Автор: Котова Наталья Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 2
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Роль концертмейстера в классе духовых инструментов"
Раздел: дополнительное образование
Роль концертмейстера в классе духовых инструментов.
В музыкальной педагогике существует одна важная, не всегда заметная
и находящаяся на переднем плане деятельность, которая тем не менее
является основой и поддержкой для качественного обучения, стабильности
выступления, профессионального роста ученика, - это деятельность педагога-
концертмейстера. Такие категории обучающихся, как: вокалисты, духовики,
струнники, народники, хоровые коллективы, не могут осуществлять свое
творчество
без
фортепианного
сопровождения.
Для
этого
и
нужен
концертмейстер, играющий важную роль и при выборе программы, и при ее
освоении, вплоть до выступления на сцене или экзамене. В тесном контакте с
педагогом и концертмейстером ребенок приобщается к миру музыки,
совершенствуется в игре на инструменте, обучается созданию образов и
музыкальных
картин
с
помощью
интеллектуального
воздействия
на
воображение и работы над техническими задачами.
Таким
образом,
концертмейстер
является
таким
же
важным
наставником для ученика, как и педагог. С самых первых шагов ученика при
разучивании нового произведения пианист контролирует правильность
исполнения нот, ритмических рисунков, штрихов, построения музыкальных
фраз. Необходимо помочь ученику не только с разбором нотного текста, но и
рассказать о композиторе, эпохе, в которой творил данный композитор,
заострить внимание на особенностях стиля, характера и особенностей
исполнения, посоветовать прослушать произведение в исполнении хороших
музыкантов,
прочитать
подходящую
учебную
или
художественную
литературу
об
истории
создания
или
музыкальных
особенностях
разучиваемого произведения.
Рассмотрим некоторые аспекты работы концертмейстера в классе
духовых инструментов.
Как известно, одним из самых важных моментов обучения музыканта-
духовика является постановка исполнительского дыхания. С первых тактов
изучения нового произведения педагог и концертмейстер должны уделять
максимум внимания освоению правильного дыхания ученика при игре на
инструменте, в связи с этим можно выделить следующие этапы работы:
- знакомство ученика с новым произведением, исполнение пьесы
педагогом совместно с концертмейстером, определение стиля, перечисление
основных
технических
сложностей,
ключевых
моментов,
постановка
основных задач при разборе и дальнейшей отработке произведения;
- исполнение партии солиста педагогом по частям с разбором правил
фразировки и, соответственно с построениями фраз, моментов взятия
дыхания, выставление в нотном тексте соответствующих пометок;
- разбор в медленном темпе учеником пьесы под внимательным
контролем педагога за правильным дыханием;
- если ученик успешно освоил нотный текст и уверенно следует
правилам фразировки, можно попробовать исполнить произведение с
концертмейстером в спокойном темпе, при этом концертмейстер может
помочь исполнителю, хорошо показывая каждую фразу, ее начало, развитие
и окончание, помогая при этом ученику запоминать на слух музыкальный
материал и правильно пользоваться дыханием при игре.
При работе над новым произведением концертмейстер помогает
педагогу раскрыть для ученика различные детали, с помощью проигрывания
на фортепиано партии ученика, аккомпанемента, а также объединенного
варианта, т.е. соединения аккомпанемента и партии солиста вместе.
При этом педагог обращает внимание ученика на важные особенности
произведения, которые необходимо учитывать сразу, при разборе новой
пьесы,
например,
необычные
гармонические
последовательности,
модуляционные сдвиги, основную тему, ее развитие, кульминацию и
заключение, главную и побочную темы, смену ритма, наличие скрытых
голосов, повтор частей произведения, и многое другое. Чем подробнее
анализ произведения при разборе, тем быстрее и точнее ученик сможет
создать общую музыкальную концепцию, при наличии регулярной и
тщательной работы над пьесой.
Следует отметить такой важный момент, как выучивание пьесы
наизусть. Педагогу нужно контролировать, чтобы ученик учил произведение
наиболее точно, с учетом всех нюансов, оговоренных при разборе. Это не
только правильное дыхание, верная аппликатура, ритм и т.д., но и
соблюдение всех правил, необходимых для передачи нужного музыкального
образа. Нужно сразу учить произведение с нужной динамикой, стараться
делать логическое развитие фраз и частей, подводить к кульминации, вносить
в музыку свое отношение и эмоции. В этом может помочь педагог, побуждая
ученика словом, призывая к игре с отдачей и эмоциональностью, и
концертмейстер, который с помощью аккомпанемента раскрывает нюансы,
пропущенные учеником, играя их несколько выпуклее и ярче, чтобы
побудить солиста выделить нужные моменты в произведении.
Следующий этап работы в классе духовых инструментов – подготовка
к экзамену или концертному выступлению. Произведение к этому времени
уже должно быть выучено уверенно наизусть, все детали, дыхание,
динамика, аппликатура и прочее – доведено до автоматизма. Главная задача –
создание
образа,
раскрытия
главной
мысли
произведения,
передача
композиторского замысла в соответствии со стилем и характером пьесы.
Концертмейстер и ученик в процессе репетиций должны найти нужный
баланс в темповом, динамическом, эмоциональном отношении. Ученик,
чувствуя надежную поддержку концертмейстера, должен не забывать, что он
– солист, добиваться уверенной, точной игры с передачей основной
музыкальной мысли произведения. Часто сценическое волнение приводит к
срывам
и
спотыканиям
в
процессе
исполнения,
и
в
этот
момент
концертмейстер
должен
максимально
помочь
ученику,
сгладить
по
возможности возникшее затруднение, подхватить текст, заполнить паузу
аккомпанементом, подсказать ученику ноты и поддержать эмоциональный
тон на прежнем уровне, без спадов и нерешительности.
Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что
роль концертмейстера в классе духовых инструментов очень велика.
Концертмейстер присутствует практически на всех этапах разучивания,
начиная от первого знакомства с новым произведением и заканчивая
экзаменом или концертным выступлением. Наиболее выдающийся результат
достижим при наличии многих составляющих: способностей и трудолюбии
ученика, мастерства концертмейстера, психологического комфорта в классе,
опыта и авторитета преподавателя. При наличии всех этих компонентов мы
можем добиться больших успехов в воспитании музыкальности и хороших
исполнительских качеств у ученика-инструменталиста.