Автор: Фёдорова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: ЧР,Янтиковский район,село Янтиково
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.
Раздел: дошкольное образование
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО
СВЕРСТНИКАМИ.
Очень часто, мы - взрослые уделяем большое внимание физическому здоровью наших детей,
забывая о том, что существует еще и эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие
включает в себя: эмоции, чувства ребенка, осознание своего собственного «Я» и своего места
среди сверстников. Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни
человека, его фундамент закладывается в дошкольном возрасте и определяет успешность
развития ребенка, и зависит от окружающих ребенка взрослых (родителей и близких,
воспитателей) от их отношений и реакций на его поведение.
В детском возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются межличностные
отношения: дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда
делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных
эмоций.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором
строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот опыт во многом определяет характер
отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Общение со сверстниками имеет ряд особенностей, отличающих его от общения со взрослыми:
первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения
детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают
друг друга и при этом захлебываются от восторга. Еще одна важная особенность контактов детей
заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в
общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм
поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и
непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются,
передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки,
слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость - и чем чуднее,
тем веселее. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет
ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что
другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и
возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул - и
оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие,
радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое
ощущение своего сходства с другими.
Формы общения со сверстниками:
1. Эмоционально - практическая форма общения. (2-4года) - ребенок ждет от сверстников
соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к
его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.
2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет) - период расцвета ролевой игры. Сюжетно -
ролевая игра становится коллективной. За пределами игры ребята договариваются о
распределении ролей, условиях игры.
3. Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет) - дети рассказывают о том, где были, что
делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное
действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений,
все меньше - на игровом уровне. Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется
потребность в признании и уважении сверстниками.
Проблемные формы отношения к сверстникам:
Агрессивные дети: практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с
усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности
уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной
категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и
развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.
Обидчивые дети: среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место
занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. В общих чертах обиду можно
понимать как болезненное переживание человеком своего игнорирования или отвержения со
стороны партнеров по общению. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к
накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в группе и в конечном итоге деформируют
личность человека.
Застенчивые дети: застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных
проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных
трудностей в общении людей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с
новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в
выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в
присутствии других людей и т. д.
Демонстративные дети: сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ
являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений. Однако
часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая
приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка
становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет
собственную потребность в самоутверждении.
Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что они существенно различаются
по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих.
Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми
силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от
посторонних глаз и избегают всяких контактов.
Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат
сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как
фиксацию ребенка на оценке себя. Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими
является сосредоточенность на собственной ценности и на том, «что я значу для других». Такой
ребенок уверен, что окружающие думают только о нем, приписывает им определенное
отношение к себе и переживает его как реальное.
Специальные исследования показали, что наибольшей популярностью в группе сверстников
обычно пользуются именно дети, которые могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую
инициативу. Именно эти качества: чуткость, отзывчивость, внимание к другому - наиболее высоко
ценятся в детской группе. Эти качества обычно называют нравственными. Отсутствие этих качеств
(нечувствительность и отсутствие интереса к партнеру, враждебность и т. д.), напротив, делает
ребенка отвергаемым и лишает симпатии сверстников. Значит, нужно воспитывать не только
представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего
нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости
как свои.
Главная целью воспитания гуманных отношений является формирование общности с другими и
возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность
«увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к
людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и
содействие.
Игры на повышение эмоционального микроклимата в группе помогают детям пережить чувство
общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в
игровом и реальном взаимодействии.
Базовые принципы игр:
1.
Безоценочность.
2.
Отказ от реальных предметов и игрушек.
3.
Отсутствие соревновательного начала в играх.
Игры на формирование внимания к сверстнику.
В таких играх, как «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо», дети должны повторить действия
или слова партнера. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, они учатся
замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.
Игры на способность к согласованности движений: «Змея», «Скачет, скачет воробей» - эти игры
требуют ориентации на действия партнеров и подстройки к ним, что способствует направлению
внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.
Игры для погружения детей в общие для всех переживания: «Найдем клад», «Казаки –
разбойники» - создаваемое в этих играх мнимое чувство общей опасности объединяет и
связывает дошкольников.
Ролевые игры: дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях
(например, в игре нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке, или спасти кого-то от
дракона, или вылечить ребенка и пр.).
Игры на вербальное выражение своего отношения к сверстнику: комплименты, добрые
пожелания, подчеркивание достоинств другого и т.д. Посредством данных игр дети учатся видеть
и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику
комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и
радуются вместе с ним.
Игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной
деятельности: изготовление общих рисунков, поделок, подарков.
В процессе проведения данных игр дошкольники становятся более внимательными друг к другу,
замечают действия и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Заметно
снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных
реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре. После проведения
данных игр дети начинают больше и лучше играть вместе и самостоятельно разрешать конфликты.
И обеспечивается самое главное – признание других и уверенность ребенка в группе сверстников.
Список информационных источников:
1.
Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М.,2005.
2.
Буре Р. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. –
М.:Мозаика-синтез, 2011.
3.
Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. О.А.Шаграевой,
С.А.Козловой. – М., 2003. Гл.2 Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду.