связано с поражением центральной

нервной системы, но бывают случаи, что она возникает в результате

эмоционального стресса или переутомления.

Надо понимать, ребёнок излишне энергичен не потому, что его плохо

воспитывали, а потому, что у него слабая нервная система и быстрая

утомляемость, поэтому регулировать свое поведение самостоятельно он

не может.

Тяжёлую форму СДВГ можно распознать уже в раннем детстве. К трём

годам ребёнок успевает вымотать всех: родителей, братьев и сестёр,

бабушек и дедушек. Далеко не каждый ребёнок, который не сидит на

месте, а вертится волчком и бегает вприпрыжку, страдает

гиперактивностью в медицинском смысле этого слова. Как же определить

гиперактивность?

Ответить на этот вопрос отнюдь не просто. Не нужно пытаться справиться

с чрезмерно активным ребёнком своими силами. Необходимо обратиться

за помощью и консультацией к квалифицированному специалисту.

Ключевые признаки СДВГ у ребёнка:

Ребёнок чрезмерно подвижен, чем сверстники – с трудом сидит на

месте, постоянно крутится.

Часто говорит непомерно много. Перебивает или часто мешает

другим.

Ребёнок рассеян, часто теряет вещи, забывает инструкции,

отвлекается при выполнении заданий.

Ему не хватает терпения дождаться своей очереди.

Часто создаётся впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к

нему речь.

При выполнении заданий, требующих усидчивости, ребёнок быстро

устаёт.

С трудом проявляет внимание. Не может доводить дела до конца,

легко отвлекается на посторонние предметы и теряет интерес к

деятельности.

Повышенная эмоциональность – ребёнок не может удерживать

эмоции внутри, выплёскивает их на окружающих.

Возникают проблемы в поведении: не слушается, не выполняет

правила, с ним сложно договориться, часто ссорится со

сверстниками, даже может подраться.

Рекомендации родителям неугомонного ребёнка:

Поддержка специалистов

Получите консультации специалистов, работающих с проблемой СДВГ:

врача, дефектолога, психолога, логопеда (если он необходим).

Договоритесь о коррекционных занятиях для ребёнка.

Забота о собственном здоровье

Позаботьтесь о своём здоровье и способах восстановления сил. Ребёнок

с диагнозом СДВГ требует много внимания и терпения. У родителей таких

детей часто наблюдается повышенная тревожность, раздражительность

и склонность к самообвинению. Больше отдыхайте, встречайтесь с

друзьями, заботьтесь о полноценном сне.

Принимающая среда

Поговорите с близкими родственниками и педагогами, которые работают

с вашим ребёнком, о его особенностях. Попросите их помогать в

коррекции и объясните, как лучше общаться с ребёнком и как ему можно

помочь.

Микроклимат в семье

Главней всего — погода в доме! Постарайтесь, чтобы ребенок рос в

спокойной и доброжелательной обстановке. Причем это должно быть

искренне, а не напоказ ребенку, он тонко чувствует фальшь.

Будьте внимательны к ребенку

Такому ребенку нужно больше внимания, чем обычному. Постоянно

говорите ему о том, что он хороший, вы его любите, он молодец,

старается. Исключите из лексикона своего и родственников такие слова:

«плохой», «непослушный», «невнимательный», иначе у ребенка могут

появиться комплексы. Давайте своему чаду необходимую поддержку,

пусть он знает, что вы всегда его поймёте, поможете, выслушаете.

Чаще обнимайте ребёнка, прижимайте к себе в трудных ситуациях, когда

он не может справиться с чувствами и эмоциями.

Предупреждайте ребенка, что последует далее.

Ему трудно прервать деятельность, которая интересна. Поэтому за 5-10

минут до окончания игры предупредите, что скоро он закончит играть и

будет собирать игрушки.

Учите планировать.

Вместе составляйте список дел, которые необходимо выполнить сегодня,

а затем вычеркивайте сделанное.

Составьте распорядок дня и придерживайтесь его.

Чёткое расписание прогулок, еды, игр, занятий, повседневных

обязанностей и сна, научит ребенка планировать и распределять свое

время.

Мотивируйте ребёнка к занятиям спортом.

Особенно полезны будут восточные единоборства, плаванье, легкая

атлетика, велоспорт. Они направят активность ребенка в правильное

русло. Командные виды спорта (волейбол, футбол) могут вызвать

сложности. Травматичные виды спорта (бокс, дзюдо) могут повысить

уровень агрессивности.

Пробуйте различные виды занятий.

Чем больше вы предложите ребенку, тем выше шанс, что он найдет свое

хобби, которое поможет ему стать более внимательным и усидчивым. Это

выработает у него самоуважение и улучшит отношения со сверстниками.

Оградите ребёнка от длительного нахождения за телевизором и

компьютером.

Примерная норма – 10 минут на каждый год жизни. Так 6-тилетний

ребенок не должен смотреть телевизор дольше часа.

Помните, если вашему ребенку поставили диагноз «синдром дефицита

внимания и гиперактивности», это не означает, что он отстает от

сверстников в интеллектуальном развитии. Такой диагноз лишь указывает

на пограничное состояние между нормой и отклонением. Родителям

придется приложить больше усилий, запастись терпением

и настойчивостью и в большинстве случаев после 14 лет ребенок

«перерастет» это состояние и превратится в обычного подростка.

Ключевые слова: гиперактивность, синдром дефицита внимания

и гиперактивности (СДВГ), ребёнок.



В раздел образования