Напоминание

Использование педагогической технологии моделирования в коррекционной работе учителя- логопеда ДОУ.


Автор: Асриян Диана Рантиковна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №41г.Невинномысска
Населённый пункт: Ставропольский край г.Невинномысск
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: Использование педагогической технологии моделирования в коррекционной работе учителя- логопеда ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование педагогической технологии моделирования в

коррекционной работе учителя- логопеда ДОУ.

Асриян Диана Рантиковна - учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №41 «Скворушка» города Невинномысска

Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно

мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их

на лету…. »

К. Д. Ушинский.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их

обучении,

логопеду

приходится

искать

вспомогательные

средства,

облегчающие,

систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Практика логопедической работы показывает, что одним из таких эффективных

коррекционных средств является метод наглядного моделирования.

Что же такое технология наглядного моделирования и как же она помогает в развитии

связной речи дошкольников?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого

объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Модели

помогают

не

только

наглядно

представить

какой-либо

объект,

но

и

модифицировать его, экспериментировать с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные

понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними). Это особенно

важно для дошкольников,

поскольку мыслительные задачи у них решаются с

преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше

вербального (Т.В.Егорова,1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с

дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей

характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование

наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс

запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из

правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы,

черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей «видеть»

главное,

систематизировать полученные знания.

Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно

излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные

методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше? ", "А как

это произошло? ", "Почему это случилось? " Логопеду

приходится вмешиваться в

рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях

объектов

природы,

окружающем

мире,

их

структуре,

связях

и

отношениях,

существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных

предметов,

предметами,

схематично

изображенными

или

знаками.

Модель

даёт

возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к

использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для

занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить

предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто

принимая участие в их создании.

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя

заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов,

соотносить слово со слоговой схемой, выделять ударный звук, слог и соотносить их со

схемой. У детей формируется навык послогового чтения.

При подготовке к обучению грамоте наглядное моделирование позволит решить

следующие задачи:

- познакомить детей с понятием «слово» и его протяжённостью;

- научить интонационно выделять звук в слове, находить позицию звуков в слове и

соотносить их со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных

символов, различать твёрдые и мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать

ударные и безударные гласные;

- сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной

звуковой модели, научить графически изображать, придумывать предложение по схеме;

- отработать навык послогового чтения.

Наиболее интересна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной

речи и творческому рассказыванию.

Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

1. самостоятельного анализа ситуации или объекта;

2. развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной);

3. развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством

планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован

в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ,

составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий

рассказ.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим

способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей

(элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

геометрические фигуры;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры,

пиктограммы);

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В

качестве

символов-заместителей

на

начальном

этапе

работы

используются

геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а

моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить

силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех,

которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов

используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и

последовательность рассказов ребенка.

Обучение приёму наглядного моделирования

лучше начинать с помощью коротких

русских сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «Курочка ряба». Для

изображения части рассказа или сказки используют различные предметы-заместители.

Например, логопед рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно

выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. На

данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели

происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый

фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.

Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем

они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические

фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к

составлению

распространенной

сказки

с

использованием

плана

для

пересказа.

Кроме этого пересказ можно осуществлять с помощью графических схем. Логопед читает

детям рассказ и просит его пересказать. Детям с речевыми нарушениями такая задача

бывает непосильной. Тогда ребёнку предлагается составить рассказ по графической

схеме. Имея возможность смотреть на схему, ребёнок гораздо легче составляет рассказ.

При пересказе сказочного сюжета повествование можно сопровождать условными

картинками-символами. Например, буквы-зверушки. Вместо букв можно использовать

цветные геометрические фигуры, обозначающие тот или иной персонаж, или любые

другие условные символы. В дальнейшем дети самостоятельно могут рассказывать сказки

по опорным моделям и составлять схемы-модели сюжетов. По готовым схемам можно

придумывать и новые сказки.

Для работы над составлением описательных рассказов наиболее эффективны «Схемы для

составления описательных рассказов» Т.А. Ткаченко. Элементами модели описательного

рассказа

становятся

символы-заместители

качественных

характеристик

объекта:

принадлежность к родовитому понятию; величина; цвет; форма; составляющие детали;

качество поверхности материал, из которых изготовлен объект (для неживых предметов)

Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования показала:

введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой текстов,

их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям.

Большинство детей к концу года обучения самостоятельно, без наводящих вопросов,

более подробно описывают различные предметы, явления природы, картины и т. п.

Применение метода наглядного моделирования позволяет добиться значительных

результатов

в коррекции речи дошкольников.



В раздел образования