Напоминание

Однородные члены предложения


Автор: Мордачева Ирина Семеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Усть-Таркская СОШ
Населённый пункт: село Усть-Тарка, Новосибирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Однородные члены предложения
Раздел: среднее образование





Назад




Материалы к планированию уроков по русскому языку.

8 класс

Предложения с однородными членами.

Урок 1. Предложения с однородными членами.

Цель урока: углубить понятие об однородных членах.

Материал для словарно-семантической работы. Милосердие-чувство

готовности оказать бескорыстную помощь. Сердобольный –

сострадательный, жалостливый. Фраза – сочетание слов, выражающее

законченную мысль.

Основное содержание урока. Повторить известные учащимся сведения об

однородных членах предложения можно в ходе работы по таблице:

Однородные члены предложения

1.

Относятся к одному и тому же слову.

2.

Отвечают на вопрос одного и того же члена предложения.

3.

Связаны сочинительной связью.

4.

Характеризуются перечислительной интонацией.

После знакомства с таблицей предлагаем учащимся вспомнить, какие

члены предложения называются однородными, какие знаки препинания

ставятся между ними, привести примеры. Остальное время урока

посвящаем формированию и совершенствованию учебно-языковых и

правописных умений, а также составлению предложений с однородными

членами.

Практическая работа: прочитать предложения; определить, являются ли

выделенные члены однородными; аргументировать ответ, пользуясь

таблицей.

1.

Ранней весной на проталинках можно увидеть первые подснежники.

2.

За деревней по утрам стоят густые туманы.

3.

Я люблю идти по лесу тихо, с остановками.

4.

В воскресные дни на выгоне местные ребятишки играли в футбол.

Образец. В предложении В воскресные дни на выгоне местные ребятишки

играли в футбол выделенные слова не являются однородными членами.

Хотя они относятся к одному и тому же слову играли, но отвечают на

разные вопросы; играли (когда?) в воскресные дни (обстоятельство

времени); играли (где?) на выгоне (обстоятельство места). Эти слова не

связаны сочинительной связью (между ними нельзя вставить союз и).

Формированию нормативных речевых умений способствует работа над

следующим ситуативным заданием.

Вам надо описать внешность своего друга или знакомого. Вряд ли вы

обойдетесь без предложений с однородными членами. Какие слова и

словосочетания вы используете в качестве однородных членов? Составьте

3-4 предложения со словами (глаза – сияющие, голубые, со смешинкой;

держится – уверенно, независимо, скромно). Укажите, какими частями

речи выражены однородные члены предложения в составленном вами

тексте.

Для актуализации знаний можно проанализировать записанные ниже

предложения и ответить на вопросы:

Какие члены предложения являются однородными? Какими частями речи

выражаются?

Смех и песни, шутки и рассказы сливались в нестройную музыку.

Добровольцы давно промокли до нитки, продрогли до мозга костей. Давно

уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по

кремнистой дороге. (М. Лермонтов).

Урок 2.

Союзы при однородных членах предложения.

Цель урока: изучить правила постановки запятой перед союзами при

однородных членах и отработать соответствующие пунктуационные навыки;

повторить значение сочинительных союзов.

Материал для словарно-семантической работы: достоинство – 1)

положительное качество (достоинство книги); 2) совокупность свойств,

характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности

этих свойств и уважения к себе (говорить с достоинством); 3) стоимость,

ценность денежного знака. Благородство-это готовность протянуть руку

помощи каждому, кто в этом нуждается.

Основное содержание урока. Начать его можно с сообщений учеников о

сочинительных союзах и их роли в предложениях.

Виды сочинительных

союзов

Примеры

Союзы

Соединительные союзы

Надо и знать, и любить,

и беречь свою землю.

Человеку свойственно

не только преклоняться

перед великим, но и

стремиться превзойти

его. (В. Мухина)

Андерсен сделал сказку

интересной как для

взрослых, так и для

детей. (С. Маршак)

И, да (в значении и)

Двойные: не только – но

и

Как – так и

Разделительные

Первые ботанические

сады назывались

ботаническими или

аптекарскими

огородами.

Ветер насвистывал то

громко, то тихо.

Или (иль), либо, то–то,

не то–не то

Противительные

Неяркой, но бесконечно

глубокой красотой

наградила русскую

землю природа.

Мы надеялись никогда

больше встретиться,

однако встретились.

А, но, да (в значении

но), зато, однако

Чтение теоретического материала по учебнику.

Работая над темой, следует учитывать два таких существенных момента:

1.

Запятая ставится между однородными членами. Это в определенной

степени гарантирует избежание ошибок в предложениях с несколькими

рядами однородных членов, а также в случаях, когда три однородных

члена соединены дважды повторяющимся или противительными

союзами.

2.

Однородные члены разделяются запятой (при бессоюзном соединении,

с противительными, двойными соединительными, повторяющимися и

разделительными союзами), но не разделяются однородные члены,

соединенные неповторяющимися союзами и, да (и), или, либо.

Урок 3. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания

при них.

Цель урока: углубить известные и сообщить новые сведения об

обобщающих словах при однородных членах; развивать логическое

мышление; совершенствовать правописные и пунктуационные умения и

навыки.

Материал для словарно-семантической работы. Галерея-1. Узкое крытое

помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль

здания. Стеклянная галерея. 2. Верхний ярус театра (устаревшее). 3.

Длинный подземный ход в каких-нибудь сооружениях, при горных работах.

4. В некоторых названиях: художественный музей. Картинная галерея.

Национальная галерея. 5. Длинный ряд, вереница. Галерея литературных

типов. II прил. галерейный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.). Искусство-1. Творческое

отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство музыки. Искусство кино. Изобразительные искусства.

Декоративно-прикладное искусство. 2. Умение, мастерство, знание дела.

Владеть искусством шитья. 3. Самое дело, требующее такого умения,

мастерства. Военное искусство.

Основное содержание урока. Анализ таблицы и примеров:

Обобщающие слова

1.

Обозначают более

общее понятие

для однородных

членов.

2.

Отвечают на

вопрос того же

члена

предложения, что

и однородные

члены.

3.

Являются тем же

членом

предложения, что

и однородные

члены.

Велика наша страна.

Всё есть в ней:

необозримые поля,

высокие горы, дремучие

леса. И всё это по-

своему прекрасно: и

берёзовая рощица,

протягивающая к

солнцу свои ветви, и

могучий дуб,

Чтение теоретического материала и выполнение упражнений учебника.

Работа по предупреждению возможных ошибок: прочитать

предложения, найти ошибки в согласовании однородных членов и

обобщающих слов, исправить их.

1.

Я увлекаюсь разными видами спорта: футбол, баскетбол, теннис,

плавание.

2.

Мои друзья любят разные виды искусства: музыка, театр, живопись.

Закрепление: прочитать и озаглавить текст; записать его, раскрыв

скобки и ставя имена существительные в том падеже, что и

обобщающие слова; расставить и объяснить знаки препинания.

Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди)

обогащает обл..гораживаетчеловека. Общение необходимо всем (и

молодые, и пожилые, и дети). Без к..нтактов тех встреч и вп..ч..тлений

невозможно не только ощущать радость, но и существовать вообще.

Подводим итоги урока, предложив учащимся ответить на вопрос:

От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с

обобщающими словами при однородных членах?



В раздел образования