Автор: Вилкова Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ 1
Населённый пункт: р.п. Новоспасское, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок "Письмо"
Раздел: среднее образование
Тема: Письмо.
Цель:
- создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, используя рассказ
Митяева «Треугольное письмо»;
- отработка навыка правильного написания и оформления писем.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с особенностями написания письма.
2. Учить решать учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке.
3. Развивать коммуникативные способности учащихся; воспитывать интерес к
эпистолярному жанру.
1)
Слово учителя
- Эпистолярный жанр сейчас переживает не самые лучшие дни. Многим кажется, что не
стоит тратить свое время на написание писем, что гораздо быстрее позвонить другому
человеку и сообщить ему что-то. Отчасти это верно, но разве можно сравнить разговор по
телефону с письмом, написанным для человека, с которым мы хотим поделиться горем
или радостью?
Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных,
друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло
близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются
друг с другом, делятся радостями и горестями.
- Письмо… Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
Запишите ассоциативный ряд к этому слову в тетради. Назовите свои ассоциации
(письмо-бумага, ручка, перо, конверт, марка, рассказ, сообщение, информация, известие,
поздравление, просьба, общение, корреспонденция)
2)
Лексико-орфографическая работа
1. Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное
отправление, получатель
2. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное
отправление, отправитель
Эпистола,-ы,ж.( греч. epistole
Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire
Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо
3)
Словарный диктант
Как называют разносчика почты, корреспонденции по адресам. (Почтальон)
Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Письмо)
Знак оплаты почтовых сборов в виде маленькой, обычно четырёхугольной бумажки с
изображениями и обозначением цены. (Почтовая марка)
Пакетик из бумаги для вкладывания в него письма. (Конверт)
Тот, кто получает письмо, бандероль, посылку. (Адресат)
Тот, кто отправляет письмо, бандероль, посылку. (Адресант)
Надпись на письме, посылке, указывающая получателя и место назначения. (Адрес)
Цифровое условное обозначение населённого пункта. (Индекс)
Почтовая карточка для открытого письма. (Открытка)
Как называется жанр, относящийся к частной переписке, письмам? (Эпистолярный)
Слова приветствия в письмах (здравствуйте, добрый день, привет, добрый вечер)
Какими словами мы завершаем письмо (до свидания, до скорой встречи)
4)
Работа с текстом
- Письма бывают разные: деловые, любовные, поздравительные. Они писались в разные
времена и соблюдались стилистические особенности эпохи. Долгожданные фронтовые
письма! Как их ждали! Как рады были этим посланиям! Пришло письмо – значит, жив.
Читали, перечитывали, хранили как зеницу ока. Солдатские письма бесценны, они
помогают нам заглянуть в душу человека-солдата, понять его настроение, мысли, чувства.
Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили
до адресата, они словно передавали тепло родных сердец, любимых рук. Письма с фронта,
как луч солнца, носили из дома в дом, читали вслух, да не один раз. Письмо сына и
письмо матери. Что может быть трогательнее?! О материнском счастье, что вырастила
достойным своего сына, о желании сына рассказать матери и отцу обо всём, о том, как
воюет, какие награды заслужил. Давайте прочитаем письмо из рассказа Митяева.
«Милая мамочка! — писал Борис.— Я жив-здоров. Кормят сытно. Погода
теплая.
Стоим в лесу. Обо мне не беспокойся. Мы сейчас отдыхаем. Крепко обнимаю
и крепко-крепко целую. Твой Боря».
Всего лишь несколько строчек. Сколько тепла, любви в .нем.
- Как вы думаете, сегодня стоит ли хранить старые военные письма, почему?
- Почему Борис отправляет свои письма без конвертов?
Чтение Конверта у Бориса не было. В войну многого не хватало, Хлеба,
например, соли, И такой простой вещи, как конверты. Без них-то научились
обходиться... Борис согнул бумажный лист по верхнему углу — получился косой
парус, парус согнул — получился домик с крышей; нижние углы домика тоже согнул
и заправил под крышу— получился треугольник, письмо и конверт вместе..
- Какие моменты в рассказе нам раскрывают характера Бориса:
Гвардейцы, за мной! - услышал Борис голос командира батареи.— Поможем
еще пехоте!
Не видя, кто рядом, но чувствуя товарищей, солдат Михайлов побежал,
огибая кусты, перепрыгивая кочки. Он влетел в пшеницу, запутался в ней сапогами.
Но скоро приноровился, раздвигал е, как купальщик воду. В эти минуты он забыл
обо всем.
Знал только, что надо бежать и бежать вперед. И не было у него страха ни
перед чем.
Когда Борис добежал до верхушки бугра, там пехотинцев не было. Они
спускались по другому скату, преследуя врагов. Только один — молоденький, как
Борис,— сидел на краю траншеи.
— Гвардейцы с нами... Гвардейцы с нами...— повторял он тихо.
— Куда ранило? — спросил Борис.— Больно?
— В плечо. Больно! — ответил пехотинец.
Борис Михайлов никогда еще не перевязывал раненых и удивился ловкости,
с которой разрезал гимнастерку и обнажил поврежденное плечо. Он быстро разорвал
индивидуальный пакет и прибинтовал марлевую подушечку к плечу солдата. Тут
появилась девушка с санитарной сумкой. Она поправила повязку и повела солдата
туда, где собирались раненые.
- Какие моменты в рассказе нам раскрывают характера Бориса: смелость, отвагу,
сострадание, любовь к матери?
- Почему Борис Михайлов не стал переписывать письмо, не стал описывать бой и встречу
с раненым?
5)
Чтение сохранившихся писем фронтовиков.
- Какое отношение у вас к ветеранам войны? Почему?
- Что бы вы могли сделать для ветеранов сегодня, завтра, на днях?
- Итак, фронтовые письма и письма близких и родных – это святое, то единственное, что
осталось как память о тех военных днях, это часть души, это сокровенное, то, что
хранится в семье. Это, наверное, как разговор двух людей, для матери письмо сына, не
вернувшегося с войны, – её сердце, которое живёт, пока она читает и держит его в руках.
Исследовательскую работу «Письма из нашего районного краеведческого музея»
проводил ученик 10 класса Кубрин Никита.
Ребята зачитывали письма своих родственников.
Письмо Ивана Пазерского, 1943 год
А теперь прочитаю вам отрывок из текста Б.Васильева.
Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала
бесценные листочки. Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом
мальчик нерешительно сказал:
- Вы должны передать эти документы нам. Пожалуйста.
- Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? - почти
удивилась она.
- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
- Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
- А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор
старшая
девочка,
и
Анна
Федотовна
подивилась,
каким
официально-
нечеловеческим может стать голос ребёнка. – Музей не возьмёт копии.
- Не возьмёт, и вы не берите. – Анне Федотовне очень не понравился этот тон,
вызывающий, полный непонятной для претензии. – И пожалуйста, верните мне все
документы.
Вечером внучка как обычно читала её письмо сына, но Анна Федотовна вдруг
проговорила:
- Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. Таня! Загляни в шкатулку!
- Нету, - тихо сказала Таня. – И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её
молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь
уже погиб навсегда. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их
вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
- Ребята, как вы оцениваете поведение девочек? Что вы скажете об их поступке? Какое
письмо вы бы написали этим девочкам? (учащиеся работают в группах по 5 человек).
Чтение получившихся писем.
- Вы правы, они украли самое дорогое, что осталось у матери, – это письма её сына,
благодаря которым она жила. Этим девочкам нет прощения.
6)
Слово учителя
- Ребята, сегодня вы узнали на уроке письма многое о солдатских письмах, познакомились
с их содержанием. Для вас этот урок был неким открытием, вы задумались, многое
поняли, обратили внимание и на форму этих писем, и на их содержание.
Пусть хранятся в семьях старые пожелтевшие письма, фотографии, медали и ордена.
Уроки истории забывать нельзя. Вы тоже за них в ответе.
7)
Выразительное чтение стихотворения. (Читает ученица)
Сергей Михалков
Мать солдатская (отрывок)
…Седая мать по-своему воюет,
И по ночам о сыновьях тоскует,
И молится за них наедине…
Они идут дорогой наступленья
В измученные немцами селенья,
Они освобождают города
И на руки детишек поднимают,
Как сыновей, их бабы обнимают,
Ты можешь, мать, сынами быть горда!
И если ты иногда заскучаешь,
Что писем вот опять не получаешь,
И загрустишь, и дни начнёшь считать,
Душой болеть – опять Илья не пишет,
Молчит Володя, нет вестей от Гриши,
Ты не грусти. Они напишут, мать!