Автор: Степанчук Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №19"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Русская свистулька"
Раздел: дошкольное образование
Тема проекта
«
Загадочные
свистульки
»
Направление проекта:
познавательно-исследовательское,
творческое
Вид проекта:
по количеству участников: коллективный
по приоритету метода:
исследовательский
по продолжительности: 4 недели
(краткосрочный)
возраст участников: 5-6 лет
Участники проекта: дети старшей
группы, воспитатели, родители
Актуальность темы
В
наше
время
дети
ориентированы
на
игрушки
западных стран и не владеют достаточной информацией
о традиционной русской игрушке. А это ведёт к потере
культурно-исторических ценностей своего народа.
Народные игрушки учат, развивают, воспитывают. Не
смотря
на
внешнюю
простоту
и
незатейливость,
народные игрушки пробуждают творческую фантазию,
помогают детям знакомиться с окружающим миром.
К сожалению, современные дошкольники не всегда
могут играть с матрёшками, свистульками, деревянными
ложками,
утрачиваются
традиции
коллективных
народных игр.
Актуальность проекта заключается в решении задач
патриотического
воспитания.
Играя
с
народными
игрушками, дети приобщаются к традициям и культуре
своего народа, развиваются коммуникативные навыки.
1 этап
«Проблема педагогическая»
Что имеем? Интерес детей к народной игрушке –
свистульке.
Что
хотим?
Научить
детей
вести
исследовательскую деятельность, используя методы
и приемы ОТСМ-ТРИЗ–РТВ, познакомить с народной
игрушкой
–
свистулькой,
с
различными
видами
свистулек,
историей
возникновения.
Развивать
информационную
и
коммуникативную
компетентность детей, активизировать словарь.
Что
мешает?
У
детей
недостаточный
уровень
овладения
способами
познания
окружающего
мира,
классификации
полученного
материала
по
признакам и на этой основе составления моделей.
«Проблема детская»
Что
имеем?
На
занятии
мы
рассматривали
народные игрушки. И нас заинтересовала игрушка
- свистулька.
Что хотим? Узнать, как возникает звук в игрушке и
какие ещё бывают свистульки?
Что мешает? Не знаем, где найти информацию, и
как с ней работать.
Цель проекта
Формирование
исследовательских
навыков
и
познавательной
активности
детей
путем
знакомства
с
народной игрушкой - свистулькой.
Приобщение
детей
к
русской
народной
культуре
через
ознакомление
с
народной
игрушкой
–
свистулькой.
Формировать
представления
детей
о
народной
игрушке,
познакомить
с
разнообразием
игрушек
-
свистулек.
Развивать
творческие
способности,
способствовать
развитию познавательных интересов, коммуникативных
навыков.
Воспитывать желание использовать народную игрушку
в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи
2 этап «Копилка»
«Речевое развитие»
•
Беседы «Игрушки ваших прабабушек и прадедушек»
(народные игрушки), «История возникновения
свистульки»
•
Чтение художественной литературы (Надежда Белякова
«Свистулька», «Чудо- свистулька»; Марина Алешина
«Ивашкина свистулька», потешки и стихи о свистульке)
«Познавательное развитие»
•
Экспериментирование на тему «Источники звука и его
распространение»
•
Дидактические игры «Теремок», «Да-нет»
•
Просмотр презентации на тему «Народная игрушка»
•
Просмотр мастер-класса по изготовлению глиняной
свистульки
«Социально-коммуникативное
развитие»
Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек»,
«Идем в музей»
«Художественно-эстетическое
развитие»
•
Рисование «Укрась свистульку» (роспись
шаблона птички-свистульки)
•
Лепка из глины свистульки и ее роспись
«Физическое развитие»
Подвижные игры «Жмурки со свистулькой»,
«Птенчики», дыхательная гимнастика «Звонкая
птичка»
Работа с родителями
•
Анкетирование «Игрушки в жизни ребёнка»
•
Наглядная
информация
«Народные
игрушки»,
«Влияние
русской
народной
игрушки
на
формирование личности ребёнка»
•
Вовлечение
родителей
в
создание
коллекции
игрушек-свистулек в детском саду
•
Посещение
мастер-класса
по
лепке
из
глины
ёрговской игрушки-свистульки в Художественном
музее
под
руководством
мастера
Лопатенко
Натальи Михайловны
3 этап «Картотека»
4 этап «Модель»
4 этап «Продукт»
Мы много узнали о свистульках: как
устроена свистулька, познакомились с
ее видам; собрали коллекцию
свистулек. И перед нами встала новая
проблема: мы с детьми хотим
организовать в группе оркестр из
свистулек и др. муз. инструментов.
Результаты анкетирования
В анкетировании приняли участие 19 человек.
По мнению опрошенных, основное значение
игрушки - развивающее и развлекающее.
Каково, на Ваш взгляд, значение игрушки?
развлекающее
развивающее
воспитательное
При выборе игрушки большинство родителей
руководствуется желанием ребенка, а так же
качеством игрушки.
Чем Вы руководствуетесь при выборе игрушки?
желанием ребенка
качеством
ценой
пользой для ребенка
По мнению родителей, народная игрушка
является культурным наследием и средством
развития ребенка.
Чем для Вас является народная игрушка?
культурным наследием
музейным экспонатом
сувениром для украшения интерьера
средством развития ребенка
средством воспитания ребенка
Родители считают, что необходимо
приобщать ребёнка к народным игрушкам.
Считаете ли Вы необходимым приобщать ребенка к народным игрушкам?
да
нет