Напоминание

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.


Автор: Фёдорова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: ЧР,Янтиковский район,село Янтиково
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО

СВЕРСТНИКАМИ.

Очень часто, мы - взрослые уделяем большое внимание физическому здоровью наших детей,

забывая о том, что существует еще и эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие

включает в себя: эмоции, чувства ребенка, осознание своего собственного «Я» и своего места

среди сверстников. Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни

человека, его фундамент закладывается в дошкольном возрасте и определяет успешность

развития ребенка, и зависит от окружающих ребенка взрослых (родителей и близких,

воспитателей) от их отношений и реакций на его поведение.

В детском возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются межличностные

отношения: дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда

делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных

эмоций.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором

строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот опыт во многом определяет характер

отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

Общение со сверстниками имеет ряд особенностей, отличающих его от общения со взрослыми:

первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения

детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают

друг друга и при этом захлебываются от восторга. Еще одна важная особенность контактов детей

заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в

общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм

поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и

непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются,

передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки,

слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость - и чем чуднее,

тем веселее. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет

ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что

другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и

возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул - и

оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие,

радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое

ощущение своего сходства с другими.

Формы общения со сверстниками:

1. Эмоционально - практическая форма общения. (2-4года) - ребенок ждет от сверстников

соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к

его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет) - период расцвета ролевой игры. Сюжетно -

ролевая игра становится коллективной. За пределами игры ребята договариваются о

распределении ролей, условиях игры.

3. Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет) - дети рассказывают о том, где были, что

делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное

действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений,

все меньше - на игровом уровне. Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется

потребность в признании и уважении сверстниками.

Проблемные формы отношения к сверстникам:

Агрессивные дети: практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с

усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности

уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной

категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и

развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

Обидчивые дети: среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место

занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. В общих чертах обиду можно

понимать как болезненное переживание человеком своего игнорирования или отвержения со

стороны партнеров по общению. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к

накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в группе и в конечном итоге деформируют

личность человека.

Застенчивые дети: застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных

проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных

трудностей в общении людей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с

новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в

выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в

присутствии других людей и т. д.

Демонстративные дети: сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ

являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений. Однако

часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая

приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка

становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет

собственную потребность в самоутверждении.

Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что они существенно различаются

по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих.

Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми

силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от

посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат

сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как

фиксацию ребенка на оценке себя. Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими

является сосредоточенность на собственной ценности и на том, «что я значу для других». Такой

ребенок уверен, что окружающие думают только о нем, приписывает им определенное

отношение к себе и переживает его как реальное.

Специальные исследования показали, что наибольшей популярностью в группе сверстников

обычно пользуются именно дети, которые могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую

инициативу. Именно эти качества: чуткость, отзывчивость, внимание к другому - наиболее высоко

ценятся в детской группе. Эти качества обычно называют нравственными. Отсутствие этих качеств

(нечувствительность и отсутствие интереса к партнеру, враждебность и т. д.), напротив, делает

ребенка отвергаемым и лишает симпатии сверстников. Значит, нужно воспитывать не только

представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего

нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости

как свои.

Главная целью воспитания гуманных отношений является формирование общности с другими и

возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность

«увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к

людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и

содействие.

Игры на повышение эмоционального микроклимата в группе помогают детям пережить чувство

общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в

игровом и реальном взаимодействии.

Базовые принципы игр:

1.

Безоценочность.

2.

Отказ от реальных предметов и игрушек.

3.

Отсутствие соревновательного начала в играх.

Игры на формирование внимания к сверстнику.

В таких играх, как «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо», дети должны повторить действия

или слова партнера. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, они учатся

замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.

Игры на способность к согласованности движений: «Змея», «Скачет, скачет воробей» - эти игры

требуют ориентации на действия партнеров и подстройки к ним, что способствует направлению

внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Игры для погружения детей в общие для всех переживания: «Найдем клад», «Казаки –

разбойники» - создаваемое в этих играх мнимое чувство общей опасности объединяет и

связывает дошкольников.

Ролевые игры: дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях

(например, в игре нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке, или спасти кого-то от

дракона, или вылечить ребенка и пр.).

Игры на вербальное выражение своего отношения к сверстнику: комплименты, добрые

пожелания, подчеркивание достоинств другого и т.д. Посредством данных игр дети учатся видеть

и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику

комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и

радуются вместе с ним.

Игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной

деятельности: изготовление общих рисунков, поделок, подарков.

В процессе проведения данных игр дошкольники становятся более внимательными друг к другу,

замечают действия и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Заметно

снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных

реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре. После проведения

данных игр дети начинают больше и лучше играть вместе и самостоятельно разрешать конфликты.

И обеспечивается самое главное – признание других и уверенность ребенка в группе сверстников.

Список информационных источников:

1.

Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М.,2005.

2.

Буре Р. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. –

М.:Мозаика-синтез, 2011.

3.

Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. О.А.Шаграевой,

С.А.Козловой. – М., 2003. Гл.2 Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду.



В раздел образования