Напоминание

Духовно-нравственное воспитание детей через фольклор"


Автор: Наталья Ивановна Жаровских
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №24
Населённый пункт: Город Кстово Нижегородской области
Наименование материала: Сообщение
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей через фольклор"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Духовно – нравственное воспитание через фольклор».

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Народная мудрость

Приобщение воспитанников детского сада к духовно - нравственному воспитанию через фольклор

помогает детям зафиксировать в сознании ключевые понятия и процессы, происходящие в культуре

их страны. А при дальнейшем изучении данной темы в рамках школьных предметов у детей уже

будут иметься определённые знания, что облегчит обучение и понимание. Ведь знания, полученные

ещё в детстве, со временем становятся устойчивее, так как являются базой для введения новой

информации.

" Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов -

авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о

своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... национальные

отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей

знаний"(Д.С. Лихачёв).

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому

другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо

связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог

не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать, так

как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Именно поэтому родная культура,

как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим

личность.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в

формировании у детей духовно-нравственных ценностей. Традиции русского народа, его

историческое прошлое находят отражение в обрядовом фольклоре, хороводных играх,

песнях, потешках, пословицах, поговорках, загадках, сказках. Фольклор – это история

народа, его духовное богатство. Детский фольклор – обширная область устного народного

творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и

красотой. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие

произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступенькам его

эмоционального и нравственного развития. Это были своего рода духовные заповеди,

которые чтил народ. Устное народное творчество представляет собой особый вид

искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью

творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Фольклор –

благодатный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем

отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает ребенку

жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений. Благодаря фольклору

ребенок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте,

морали, знакомится с обычаями, обрядами и впитывает в себя то, что называется

духовным наследием народа. Фольклор, своим содержанием и формой, наилучшим

образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка,

обогащает его мир, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, помогает

усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Знакомя детей с

произведениями устного народного творчества необходимо выполнить следующие

задачи:

-средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему

миру, другим людям, самому себе;

-воспитание чувств доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности,

справедливости;

-формирование любви к истокам русской культуры, интереса к устному народному

творчеству.

Первое знакомство ребенка с фольклором происходит в раннем детстве, когда мама,

укладывая малыша, поет ему колыбельную песенку. Колыбельные не только успокаивают

малыша, но и доставляют ему радость, чувства защищенности. Красочный,

выразительный образ народной песни способствует формированию духовного,

эмоционального мира ребенка, играет большую роль в нравственном становлении

личности. В каждом жанре устного народного творчества заложен запас положительной

энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Большинство песенок, потешек,

прибауток создавалось в процессе труда, на природе, в быту. Отсюда их четкость,

краткость, выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая их из уст в уста,

эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости. Они пробуждают в ребенке чувство

симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Загадки

требуют от ребенка большой наблюдательности. Они развивают мышление, пытливость,

сообразительность. В них народ тонко подметил особенности тех или иных качеств,

свойственных данному образу, предмету или явлению. Считалки – придуманный для

детей способ осуществления объективной справедливости при распределении ролей в

игре. Благодаря им развиваются у детей такие качества как, честность, справедливость,

благородство. Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых фраз. Они учат

терпению, усердию, трудолюбию. Значительный нравственный, эстетический потенциал

заложен и в русских народных пословицах и поговорках. В них, как и в других формах

народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и

всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. В пословицах и поговорках

содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, и главное, отношение

народа к окружающей действительности и представлении о своем месте на земле.

Пословицы и поговорки оказывают огромное влияние на формирование любви к родному

краю, учат бережному отношению к тому, что создано руками человека, что его окружает.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Народные сказки воспитывают ребенка в

традициях своего народа. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении

духовного нравственного мира ребенка неоценима. Сказка – это «воспитательная

система», которая включает в себя нравственное, экологическое, духовное, трудовое,

умственное, гражданское воспитание. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые

концовки, выражают веру народа во всемогущества человека, его мечты о будущем. Герои

сказок, их поступки понятны детям. В образах главных героев ярко выражены понятия:

честность, доброта, благородство, человеколюбие, трудолюбие, любовь к Родине, желание

оказать помощь в трудную минуту. Они становятся эталонами для поступков детей.

Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и

определенные по своей нравственной сути образы, доступные пониманию ребенка, - все

это делают сказку особенно интересной для детей. Она является незаменимой в

формировании нравственного поведения ребенка. Сказки помогают детям разобраться,

что хорошо, что плохо, отличать добро и зло, верить в справедливость. Сказки расширяют

кругозор, воображение, фантазию, формируют у детей такие нравственные качества как,

доброта, любовь, внимание, забота, взаимовыручка, щедрость, правдивость, трудолюбие,

справедливость, верность. Сказка осуждает такие качества как лень, трусость, упрямство,

жадность, зависть. В сказках запечатлены черты русского трудового народа:

настойчивость, смелость, свободолюбие, упорство в достижении цели, любовь к Родине.

В. П. Акинин указывал, что: «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их

героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка

сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда, честности над бездельем,

низостью».

При разучивании и исполнении фольклорных произведений надо стараться подвести

ребенка к выводу. Для полного и содержательного знакомства детей с народным

фольклором можно использовать инсценировки песенок, потешек, сказок, показ

различных театров, рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного

творчества, выставки детских рисунков «В гостях у сказки», «Мой любимый сказочный

герой», викторины «Мои любимые сказки», «Из какой сказки этот герой?», выставки

детских книг «Русские народные сказки», «Песенки и потешки», «Загадки и отгадки» и

др. Планировать работу по ознакомлению детей с русским фольклором надо совместно с

родителями. Привлекать их к изготовлению атрибутов для игр, театров, оформлению

выставок, организацию совместных праздников «Посиделки», «В гостях у сказки»,

«Ярмарка» и др. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться,

заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердии, сострадании,

стремлении к добру. Произведения русского народного фольклора через особую форму

выражения, через богатую тематику воздействует на ребенка, учат образно мыслить,

закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам

деятельности многих поколений. Фольклор всегда направлен на пропаганду добра,

красоты, победе добра над злом.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной

мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети

должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры,

осознавать,

понимать

и

активно

участвовать

в

возрождении

национальной

культуры;

самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что связано с народной

культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух

свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки,

прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Были отобраны следующие приоритеты:

Создание атмосферы национального быта. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы

оказывают

большое

влияние

на

формирование

душевных

качеств

ребёнка

-

развивают

любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.). В

русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном

народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные

ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких

произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих

рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного

развития детей.

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с

трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие

наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями,

поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть

передана детям.

Знакомство с народным искусством. Народ проявлял творческие устремления и способности лишь

в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей

отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и

др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией,

порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные образы росписи на прялках и

посуде, узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Русские народные игры привлекали не только как жанр устного народного творчества в них

заключался огромный потенциал для физического развития ребёнка. В русском фольклоре к

драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и

кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова,

напева исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Следует

обратить внимание и на костюмировку, и на пользование декорациями. Чтобы знакомить детей с

русским народным театром, в специально отведённой для этого " театральной комнате". Какую

радость доставляет ребятам изображать персонажей сказок, " варить кашу в чугунке", "печь пироги

в печи", "сидеть за прялкой"," выковывать гвозди", выбирать "жениха" или "невесту", да ещё

сообща "свадьбу" играть!

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и

изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский

язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта. Упоминаемые в

фольклорных произведениях.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же , без игры на русских народных

музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей начинают в младшем возрасте. Народные

обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры , к сожалению, почти исчезли

сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного

творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности,

вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более

интересным и содержательным.

Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного

русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Со ставить

загадку – значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И

наоборот, разгадать загадку – её метафорические образы заменить образами реальными. Составить

загадку бывает довольно трудно. Во – первых, для этого нужно обладать хорошо развитым

образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во – вторых, быть очень сообразительным,

способным преодолевать нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому

важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними.

Особый интерес вызывают яркие матрёшки. Детям рассказывают о красоте и особенностях этой

игрушки. Постепенно ребят подводят к осмыслению понятия "народная игрушка". Дети любят

дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.

Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Накопился большой

опыт

работы с дымковской, городецкой,

хохломской росписью, народной вышивкой. Дети

знакомятся со старинными предметами, украшенными хохломской росписью, их названиями.

Необходимо использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки,

хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского

характера, присущие ему нравственные ценности, представления

о добре, красоте, правде,

храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками,

мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре

каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные

детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру

в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные

позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в

произведениях

устного народного творчества

занимают уважительное отношение к труду,

восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим

источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и

традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными

особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Причём эти наблюдения непосредственно

связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и

ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Следовательно, фольклор имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как,

воспитывая детей на народных традициях можно сформировать у них любовь к родной земле,

уважение к своему народу, родному краю, семье, к труду, духовным ценностям. Старинная

мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Опыт прошлого,

содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в воспитании

подрастающего поколения, в формировании духовно-нравственных ценностей

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в

приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от

пляски, сказки и музыки до театра.

Библиографический список:

1.

«Знакомство детей с устным народным творчеством». Конспекты занятий и сценарии

календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных

образовательных учреждений.

Т.А.Бударина

О.Н.Корепанова

О.А.Маркеева

И.В.Харитонова

Е.И.Яковишина

Детство – Пресс 2010

2.

« Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Парциальная программа.

Детство – Пресс 2015

О.Л.Князева

М.Д.Маханёва



В раздел образования