Автор: Наталья Ивановна Жаровских
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №24
Населённый пункт: Город Кстово Нижегородской области
Наименование материала: Сообщение
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей через фольклор"
Раздел: дошкольное образование
«Духовно – нравственное воспитание через фольклор».
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Народная мудрость
Приобщение воспитанников детского сада к духовно - нравственному воспитанию через фольклор
помогает детям зафиксировать в сознании ключевые понятия и процессы, происходящие в культуре
их страны. А при дальнейшем изучении данной темы в рамках школьных предметов у детей уже
будут иметься определённые знания, что облегчит обучение и понимание. Ведь знания, полученные
ещё в детстве, со временем становятся устойчивее, так как являются базой для введения новой
информации.
" Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов -
авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о
своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... национальные
отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей
знаний"(Д.С. Лихачёв).
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому
другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо
связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог
не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать, так
как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Именно поэтому родная культура,
как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим
личность.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в
формировании у детей духовно-нравственных ценностей. Традиции русского народа, его
историческое прошлое находят отражение в обрядовом фольклоре, хороводных играх,
песнях, потешках, пословицах, поговорках, загадках, сказках. Фольклор – это история
народа, его духовное богатство. Детский фольклор – обширная область устного народного
творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и
красотой. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие
произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступенькам его
эмоционального и нравственного развития. Это были своего рода духовные заповеди,
которые чтил народ. Устное народное творчество представляет собой особый вид
искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью
творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Фольклор –
благодатный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем
отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает ребенку
жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений. Благодаря фольклору
ребенок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте,
морали, знакомится с обычаями, обрядами и впитывает в себя то, что называется
духовным наследием народа. Фольклор, своим содержанием и формой, наилучшим
образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка,
обогащает его мир, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, помогает
усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Знакомя детей с
произведениями устного народного творчества необходимо выполнить следующие
задачи:
-средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему
миру, другим людям, самому себе;
-воспитание чувств доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности,
справедливости;
-формирование любви к истокам русской культуры, интереса к устному народному
творчеству.
Первое знакомство ребенка с фольклором происходит в раннем детстве, когда мама,
укладывая малыша, поет ему колыбельную песенку. Колыбельные не только успокаивают
малыша, но и доставляют ему радость, чувства защищенности. Красочный,
выразительный образ народной песни способствует формированию духовного,
эмоционального мира ребенка, играет большую роль в нравственном становлении
личности. В каждом жанре устного народного творчества заложен запас положительной
энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Большинство песенок, потешек,
прибауток создавалось в процессе труда, на природе, в быту. Отсюда их четкость,
краткость, выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая их из уст в уста,
эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости. Они пробуждают в ребенке чувство
симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Загадки
требуют от ребенка большой наблюдательности. Они развивают мышление, пытливость,
сообразительность. В них народ тонко подметил особенности тех или иных качеств,
свойственных данному образу, предмету или явлению. Считалки – придуманный для
детей способ осуществления объективной справедливости при распределении ролей в
игре. Благодаря им развиваются у детей такие качества как, честность, справедливость,
благородство. Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых фраз. Они учат
терпению, усердию, трудолюбию. Значительный нравственный, эстетический потенциал
заложен и в русских народных пословицах и поговорках. В них, как и в других формах
народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и
всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. В пословицах и поговорках
содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, и главное, отношение
народа к окружающей действительности и представлении о своем месте на земле.
Пословицы и поговорки оказывают огромное влияние на формирование любви к родному
краю, учат бережному отношению к тому, что создано руками человека, что его окружает.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Народные сказки воспитывают ребенка в
традициях своего народа. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении
духовного нравственного мира ребенка неоценима. Сказка – это «воспитательная
система», которая включает в себя нравственное, экологическое, духовное, трудовое,
умственное, гражданское воспитание. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые
концовки, выражают веру народа во всемогущества человека, его мечты о будущем. Герои
сказок, их поступки понятны детям. В образах главных героев ярко выражены понятия:
честность, доброта, благородство, человеколюбие, трудолюбие, любовь к Родине, желание
оказать помощь в трудную минуту. Они становятся эталонами для поступков детей.
Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и
определенные по своей нравственной сути образы, доступные пониманию ребенка, - все
это делают сказку особенно интересной для детей. Она является незаменимой в
формировании нравственного поведения ребенка. Сказки помогают детям разобраться,
что хорошо, что плохо, отличать добро и зло, верить в справедливость. Сказки расширяют
кругозор, воображение, фантазию, формируют у детей такие нравственные качества как,
доброта, любовь, внимание, забота, взаимовыручка, щедрость, правдивость, трудолюбие,
справедливость, верность. Сказка осуждает такие качества как лень, трусость, упрямство,
жадность, зависть. В сказках запечатлены черты русского трудового народа:
настойчивость, смелость, свободолюбие, упорство в достижении цели, любовь к Родине.
В. П. Акинин указывал, что: «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их
героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка
сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда, честности над бездельем,
низостью».
При разучивании и исполнении фольклорных произведений надо стараться подвести
ребенка к выводу. Для полного и содержательного знакомства детей с народным
фольклором можно использовать инсценировки песенок, потешек, сказок, показ
различных театров, рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного
творчества, выставки детских рисунков «В гостях у сказки», «Мой любимый сказочный
герой», викторины «Мои любимые сказки», «Из какой сказки этот герой?», выставки
детских книг «Русские народные сказки», «Песенки и потешки», «Загадки и отгадки» и
др. Планировать работу по ознакомлению детей с русским фольклором надо совместно с
родителями. Привлекать их к изготовлению атрибутов для игр, театров, оформлению
выставок, организацию совместных праздников «Посиделки», «В гостях у сказки»,
«Ярмарка» и др. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться,
заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердии, сострадании,
стремлении к добру. Произведения русского народного фольклора через особую форму
выражения, через богатую тематику воздействует на ребенка, учат образно мыслить,
закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам
деятельности многих поколений. Фольклор всегда направлен на пропаганду добра,
красоты, победе добра над злом.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной
мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети
должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры,
осознавать,
понимать
и
активно
участвовать
в
возрождении
национальной
культуры;
самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что связано с народной
культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух
свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки,
прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Были отобраны следующие приоритеты:
Создание атмосферы национального быта. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы
оказывают
большое
влияние
на
формирование
душевных
качеств
ребёнка
-
развивают
любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.). В
русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном
народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные
ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких
произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих
рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного
развития детей.
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с
трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие
наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями,
поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть
передана детям.
Знакомство с народным искусством. Народ проявлял творческие устремления и способности лишь
в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей
отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и
др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией,
порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные образы росписи на прялках и
посуде, узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Русские народные игры привлекали не только как жанр устного народного творчества в них
заключался огромный потенциал для физического развития ребёнка. В русском фольклоре к
драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и
кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова,
напева исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Следует
обратить внимание и на костюмировку, и на пользование декорациями. Чтобы знакомить детей с
русским народным театром, в специально отведённой для этого " театральной комнате". Какую
радость доставляет ребятам изображать персонажей сказок, " варить кашу в чугунке", "печь пироги
в печи", "сидеть за прялкой"," выковывать гвозди", выбирать "жениха" или "невесту", да ещё
сообща "свадьбу" играть!
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и
изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский
язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта. Упоминаемые в
фольклорных произведениях.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же , без игры на русских народных
музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей начинают в младшем возрасте. Народные
обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры , к сожалению, почти исчезли
сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного
творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности,
вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более
интересным и содержательным.
Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного
русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Со ставить
загадку – значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И
наоборот, разгадать загадку – её метафорические образы заменить образами реальными. Составить
загадку бывает довольно трудно. Во – первых, для этого нужно обладать хорошо развитым
образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во – вторых, быть очень сообразительным,
способным преодолевать нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому
важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними.
Особый интерес вызывают яркие матрёшки. Детям рассказывают о красоте и особенностях этой
игрушки. Постепенно ребят подводят к осмыслению понятия "народная игрушка". Дети любят
дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.
Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Накопился большой
опыт
работы с дымковской, городецкой,
хохломской росписью, народной вышивкой. Дети
знакомятся со старинными предметами, украшенными хохломской росписью, их названиями.
Необходимо использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки,
хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского
характера, присущие ему нравственные ценности, представления
о добре, красоте, правде,
храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками,
мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре
каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные
детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру
в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные
позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в
произведениях
устного народного творчества
занимают уважительное отношение к труду,
восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим
источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и
традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Причём эти наблюдения непосредственно
связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и
ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Следовательно, фольклор имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как,
воспитывая детей на народных традициях можно сформировать у них любовь к родной земле,
уважение к своему народу, родному краю, семье, к труду, духовным ценностям. Старинная
мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Опыт прошлого,
содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в воспитании
подрастающего поколения, в формировании духовно-нравственных ценностей
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в
приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от
пляски, сказки и музыки до театра.
Библиографический список:
1.
«Знакомство детей с устным народным творчеством». Конспекты занятий и сценарии
календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений.
Т.А.Бударина
О.Н.Корепанова
О.А.Маркеева
И.В.Харитонова
Е.И.Яковишина
Детство – Пресс 2010
2.
« Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Парциальная программа.
Детство – Пресс 2015
О.Л.Князева
М.Д.Маханёва