Автор: Чепурнова Наталья Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №41"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Использование грамматического конструктора на уроках английского языка
Раздел: начальное образование
Чепурнова Наталья Анатольевна
Учитель английского языка МБОУ «СОШ № 41»
г. Новокузнецк
Использование «Грамматического конструктора» на уроках
английского языка.
Усвоение английской грамматики учащимися начальной школы вызывает
значительные трудности. Между тем современные программы предполагают
что по окончании курса начальной школы учащиеся должны освоить азы
грамматики. На практике же часто видно, что придя в среднюю школу
ученики не осознают грамматических основ английского языка. В лучшем
случае могут ориентироваться в заученных грамматических конструкциях
или клише.
Дело в том, что в грамматический минимум для начальной школы
неизбежно входят и общие грамматические понятия, полноценное
осмысление и понимание которых предусматривает наличие у детей
достаточно высокого уровня сформированности и развития понятийного,
словесно-логического мышления, которое достигает достаточного уровня
лишь к 11-12 годам.
В начальной школе все еще большое значение имеет наглядно-
действенное мышление. А работа только по учебникам и рабочим тетрадям
не обеспечивает опору на него.
В связи с этим возникла необходимость включения в образовательный
процесс дополнительных опор для осознания грамматических категорий.
На ее основе методики Н.Зайцева был сделан грамматический
конструктор по образцу «Кассы букв и слогов», которая содержит весь
лексический и грамматический минимум. Большое значение уделяется цвету.
Цветовые обозначения подчинены чёткой логике.
Красным выделены слова – подлежащие; синим – глаголы; зеленым –
дополнения и обстоятельства. Такая цветовая маркировка позволяет быстрее
запомнить последовательность слов в предложении. А конструктор
предложений из набора слов разного цвета, который ребенок перед письмом
или говорением выставляет на наборном полотне позволяет осознать более
глубоко грамматические процессы в конкретном предложении. В
образовательном процессе так же используются таблицы и алгоритмы
Н.Зайцева, которые и являются опорой для составления предложений.
Работа с конструктором связана с активной деятельностью детей. Тем
самым обеспечивается их устойчивое и сосредоточенное внимание. У них
заняты и голова и руки. Они ищут и находят нужные слова, ставят их в
определенном
порядке,
перемещают
при
наращении
или
замене
в
соответствии с заданиями педагога. Отвлеченные грамматические понятия –
порядок слов, вопросительные слова, глаголы, подлежащее, дополнение -- в
работе с конструктором конкретизируются, становятся зримыми и даже
ощутимыми.
К перечисленным достоинствам работы с грамматическим конструктором
следует присоединить постепенное овладение умением самостоятельно
анализировать, рассуждать, соотносить правило и действие, строить свою
работу
в
определенной
последовательности,
по
привычному
плану.
Составление
предложений
допускают
возможность
самоконтроля.
Прочитывая то, что он сложил, ребенок видит свою ошибку и исправляет ее,
изменяя слово и меняя порядок слов, затем записывая получившееся в
тетрадь. Таким образом формируется осознанная грамматически правильная
устная и письменная речь.