Напоминание

Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом.


Автор: Фофанова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Перевозский детский сад "Малышок"
Населённый пункт: Нижегородская область г. Перевоз
Наименование материала: статья
Тема: Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников через

ознакомление с родным городом.

Я люблю свой край неброский,

Речку, лес, закат в огне,

Край припьянский, перевозский

Мил до боли в сердце мне.

И.А. Полозов.

В последние годы вследствие кризисных явлений в социально-

экономической, политической и культурной сферах жизни

наблюдается спад в процессе воспитания подрастающего

поколения. Большую тревогу вызывает одно из наиболее важных

направлений этой деятельности, связанное с созданием условий

для воспитания и развития личности гражданина и патриота

России, способного отстаивать свои интересы. В связи с этим

проблема патриотического воспитания становится актуальной и

требует наиболее эффективных подходов к ее решению.

На современном этапе дошкольное образование – первый, самый

важный уровень образования (Федеральный закон «Об

образовании в Российской федерации»). Во ФГОС ДО ключевым

принципом служит поддержка разнообразия детства,

предполагающая развивающее взаимодействие ребенка со

взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности.

Задачи решаются интегрированно в ходе освоения всех

образовательных областей. Во ФГОС ДО подчеркивается

необходимость работы по патриотическому воспитанию

дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных

особенностей, национальной культуры и традиций народа.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями:

Задача ДОУ - «формирование у детей гендерной, семейной,

гражданской принадлежности, патриотических чувств» (разд.3,

п.3.4).

Ребенок должен иметь представления о себе, обществе, его

культурных ценностях; о государстве, и принадлежности к нему»

(разд.3. п.5).

Дошкольное детство- важнейший период становления личности

человека, когда закладываются нравственные основы гражданских

качеств, формируются первые представления детей об

окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном возрасте

чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок

переживает то, что с ним происходит, что его окружает.

. Система ценностей начинает формироваться в младшем

дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с

которого начинается Родина для маленького человека. История и

культура округа, города должны стать основой вокруг которой

строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это

общение, созидание, сотворчество детей и взрослых. Поэтому нет

и не может быть настоящего человека без любви к родному краю.

Свою работу по ознакомлению детей с родным городом я

разработала в виде проектной деятельности.

Выбор данной темы обусловлен пониманием нами значимости

этой проблемы, с одной стороны, и не достаточным уровнем

знаний у детей и родителей о родном крае, с другой. Необходимо

отметить, что в настоящее время эта работа не только актуальна, но

и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях

вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются

важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Проживая в

городе Перевоз, на территории уникальных мест, мы не только не

посещаем их, но и мало знаем о нем.

Цель работы по формированию представлений о родном крае: с

детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у

своих воспитанников целостное представление о родном крае,

пробудить в них любовь к родному городу, в котором живем.

Помочь осознать значение нашего маленького города в жизни

большой страны, роль каждого жителя в жизни своего города, а,

значит, и страны.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

1.Формировать у детей гражданскую позицию, чувство любви и

гордости за свой родной край, свою малую родину на основе

изучения истории, природы родного края;

2.Создать мобильную предметно- развивающую среду в группе;

3.Ориентировать родителей на гражданско – патриотическое

воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой

проблеме между родителями.

4.Дать знания детям о родном городе: история, символика,

достопримечательности, экологическая ситуация в городе;

5.Познакомить с событиями, происходящими в общественной

жизни города;

6.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть

прекрасное, гордиться им;

7.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей,

желание принимать участие в проведении мероприятий по охране

окружающей среды.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в

организованной образовательной деятельности, в играх, в труде, в

быту.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста показала, что у

большинства детей недостаточно сформированы знания о родном

городе и крае. Дети во время беседы и выполнения заданий

сомневались в ответах, затруднялись назвать улицы города,

известные события, героев земляков. У детей отсутствуют

представления краеведческого характера. Они почти ничего не

знают о достопримечательностях нашего края.

Высокий уровень – 15%

- рассказывают о своей семье, семейных традициях:

- знают символику родного города;

- называют памятные места города:

Выражают свое отношение к родному краю

Средний уровень- 35%

- могут назвать членов своей семьи:

- не могут назвать символику города;

- называют знакомые здания города;

- не всегда могут выразить свое отношение к родному краю;

Низкий уровень – 50%

- дети не могут рассказать о своей семье, профессиях родителей;

- плохо знают символику города;

- путаются в названиях памятных мест города;

- не могут выразить свое отношение к родному краю.

Результаты диагностики на окончание исследования:

- дети знают и называют свой домашний адрес, имя отчество

родителей, членов семьи;

- место работы родителей, значимость их труда в общественной

жизни города и района;

- дети имеют посильные трудовые обязанности и в детском саду и

несут ответственность за их выполнение;

- дети знают символику города, животных и растения нашего края;

- у детей сформировано чувство гордости за Перевозский край и

желание сохранить его чистым и красивым.

Результатом данной работы является ребенок, осознающий себя

гражданином, не только в современном, но и в историческом

пространстве города. Он любит свою малую родину, свою семью,

своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и

красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма

устойчивой системы ценностей.

Вся работа велась по трем направлениям: работа с детьми, работа с

родителями и взаимодействие с социумом.

На первом этапе дети знакомились со своей семьей.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к

самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Дети

составляли рассказы о своей семье, рисовали рисунки: »Моя

семья», «Отдыхаем всей семьей», «Животные моей семьи» и т.д.

играли в сюжетно - ролевые и строительные игры. Совместно с

родителями составляли генеалогическое дерево семьи. В

результате проделанной работы дети стали более заботливо

относиться к родителям, бабушкам и дедушкам. Они рассказывали,

как помогают дома, как относятся к членам своей семьи.

Второй этап – это знакомство с детским садом. С помощью

экскурсий, наблюдений мы изучали территорию детского сада,

знакомились с профессиями людей, которые здесь работают.

Провели акции: «Чистая территория детского сада», «Поможем

птицам перезимовать». Свои впечатления дети отражали в

рисунках, аппликации, изготовлении макетов.

Дальнейшая наша работа была направлена на знакомство детей с

улицами родного города. Мы провели цикл экскурсий «Улица, на

которой находится мой детский сад», «Дома нашего

микрорайона». Также нами были проведены экологические акции

на улицах нашего города: «Берегите природу нашего края», «Нет

мусору», «Не рубите елочки!». Ребята рассказывали прохожим,

почему нельзя мусорить, как это может быть опасно для людей, что

нужно делать, чтобы наш город стал чище и краше.

Следующий этап нашей работы- это знакомство с учреждениями

нашего города. Мы посещали библиотеку, Дворец культуры, храм

Пресвятой Богородицы, детский сад «Солнечный», где участвовали

в различных мероприятиях. Таких как: выступление перевозского

театра «Светлый фон», кукольного театра; акция «Цветы для

Богородицы», праздник Пасхи.

Каждый год дети и родители нашего детского сада принимают

активное участие в конкурсах посвященных празднованию Дня

рождения города, который традиционно проходит в конце августа.

Изготавливают поделки из природного материала, из овощей и

фруктов, выращенных на своих приусадебных участках, делают

композиции из живых цветов. В результате участия в таких

мероприятиях дети получают необходимый заряд положительных

эмоций, воспитывается чувство гордости за свой родной край, за

свою малую родину.

Большое значение уделяю знакомству с памятными местами

нашего города. Это экскурсии к памятнику «Падающая звезда»,

памятнику погибшим воинам в Великой Отечественной войне, на

аллею славы. Вместе с родителями дети принимали активное

участие в шествии «Бессмертный полк», в открытии «Парка

Победы». Такие мероприятия воспитывают в душе детей

ответственность за прошлое, настоящее и будущее страны.

В ходе этой работы мы активно взаимодействовали с родителями:

проводили консультации «Обязанности детей дома»,

«Приобщение детей к труду», «Как знакомить с природой родного

края», «Как организовать досуг ребенка в нашем городе».

Родители принимали активное участие в фотовыставках: «Осень в

нашем городе», «Профессия моей мамы», «На страже Родины». К

новогодним праздникам был приурочен Мини музей «История

новогодней игрушки моей семьи».

Очень интересным получилось мероприятие «Путешествие на

воздушном шаре, где каждая семья в игровой форме рассказала о

своих увлечениях.

В конце года родители приняли участие в создании альбомов и

презентаций по темам: «Прогулка по городу», «Улица, на которой я

живу», «Поход на речку Пьяну», «Посещение памятных мест

нашего края».

В течение года были проведены различные мероприятия с детьми:

праздник «Это русская сторонка, это Родина моя». Дети читали

стихи перевозских поэтов, пели песни о городе, родном крае.

Викторина «Край Нижегородский, край Перевозский»,итоговая

организованная образовательная деятельность «Мой город

любимый». Эти мероприятия помогли детям систематизировать

знания о родном городе, крае, узнать много нового, понять и

осмыслить значение малой родины для каждого человека.

Мы принимаем активное участие в различных конкурсах. Родители

вместе с детьми принимали участие во всероссийском конкурсе «Я

лето маме подарю», где разными средствами выразительности

передавали красоту природы родного края. Участие в

региональном конкурсе «Край Нижегородский» помогло детям

больше узнать о главном городе нашей области Нижнем

Новгороде. Также участвовали в муниципальном экологическом

конкурсе, представив презентацию «Что за чудо эти бабочки», где

рассказал о бабочках, которые обитают в нашем крае.

Воспитание патриотизма одна из главных задач нашего дня.

Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая

пробуждается в душе каждого человека ещё в раннем детстве.

Работу по патриотическому воспитанию нужно постоянно

развивать, усовершенствовать, обновлять. Планирую и в

дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе.

Литература:

1.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в

детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.

2.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско –

патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа.) –

М.:»Издательство Скрипторий», 2008.

3.Касаткина В.А. Природа родного края. Учебно – методическое

пособие. Министерство экологии и природных ресурсов

Нижегородской области. 2010.

4.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому

воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ

Сфера, 2003.

5.Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое

пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.



В раздел образования