Автор: Макарова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СШ с.Астрадамовка
Населённый пункт: село Астрадамовка, Сурский район, Ульяновская область
Наименование материала: рабочая программа по предмету
Тема: "Рабочая программа по географии 5 класс"
Раздел: среднее образование
Аннотация к рабочей программе
Предмет
География
Класс
5
Нормативные
документы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
2. Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений
в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
3. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования ( Приказ от 31 марта
2014г. № 253).
4. Программы по географии 5-9 классы. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В.
Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. М. Вентана- Граф , 2013 г.
5. Приказ МинобрнаукиРоссии от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010г. № 1897»
6. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СШ с.
Астрадамовка
Учебно-
методический
комплекс
.Учебник:
География.
Начальный
курс:
5
класс:
учебник
для
учащихся
общеобразовательных
учреждений
/
А.А.Летягин;
под
общ.ред.
В.П.Дронова.
–
М.:
Вентана-Граф, 2015, 160с.
2.Рабочая тетрадь к учебнику: Летягин А.А. География: дневник географа-следопыта: 5
класс. «География. Начальный курс» / А.А.Летягин. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 96с.
3.Атлас с комплектом контурных карт. Начальный курс географии. 5 класс. / А.А.Летягин.
ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА». 2016
Общая
характеристика
предмета
География
в
основной
школе
–
учебная
дисциплина,
формирующая
у
школьников
комплексное,
системное
и
социально-ориентированное
представление
о
Земле
как
планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и
хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к
географическим
условиям
окружающей
среды,
о
географических
подходах
к
устойчивому развитию территорий.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода и
предполагает вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и
практическую деятельность.
Место учебного
предмета в
учебном плане
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО).
Согласно учебному плану школы на изучение «Начального курса географии» в 5 классе
отводится 35 часов (1 час в неделю).
Структура
программы
1. Аннотация
2. Титульный лист
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
4. Содержание учебного предмета
5. Тематическое планирование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школас. Астрадамовка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование курса:_____________География. Начальный курс.
Класс:__________________________5__________________________
Уровень общего образования:____среднее общее________________
Учитель:__________________Макарова Н.Е.____________________
Срок реализации программы:_______2017-2018 учебный год__________
Количество часов по учебному плану: всего35 часов в год; в неделю1 час
Планирование составлено на основе авторской программы по географии 5-9
класс Летягина А.А., И.В. Душиной, В.Б. Пятунина, Е.А. Таможней
Учебник: География. Начальный курс. 5 класс. Автор А.А. Летягин
Рабочую программу составил: учитель географии Макарова Н.Е.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМОучителей
естественно - математического цикла
Протокол №1 от __________ года
Руководитель РМО_______Шуманова Н.А.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
__________________Комарова Е.М.
_______________ год
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ СШ с. Астрадамовка
____________Аксенова С.Е.
Приказ №______________ года
1.
Планируемые результаты изучения географии
Источники географической информации
Выпускник научится:
использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)
зависимости и закономерности;
определять
и
сравнивать
качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим
картам разного содержания;
выявлять
в
процессе
работы
с
одним
или
несколькими
источниками
географической
информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять
описания
географических
объектов,
процессов
и
явлений
с
использованием
разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться
на
местности
при
помощи
топографических
карт
и
современных
навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
различать
изученные
географические
объекты,
процессы
и
явления,
сравнивать
географические
объекты,
процессы
и
явления
на
основе
известных
характерных
свойств
и
проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,
условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости
течения водных потоков;
оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать
знания
о
географических
явлениях
в
повседневной
жизни
для
сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-
экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования
географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-
популярной литературе и СМИ;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения географии
Личностные
результаты
Метапредметные результаты
Предметные
I. Учащиеся обязаны:
1.Развивать
любознательность и
формировать интерес
к изучению природы
методами
естественных наук
2. Развивать
интеллектуальные и
творческие
способности.
II. Учащиеся получат
возможность:
1. Воспитать
ответственное
отношение к природе
2. Осознать
необходимость
защиты окружающей
среды.
3. Развивать мотивацию
к изучению
различных
естественных наук.
I.Учащиеся обязаны:
1. Овладеть способами самоорганизации
учебной деятельности:
а) уметь ставить цели и планировать
личную учебную деятельность;
б) оценивать собственный вклад в
деятельность группы;
в) проводить самооценку уровня личных
учебных достижений
2. Освоить приемы исследовательской
деятельности:
а) формулировать цели учебного
исследования (опыта, наблюдении);
б) составлять план, фиксировать
результаты, использовать простые
измерительные приборы;
в) формулировать выводы по
результатам исследования.
II. Учащиеся получат возможность:
1. Формировать приемы работы с
информацией, т.е. уметь:
а) искать и отбирать источники
информации (справочные издания на
печатной основе и в виде СД,
периодические издания, Интернет и т.
д.) в соответствии с учебной задачей
или реальной жизненной ситуацией;
б) систематизировать информацию;
в) понимать информацию в различной
знаковой форме - в виде таблиц,
диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
2. Овладеть опытом межличностной
коммуникации, корректным ведением
диалога и участием в дискуссии;
участвовать в работе группы в
соответствии с обозначенной целью.
Регулятивные (учебно-организационные):
ставить учебную задачу под
руководством учителя;
планировать свою деятельность
под руководством учителя;
работать в соответствии с
поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с
предложенным планом;
участвовать в совместной
деятельности;
сравнивать полученные
результаты с ожидаемыми результатами.
оценивать работу одноклассников.
Познавательные
учебно-логические:
выделять главное, существенные
I. Учащиеся обязаны:
1. В ценностно-
ориентационной сфере -
формировать представление
об одном из важнейших
способов познания
человеком окружающего
мира.
2. Формировать
элементарные
исследовательские умения.
II. Учащиеся получат
возможность:
Применять полученные
знания и умения: а) для
решения практических
задач в повседневной
жизни;
б) для осознанного
соблюдения норм и
правил безопасного
поведения в природной и
социальной среде.
признаки понятий;
определять критерии для
сравнения фактов, явлений, событий,
объектов;
сравнивать объекты, факты,
явления, события по заданным
критериям;
высказывать суждения,
подтверждая их фактами;
классифицировать информацию
по заданным признакам;
выявлять причинно-следственные
связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи
соподчинения и зависимости между
компонентами объекта;
учебно-информационные:
поиск и отбор информации в
учебных и справочных пособиях,
словарях;
работа с текстом и внетекстовыми
компонентами: выделение главной
мысли, поиск определений понятий,
составление простого и сложного плана,
поиск ответов на вопросы, составление
вопросов к текстам, составление
логической цепочки, составление по
тексту таблицы, схемы;
качественное и количественное
описание объекта;
классификация и организация
информации;
создание текстов разных типов
(описательные, объяснительные) и т.д.
Коммуникативные:
•выступать перед аудиторией,
придерживаясь определенного стиля при
выступлении;
•уметь вести дискуссию, диалог;
•находить приемлемое решение при
наличии разных точек зрения.
2.
Содержание учебного предмета.
Введение. Географическое познание нашей планеты. (3 часа)
Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и
процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания
поверхности планеты.
Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона.
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (4 часа)
Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение
Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет
Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и
вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Раздел 2. Геосферы Земли. (27 часа)
Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка
Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их
использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения
и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения
в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.
Практическая работа №2Создание конструктора литосферных плит.
Атмосфера.Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение.
Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере.
Особенности погоды своей местности
Практическая работа №3 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова.
Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения
(теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа
на
направление
и
характер
течения
рек.
Пороги
и
водопады.
Питание
и
режим
рек.
Озёра,
происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия.
Оледенение
горное
и
покровное.
Подземные
воды,
их
происхождение,
условия
залегания
и
использование.
Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Практическая работа №4Определение по картам географических объектов.
Биосфера. Биосфера,её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных
и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность
организмов
к
условиям
существования.
Взаимное
влияние
животных
и
растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Практическая работа №5 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка
их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.
На
каждом
уроке
географии
осуществляется
практическая
направленность
и
системно-
деятельностный
подход,
но
в
КТП
внесено
5
оценочных
практических
работ.
В
авторской
программе резерв учебного времени 2 часа использован в наиболее сложном разделе «Геосферы
Земли».
Перечень практических работ
3.
Наблюдение за изменением длины тени гномона.
4.
Создание конструктора литосферных плит.
5.
Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
6.
Определение по картам географических объектов.
7.
Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под
влиянием хозяйственной деятельности человека.
Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.
Направления проектной деятельности обучающихся
Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов. В
преподавании
географии
будут
использоваться
следующие
типы
учебных
проектов.
По
доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или
практико-ориентированные.По
предметно-содержательной
области:
монопредметные,
межпредметные
и
надпредметные. По
продолжительности:
от
кратковременных,
когда
планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на
спаренном
учебном
занятии,
до
длительных—
продолжительностью
от
месяца
и
более. По
количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с
последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением.
Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект
сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно
также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);
в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения,
с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед
аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно
формирование
умений
находить,
обрабатывать
и
представлять
информацию,
следовательно,
желательно,
чтобы
все
учащиеся
приняли
участие
пусть
в
разных
по
продолжительности
и
сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может
перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В
полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она
включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение
источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных
результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко
являются
конкурсной
внешкольной
работой.
Специфика
предметного
содержания
географии
позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от
первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета
географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому
результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а
может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины)
Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать
вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
1.
Тематическое планирование
№ п/п
Темы уроков
Кол-
во
часов
Даты
проведения
По
плану
По
факту
Введение.Географическое познание нашей планеты (3 ч)
1-
2.
1 - 2.
География — одна из наук о планете Земля.
2
3.
3. Наблюдения — метод географической науки
Практическая работа №1. Наблюдение за изменением
длины тени гномона
1
Раздел№1. Земля как планета Солнечной системы (4 часа)
Планета Земля (4 часа)
4.
1.Земля среди других планет Солнечной системы
1
5-
6
2-3.Движение Земли по околосолнечной орбите
2
7.
4.Суточное вращение Земли
1
8.
1.Слои «твёрдой»Земли
1
Раздел №2 Геосферы Земли (27 часов)
Литосфера (8 часов)
9.
2.Вулканы Земли
Практическая
работа
№2
Создание
конструктора
литосферных плит.
1
10-
11.
3-4. Из чего состоитземная кора.
2
12.
5.Строение земной коры. Землетрясения
1
13-14.
6-7.Рельефземной поверхности.
Пр. р. №2 Определение по карте географического
положения гор и равнин.
2
15.
8.Человек и литосфера
1
Атмосфера (5 часов)
16-17.
1-2.Воздушная оболочка Земли
2
18-19.
3-4.Погода иметеорологические наблюдения.
Практическая
работа
№3 Обработка
результатов
наблюдений за погодой в своей местности.
2
20.
5.Человек и атмосфера
1
Воднаяоболчка Земли (7 часов)
21-22.
1-2.Вода наЗемле
2
23.
3.Мировой океан — главная часть гидросферы
Практическая
работа
№4Определение
по
картам
географических объектов.
1
24.
4.Воды суши. Реки
1
25-26.
5-6. Озёра. Вода в «земных кладовых»
2
27.
7.Человек и гидросфера
1
Биосфера (7 часов)
28.
1.Оболочкажизни
1
29.
2.Жизнь в тропическом поясе
1
30-31.
3-4.Растительный и животный мир умеренных поясов.
2