Автор: Фофанова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Перевозский детский сад "Малышок"
Населённый пункт: Нижегородская область г. Перевоз
Наименование материала: статья
Тема: Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом.
Раздел: дошкольное образование
Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников через
ознакомление с родным городом.
Я люблю свой край неброский,
Речку, лес, закат в огне,
Край припьянский, перевозский
Мил до боли в сердце мне.
И.А. Полозов.
В последние годы вследствие кризисных явлений в социально-
экономической, политической и культурной сферах жизни
наблюдается спад в процессе воспитания подрастающего
поколения. Большую тревогу вызывает одно из наиболее важных
направлений этой деятельности, связанное с созданием условий
для воспитания и развития личности гражданина и патриота
России, способного отстаивать свои интересы. В связи с этим
проблема патриотического воспитания становится актуальной и
требует наиболее эффективных подходов к ее решению.
На современном этапе дошкольное образование – первый, самый
важный уровень образования (Федеральный закон «Об
образовании в Российской федерации»). Во ФГОС ДО ключевым
принципом служит поддержка разнообразия детства,
предполагающая развивающее взаимодействие ребенка со
взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности.
Задачи решаются интегрированно в ходе освоения всех
образовательных областей. Во ФГОС ДО подчеркивается
необходимость работы по патриотическому воспитанию
дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных
особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями:
Задача ДОУ - «формирование у детей гендерной, семейной,
гражданской принадлежности, патриотических чувств» (разд.3,
п.3.4).
Ребенок должен иметь представления о себе, обществе, его
культурных ценностях; о государстве, и принадлежности к нему»
(разд.3. п.5).
Дошкольное детство- важнейший период становления личности
человека, когда закладываются нравственные основы гражданских
качеств, формируются первые представления детей об
окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном возрасте
чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок
переживает то, что с ним происходит, что его окружает.
. Система ценностей начинает формироваться в младшем
дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с
которого начинается Родина для маленького человека. История и
культура округа, города должны стать основой вокруг которой
строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это
общение, созидание, сотворчество детей и взрослых. Поэтому нет
и не может быть настоящего человека без любви к родному краю.
Свою работу по ознакомлению детей с родным городом я
разработала в виде проектной деятельности.
Выбор данной темы обусловлен пониманием нами значимости
этой проблемы, с одной стороны, и не достаточным уровнем
знаний у детей и родителей о родном крае, с другой. Необходимо
отметить, что в настоящее время эта работа не только актуальна, но
и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях
вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются
важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Проживая в
городе Перевоз, на территории уникальных мест, мы не только не
посещаем их, но и мало знаем о нем.
Цель работы по формированию представлений о родном крае: с
детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у
своих воспитанников целостное представление о родном крае,
пробудить в них любовь к родному городу, в котором живем.
Помочь осознать значение нашего маленького города в жизни
большой страны, роль каждого жителя в жизни своего города, а,
значит, и страны.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
1.Формировать у детей гражданскую позицию, чувство любви и
гордости за свой родной край, свою малую родину на основе
изучения истории, природы родного края;
2.Создать мобильную предметно- развивающую среду в группе;
3.Ориентировать родителей на гражданско – патриотическое
воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой
проблеме между родителями.
4.Дать знания детям о родном городе: история, символика,
достопримечательности, экологическая ситуация в городе;
5.Познакомить с событиями, происходящими в общественной
жизни города;
6.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть
прекрасное, гордиться им;
7.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей,
желание принимать участие в проведении мероприятий по охране
окружающей среды.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в
организованной образовательной деятельности, в играх, в труде, в
быту.
Диагностика детей старшего дошкольного возраста показала, что у
большинства детей недостаточно сформированы знания о родном
городе и крае. Дети во время беседы и выполнения заданий
сомневались в ответах, затруднялись назвать улицы города,
известные события, героев земляков. У детей отсутствуют
представления краеведческого характера. Они почти ничего не
знают о достопримечательностях нашего края.
Высокий уровень – 15%
- рассказывают о своей семье, семейных традициях:
- знают символику родного города;
- называют памятные места города:
Выражают свое отношение к родному краю
Средний уровень- 35%
- могут назвать членов своей семьи:
- не могут назвать символику города;
- называют знакомые здания города;
- не всегда могут выразить свое отношение к родному краю;
Низкий уровень – 50%
- дети не могут рассказать о своей семье, профессиях родителей;
- плохо знают символику города;
- путаются в названиях памятных мест города;
- не могут выразить свое отношение к родному краю.
Результаты диагностики на окончание исследования:
- дети знают и называют свой домашний адрес, имя отчество
родителей, членов семьи;
- место работы родителей, значимость их труда в общественной
жизни города и района;
- дети имеют посильные трудовые обязанности и в детском саду и
несут ответственность за их выполнение;
- дети знают символику города, животных и растения нашего края;
- у детей сформировано чувство гордости за Перевозский край и
желание сохранить его чистым и красивым.
Результатом данной работы является ребенок, осознающий себя
гражданином, не только в современном, но и в историческом
пространстве города. Он любит свою малую родину, свою семью,
своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и
красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма
устойчивой системы ценностей.
Вся работа велась по трем направлениям: работа с детьми, работа с
родителями и взаимодействие с социумом.
На первом этапе дети знакомились со своей семьей.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к
самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Дети
составляли рассказы о своей семье, рисовали рисунки: »Моя
семья», «Отдыхаем всей семьей», «Животные моей семьи» и т.д.
играли в сюжетно - ролевые и строительные игры. Совместно с
родителями составляли генеалогическое дерево семьи. В
результате проделанной работы дети стали более заботливо
относиться к родителям, бабушкам и дедушкам. Они рассказывали,
как помогают дома, как относятся к членам своей семьи.
Второй этап – это знакомство с детским садом. С помощью
экскурсий, наблюдений мы изучали территорию детского сада,
знакомились с профессиями людей, которые здесь работают.
Провели акции: «Чистая территория детского сада», «Поможем
птицам перезимовать». Свои впечатления дети отражали в
рисунках, аппликации, изготовлении макетов.
Дальнейшая наша работа была направлена на знакомство детей с
улицами родного города. Мы провели цикл экскурсий «Улица, на
которой находится мой детский сад», «Дома нашего
микрорайона». Также нами были проведены экологические акции
на улицах нашего города: «Берегите природу нашего края», «Нет
мусору», «Не рубите елочки!». Ребята рассказывали прохожим,
почему нельзя мусорить, как это может быть опасно для людей, что
нужно делать, чтобы наш город стал чище и краше.
Следующий этап нашей работы- это знакомство с учреждениями
нашего города. Мы посещали библиотеку, Дворец культуры, храм
Пресвятой Богородицы, детский сад «Солнечный», где участвовали
в различных мероприятиях. Таких как: выступление перевозского
театра «Светлый фон», кукольного театра; акция «Цветы для
Богородицы», праздник Пасхи.
Каждый год дети и родители нашего детского сада принимают
активное участие в конкурсах посвященных празднованию Дня
рождения города, который традиционно проходит в конце августа.
Изготавливают поделки из природного материала, из овощей и
фруктов, выращенных на своих приусадебных участках, делают
композиции из живых цветов. В результате участия в таких
мероприятиях дети получают необходимый заряд положительных
эмоций, воспитывается чувство гордости за свой родной край, за
свою малую родину.
Большое значение уделяю знакомству с памятными местами
нашего города. Это экскурсии к памятнику «Падающая звезда»,
памятнику погибшим воинам в Великой Отечественной войне, на
аллею славы. Вместе с родителями дети принимали активное
участие в шествии «Бессмертный полк», в открытии «Парка
Победы». Такие мероприятия воспитывают в душе детей
ответственность за прошлое, настоящее и будущее страны.
В ходе этой работы мы активно взаимодействовали с родителями:
проводили консультации «Обязанности детей дома»,
«Приобщение детей к труду», «Как знакомить с природой родного
края», «Как организовать досуг ребенка в нашем городе».
Родители принимали активное участие в фотовыставках: «Осень в
нашем городе», «Профессия моей мамы», «На страже Родины». К
новогодним праздникам был приурочен Мини музей «История
новогодней игрушки моей семьи».
Очень интересным получилось мероприятие «Путешествие на
воздушном шаре, где каждая семья в игровой форме рассказала о
своих увлечениях.
В конце года родители приняли участие в создании альбомов и
презентаций по темам: «Прогулка по городу», «Улица, на которой я
живу», «Поход на речку Пьяну», «Посещение памятных мест
нашего края».
В течение года были проведены различные мероприятия с детьми:
праздник «Это русская сторонка, это Родина моя». Дети читали
стихи перевозских поэтов, пели песни о городе, родном крае.
Викторина «Край Нижегородский, край Перевозский»,итоговая
организованная образовательная деятельность «Мой город
любимый». Эти мероприятия помогли детям систематизировать
знания о родном городе, крае, узнать много нового, понять и
осмыслить значение малой родины для каждого человека.
Мы принимаем активное участие в различных конкурсах. Родители
вместе с детьми принимали участие во всероссийском конкурсе «Я
лето маме подарю», где разными средствами выразительности
передавали красоту природы родного края. Участие в
региональном конкурсе «Край Нижегородский» помогло детям
больше узнать о главном городе нашей области Нижнем
Новгороде. Также участвовали в муниципальном экологическом
конкурсе, представив презентацию «Что за чудо эти бабочки», где
рассказал о бабочках, которые обитают в нашем крае.
Воспитание патриотизма одна из главных задач нашего дня.
Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая
пробуждается в душе каждого человека ещё в раннем детстве.
Работу по патриотическому воспитанию нужно постоянно
развивать, усовершенствовать, обновлять. Планирую и в
дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе.
Литература:
1.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в
детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
2.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско –
патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа.) –
М.:»Издательство Скрипторий», 2008.
3.Касаткина В.А. Природа родного края. Учебно – методическое
пособие. Министерство экологии и природных ресурсов
Нижегородской области. 2010.
4.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому
воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ
Сфера, 2003.
5.Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое
пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.