Напоминание

"Рабочая программа по географии 5 класс"


Автор: Макарова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СШ с.Астрадамовка
Населённый пункт: село Астрадамовка, Сурский район, Ульяновская область
Наименование материала: рабочая программа по предмету
Тема: "Рабочая программа по географии 5 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Аннотация к рабочей программе

Предмет

География

Класс

5

Нормативные

документы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования».

2. Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений

в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.

№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования».

3. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию

при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования ( Приказ от 31 марта

2014г. № 253).

4. Программы по географии 5-9 классы. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В.

Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. М. Вентана- Граф , 2013 г.

5. Приказ МинобрнаукиРоссии от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений в

федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,

утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 декабря 2010г. № 1897»

6. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СШ с.

Астрадамовка

Учебно-

методический

комплекс

.Учебник:

География.

Начальный

курс:

5

класс:

учебник

для

учащихся

общеобразовательных

учреждений

/

А.А.Летягин;

под

общ.ред.

В.П.Дронова.

М.:

Вентана-Граф, 2015, 160с.

2.Рабочая тетрадь к учебнику: Летягин А.А. География: дневник географа-следопыта: 5

класс. «География. Начальный курс» / А.А.Летягин. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 96с.

3.Атлас с комплектом контурных карт. Начальный курс географии. 5 класс. / А.А.Летягин.

ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА». 2016

Общая

характеристика

предмета

География

в

основной

школе

учебная

дисциплина,

формирующая

у

школьников

комплексное,

системное

и

социально-ориентированное

представление

о

Земле

как

планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и

хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к

географическим

условиям

окружающей

среды,

о

географических

подходах

к

устойчивому развитию территорий.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода и

предполагает вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и

практическую деятельность.

Место учебного

предмета в

учебном плане

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям

федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования (ФГОС ООО).

Согласно учебному плану школы на изучение «Начального курса географии» в 5 классе

отводится 35 часов (1 час в неделю).

Структура

программы

1. Аннотация

2. Титульный лист

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

4. Содержание учебного предмета

5. Тематическое планирование

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школас. Астрадамовка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование курса:_____________География. Начальный курс.

Класс:__________________________5__________________________

Уровень общего образования:____среднее общее________________

Учитель:__________________Макарова Н.Е.____________________

Срок реализации программы:_______2017-2018 учебный год__________

Количество часов по учебному плану: всего35 часов в год; в неделю1 час

Планирование составлено на основе авторской программы по географии 5-9

класс Летягина А.А., И.В. Душиной, В.Б. Пятунина, Е.А. Таможней

Учебник: География. Начальный курс. 5 класс. Автор А.А. Летягин

Рабочую программу составил: учитель географии Макарова Н.Е.

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМОучителей

естественно - математического цикла

Протокол №1 от __________ года

Руководитель РМО_______Шуманова Н.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

__________________Комарова Е.М.

_______________ год

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ СШ с. Астрадамовка

____________Аксенова С.Е.

Приказ №______________ года

1.

Планируемые результаты изучения географии

Источники географической информации

Выпускник научится:

использовать

различные

источники

географической

информации

(картографические,

статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и

извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)

зависимости и закономерности;

определять

и

сравнивать

качественные

и

количественные

показатели,

характеризующие

географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим

картам разного содержания;

выявлять

в

процессе

работы

с

одним

или

несколькими

источниками

географической

информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

составлять

описания

географических

объектов,

процессов

и

явлений

с

использованием

разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения

учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

ориентироваться

на

местности

при

помощи

топографических

карт

и

современных

навигационных приборов;

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

строить простые планы местности;

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

различать

изученные

географические

объекты,

процессы

и

явления,

сравнивать

географические

объекты,

процессы

и

явления

на

основе

известных

характерных

свойств

и

проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между

изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,

условий протекания и географических различий;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного

давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости

течения водных потоков;

оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных

географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать

знания

о

географических

явлениях

в

повседневной

жизни

для

сохранения

здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-

экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования

географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-

популярной литературе и СМИ;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе

нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения географии

Личностные

результаты

Метапредметные результаты

Предметные

I. Учащиеся обязаны:

1.Развивать

любознательность и

формировать интерес

к изучению природы

методами

естественных наук

2. Развивать

интеллектуальные и

творческие

способности.

II. Учащиеся получат

возможность:

1. Воспитать

ответственное

отношение к природе

2. Осознать

необходимость

защиты окружающей

среды.

3. Развивать мотивацию

к изучению

различных

естественных наук.

I.Учащиеся обязаны:

1. Овладеть способами самоорганизации

учебной деятельности:

а) уметь ставить цели и планировать

личную учебную деятельность;

б) оценивать собственный вклад в

деятельность группы;

в) проводить самооценку уровня личных

учебных достижений

2. Освоить приемы исследовательской

деятельности:

а) формулировать цели учебного

исследования (опыта, наблюдении);

б) составлять план, фиксировать

результаты, использовать простые

измерительные приборы;

в) формулировать выводы по

результатам исследования.

II. Учащиеся получат возможность:

1. Формировать приемы работы с

информацией, т.е. уметь:

а) искать и отбирать источники

информации (справочные издания на

печатной основе и в виде СД,

периодические издания, Интернет и т.

д.) в соответствии с учебной задачей

или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной

знаковой форме - в виде таблиц,

диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

2. Овладеть опытом межличностной

коммуникации, корректным ведением

диалога и участием в дискуссии;

участвовать в работе группы в

соответствии с обозначенной целью.

Регулятивные (учебно-организационные):

ставить учебную задачу под

руководством учителя;

планировать свою деятельность

под руководством учителя;

работать в соответствии с

поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с

предложенным планом;

участвовать в совместной

деятельности;

сравнивать полученные

результаты с ожидаемыми результатами.

оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:

выделять главное, существенные

I. Учащиеся обязаны:

1. В ценностно-

ориентационной сфере -

формировать представление

об одном из важнейших

способов познания

человеком окружающего

мира.

2. Формировать

элементарные

исследовательские умения.

II. Учащиеся получат

возможность:

Применять полученные

знания и умения: а) для

решения практических

задач в повседневной

жизни;

б) для осознанного

соблюдения норм и

правил безопасного

поведения в природной и

социальной среде.

признаки понятий;

определять критерии для

сравнения фактов, явлений, событий,

объектов;

сравнивать объекты, факты,

явления, события по заданным

критериям;

высказывать суждения,

подтверждая их фактами;

классифицировать информацию

по заданным признакам;

выявлять причинно-следственные

связи;

решать проблемные задачи;

анализировать связи

соподчинения и зависимости между

компонентами объекта;

учебно-информационные:

поиск и отбор информации в

учебных и справочных пособиях,

словарях;

работа с текстом и внетекстовыми

компонентами: выделение главной

мысли, поиск определений понятий,

составление простого и сложного плана,

поиск ответов на вопросы, составление

вопросов к текстам, составление

логической цепочки, составление по

тексту таблицы, схемы;

качественное и количественное

описание объекта;

классификация и организация

информации;

создание текстов разных типов

(описательные, объяснительные) и т.д.

Коммуникативные:

•выступать перед аудиторией,

придерживаясь определенного стиля при

выступлении;

•уметь вести дискуссию, диалог;

•находить приемлемое решение при

наличии разных точек зрения.

2.

Содержание учебного предмета.

Введение. Географическое познание нашей планеты. (3 часа)

Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и

процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания

поверхности планеты.

Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона.

Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (4 часа)

Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение

Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет

Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и

вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Раздел 2. Геосферы Земли. (27 часа)

Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка

Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их

использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения

и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения

в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.

Практическая работа №2Создание конструктора литосферных плит.

Атмосфера.Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение.

Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере.

Особенности погоды своей местности

Практическая работа №3 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.

Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова.

Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения

(теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа

на

направление

и

характер

течения

рек.

Пороги

и

водопады.

Питание

и

режим

рек.

Озёра,

происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия.

Оледенение

горное

и

покровное.

Подземные

воды,

их

происхождение,

условия

залегания

и

использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Практическая работа №4Определение по картам географических объектов.

Биосфера. Биосфера,её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных

и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность

организмов

к

условиям

существования.

Взаимное

влияние

животных

и

растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Практическая работа №5 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка

их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.

На

каждом

уроке

географии

осуществляется

практическая

направленность

и

системно-

деятельностный

подход,

но

в

КТП

внесено

5

оценочных

практических

работ.

В

авторской

программе резерв учебного времени 2 часа использован в наиболее сложном разделе «Геосферы

Земли».

Перечень практических работ

3.

Наблюдение за изменением длины тени гномона.

4.

Создание конструктора литосферных плит.

5.

Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.

6.

Определение по картам географических объектов.

7.

Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под

влиянием хозяйственной деятельности человека.

Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.

Направления проектной деятельности обучающихся

Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов. В

преподавании

географии

будут

использоваться

следующие

типы

учебных

проектов.

По

доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или

практико-ориентированные.По

предметно-содержательной

области:

монопредметные,

межпредметные

и

надпредметные. По

продолжительности:

от

кратковременных,

когда

планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на

спаренном

учебном

занятии,

до

длительных—

продолжительностью

от

месяца

и

более. По

количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с

последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением.

Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект

сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно

также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);

в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения,

с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед

аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно

формирование

умений

находить,

обрабатывать

и

представлять

информацию,

следовательно,

желательно,

чтобы

все

учащиеся

приняли

участие

пусть

в

разных

по

продолжительности

и

сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может

перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В

полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она

включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение

источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных

результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко

являются

конкурсной

внешкольной

работой.

Специфика

предметного

содержания

географии

позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от

первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета

географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому

результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а

может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины)

Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать

вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

1.

Тематическое планирование

№ п/п

Темы уроков

Кол-

во

часов

Даты

проведения

По

плану

По

факту

Введение.Географическое познание нашей планеты (3 ч)

1-

2.

1 - 2.

География — одна из наук о планете Земля.

2

3.

3. Наблюдения — метод географической науки

Практическая работа №1. Наблюдение за изменением

длины тени гномона

1

Раздел№1. Земля как планета Солнечной системы (4 часа)

Планета Земля (4 часа)

4.

1.Земля среди других планет Солнечной системы

1

5-

6

2-3.Движение Земли по околосолнечной орбите

2

7.

4.Суточное вращение Земли

1

8.

1.Слои «твёрдой»Земли

1

Раздел №2 Геосферы Земли (27 часов)

Литосфера (8 часов)

9.

2.Вулканы Земли

Практическая

работа

№2

Создание

конструктора

литосферных плит.

1

10-

11.

3-4. Из чего состоитземная кора.

2

12.

5.Строение земной коры. Землетрясения

1

13-14.

6-7.Рельефземной поверхности.

Пр. р. №2 Определение по карте географического

положения гор и равнин.

2

15.

8.Человек и литосфера

1

Атмосфера (5 часов)

16-17.

1-2.Воздушная оболочка Земли

2

18-19.

3-4.Погода иметеорологические наблюдения.

Практическая

работа

№3 Обработка

результатов

наблюдений за погодой в своей местности.

2

20.

5.Человек и атмосфера

1

Воднаяоболчка Земли (7 часов)

21-22.

1-2.Вода наЗемле

2

23.

3.Мировой океан — главная часть гидросферы

Практическая

работа

№4Определение

по

картам

географических объектов.

1

24.

4.Воды суши. Реки

1

25-26.

5-6. Озёра. Вода в «земных кладовых»

2

27.

7.Человек и гидросфера

1

Биосфера (7 часов)

28.

1.Оболочкажизни

1

29.

2.Жизнь в тропическом поясе

1

30-31.

3-4.Растительный и животный мир умеренных поясов.

2



В раздел образования