Напоминание

Интегрированный урок "Письмо"


Автор: Вилкова Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ 1
Населённый пункт: р.п. Новоспасское, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок "Письмо"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Письмо.

Цель:

- создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, используя рассказ

Митяева «Треугольное письмо»;

- отработка навыка правильного написания и оформления писем.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с особенностями написания письма.

2. Учить решать учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке.

3. Развивать коммуникативные способности учащихся; воспитывать интерес к

эпистолярному жанру.

1)

Слово учителя

- Эпистолярный жанр сейчас переживает не самые лучшие дни. Многим кажется, что не

стоит тратить свое время на написание писем, что гораздо быстрее позвонить другому

человеку и сообщить ему что-то. Отчасти это верно, но разве можно сравнить разговор по

телефону с письмом, написанным для человека, с которым мы хотим поделиться горем

или радостью?

Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных,

друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло

близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются

друг с другом, делятся радостями и горестями.

- Письмо… Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Запишите ассоциативный ряд к этому слову в тетради. Назовите свои ассоциации

(письмо-бумага, ручка, перо, конверт, марка, рассказ, сообщение, информация, известие,

поздравление, просьба, общение, корреспонденция)

2)

Лексико-орфографическая работа

1. Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное

отправление, получатель

2. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное

отправление, отправитель

Эпистола,-ы,ж.( греч. epistole

Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire

Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо

3)

Словарный диктант

Как называют разносчика почты, корреспонденции по адресам. (Почтальон)

Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Письмо)

Знак оплаты почтовых сборов в виде маленькой, обычно четырёхугольной бумажки с

изображениями и обозначением цены. (Почтовая марка)

Пакетик из бумаги для вкладывания в него письма. (Конверт)

Тот, кто получает письмо, бандероль, посылку. (Адресат)

Тот, кто отправляет письмо, бандероль, посылку. (Адресант)

Надпись на письме, посылке, указывающая получателя и место назначения. (Адрес)

Цифровое условное обозначение населённого пункта. (Индекс)

Почтовая карточка для открытого письма. (Открытка)

Как называется жанр, относящийся к частной переписке, письмам? (Эпистолярный)

Слова приветствия в письмах (здравствуйте, добрый день, привет, добрый вечер)

Какими словами мы завершаем письмо (до свидания, до скорой встречи)

4)

Работа с текстом

- Письма бывают разные: деловые, любовные, поздравительные. Они писались в разные

времена и соблюдались стилистические особенности эпохи. Долгожданные фронтовые

письма! Как их ждали! Как рады были этим посланиям! Пришло письмо – значит, жив.

Читали, перечитывали, хранили как зеницу ока. Солдатские письма бесценны, они

помогают нам заглянуть в душу человека-солдата, понять его настроение, мысли, чувства.

Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили

до адресата, они словно передавали тепло родных сердец, любимых рук. Письма с фронта,

как луч солнца, носили из дома в дом, читали вслух, да не один раз. Письмо сына и

письмо матери. Что может быть трогательнее?! О материнском счастье, что вырастила

достойным своего сына, о желании сына рассказать матери и отцу обо всём, о том, как

воюет, какие награды заслужил. Давайте прочитаем письмо из рассказа Митяева.

«Милая мамочка! — писал Борис.— Я жив-здоров. Кормят сытно. Погода

теплая.

Стоим в лесу. Обо мне не беспокойся. Мы сейчас отдыхаем. Крепко обнимаю

и крепко-крепко целую. Твой Боря».

Всего лишь несколько строчек. Сколько тепла, любви в .нем.

- Как вы думаете, сегодня стоит ли хранить старые военные письма, почему?

- Почему Борис отправляет свои письма без конвертов?

Чтение Конверта у Бориса не было. В войну многого не хватало, Хлеба,

например, соли, И такой простой вещи, как конверты. Без них-то научились

обходиться... Борис согнул бумажный лист по верхнему углу — получился косой

парус, парус согнул — получился домик с крышей; нижние углы домика тоже согнул

и заправил под крышу— получился треугольник, письмо и конверт вместе..

- Какие моменты в рассказе нам раскрывают характера Бориса:

Гвардейцы, за мной! - услышал Борис голос командира батареи.— Поможем

еще пехоте!

Не видя, кто рядом, но чувствуя товарищей, солдат Михайлов побежал,

огибая кусты, перепрыгивая кочки. Он влетел в пшеницу, запутался в ней сапогами.

Но скоро приноровился, раздвигал е, как купальщик воду. В эти минуты он забыл

обо всем.

Знал только, что надо бежать и бежать вперед. И не было у него страха ни

перед чем.

Когда Борис добежал до верхушки бугра, там пехотинцев не было. Они

спускались по другому скату, преследуя врагов. Только один — молоденький, как

Борис,— сидел на краю траншеи.

— Гвардейцы с нами... Гвардейцы с нами...— повторял он тихо.

— Куда ранило? — спросил Борис.— Больно?

— В плечо. Больно! — ответил пехотинец.

Борис Михайлов никогда еще не перевязывал раненых и удивился ловкости,

с которой разрезал гимнастерку и обнажил поврежденное плечо. Он быстро разорвал

индивидуальный пакет и прибинтовал марлевую подушечку к плечу солдата. Тут

появилась девушка с санитарной сумкой. Она поправила повязку и повела солдата

туда, где собирались раненые.

- Какие моменты в рассказе нам раскрывают характера Бориса: смелость, отвагу,

сострадание, любовь к матери?

- Почему Борис Михайлов не стал переписывать письмо, не стал описывать бой и встречу

с раненым?

5)

Чтение сохранившихся писем фронтовиков.

- Какое отношение у вас к ветеранам войны? Почему?

- Что бы вы могли сделать для ветеранов сегодня, завтра, на днях?

- Итак, фронтовые письма и письма близких и родных – это святое, то единственное, что

осталось как память о тех военных днях, это часть души, это сокровенное, то, что

хранится в семье. Это, наверное, как разговор двух людей, для матери письмо сына, не

вернувшегося с войны, – её сердце, которое живёт, пока она читает и держит его в руках.

Исследовательскую работу «Письма из нашего районного краеведческого музея»

проводил ученик 10 класса Кубрин Никита.

Ребята зачитывали письма своих родственников.

Письмо Ивана Пазерского, 1943 год

А теперь прочитаю вам отрывок из текста Б.Васильева.

Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала

бесценные листочки. Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом

мальчик нерешительно сказал:

- Вы должны передать эти документы нам. Пожалуйста.

- Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? - почти

удивилась она.

- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

- Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

- А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор

старшая

девочка,

и

Анна

Федотовна

подивилась,

каким

официально-

нечеловеческим может стать голос ребёнка. – Музей не возьмёт копии.

- Не возьмёт, и вы не берите. – Анне Федотовне очень не понравился этот тон,

вызывающий, полный непонятной для претензии. – И пожалуйста, верните мне все

документы.

Вечером внучка как обычно читала её письмо сына, но Анна Федотовна вдруг

проговорила:

- Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. Таня! Загляни в шкатулку!

- Нету, - тихо сказала Таня. – И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её

молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь

уже погиб навсегда. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их

вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

- Ребята, как вы оцениваете поведение девочек? Что вы скажете об их поступке? Какое

письмо вы бы написали этим девочкам? (учащиеся работают в группах по 5 человек).

Чтение получившихся писем.

- Вы правы, они украли самое дорогое, что осталось у матери, – это письма её сына,

благодаря которым она жила. Этим девочкам нет прощения.

6)

Слово учителя

- Ребята, сегодня вы узнали на уроке письма многое о солдатских письмах, познакомились

с их содержанием. Для вас этот урок был неким открытием, вы задумались, многое

поняли, обратили внимание и на форму этих писем, и на их содержание.

Пусть хранятся в семьях старые пожелтевшие письма, фотографии, медали и ордена.

Уроки истории забывать нельзя. Вы тоже за них в ответе.

7)

Выразительное чтение стихотворения. (Читает ученица)

Сергей Михалков

Мать солдатская (отрывок)

…Седая мать по-своему воюет,

И по ночам о сыновьях тоскует,

И молится за них наедине…

Они идут дорогой наступленья

В измученные немцами селенья,

Они освобождают города

И на руки детишек поднимают,

Как сыновей, их бабы обнимают,

Ты можешь, мать, сынами быть горда!

И если ты иногда заскучаешь,

Что писем вот опять не получаешь,

И загрустишь, и дни начнёшь считать,

Душой болеть – опять Илья не пишет,

Молчит Володя, нет вестей от Гриши,

Ты не грусти. Они напишут, мать!



В раздел образования