Автор: Радченко Рекият Карчугаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 160
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Конспект развлечение в старшей группе
Тема: «В стране шахматных чудес»
Раздел: дошкольное образование
Конспект развлечение в старшей группе: «В стране шахматных чудес»
Краснодар 2019 год
Подготовила: воспитатель МБДОУ МО г. Краснодара ДС № 160
– Радченко Рекият Карчугаевна
Цель:
- вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и
превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;
- учить детей ориентироваться на плоскости, познакомить с названиями
шахматных фигур;
- развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.
Предварительная работа.
Чтение сказки «В стране шахматных чудес»; наблюдение за игрой старших
дошкольников; рассматривание шахматной доски и шахматных фигур; игры:
«Найди похожую фигуру», «Что изменилось», «По росту».
Оборудование и материалы.
Шахматная доска и шахматные фигуры; магнитная шахматная доска и фигуры;
кубик-мякиш (20 х 20) с изображением шахматных фигур для игры:
«Шахматный кубик»; 12 домиков из картона с изображение шахматных фигур
для игры: «Шахматные домики»; костюм «Волшебника»; волшебная палочка;
«Ковёр-самолет» - шахматная доска изготовленная из ткани (200 х 200 мм).
Ход:
Волшебник стоит на шахматном ковре - самолёте. Звучит музыка, заходят дети.
Волшебник: «Здравствуйте ребята!»
ДЕТИ: «Здравствуйте!»
Волшебник: «Вы узнали меня?».
Дети: Да.
Волшебник: Правильно, я, добрый Волшебник (кланяется), из очень
удивительной страны! Ребята, а как вы думаете из какой?
Дети: Увлекательной, волшебной, загадочной, далёкой, шахматной.
Волшебник: «Какие вы молодцы. Хотите со мной отправиться в
необыкновенное путешествие в моё шахматное королевство».
Дети: Да…!
Волшебник: «А вот и мой необычный ковёр-самолёт, он тоже волшебный,
садитесь на него скорее, (звучит музыка) держитесь крепко, начинается отчет 1-
2-3-4-5 пуск, Полетели. Ой, ребята, как интересно вокруг. Что вы видите
справа?»
Дети: Шахматы
Волшебник: «А теперь посмотрите налево, что вы видите?».
Дети: Шары с фигурами.
Волшебник: «А теперь держитесь крепко, наш ковёр-самолёт приземляется.
Добро пожаловать в моё царство – государство».
(Приземляются, выходят, садятся на стульчики).
Волшебник: « Проходите на мою шахматную поляну, рассаживайтесь».
Волшебник: «А сейчас послушайте интересную историю про игру в шахматы».
(Под музыку Волшебник рассказывает историю – легенду про шахматного
«Мудреца»).
Волшебник: « Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного
королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый
Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один
любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.
Вскоре старый король умер.
После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили,
разругались и пошли друг на друга войной.
Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился
старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое
может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную
на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней
забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки,
рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые
фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного
помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на
белые фигуры.
- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.
И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил
их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки,
рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые
фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного
помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, молвил Мудрец, указывая на
чёрные фигуры.
Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про
диковинную армию, про игру.
- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав
играть, вы забудете про ваши раздоры.
И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи
жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».
Волшебник: «Вот и подошла к концу наша история про шахматную игру.
Ребята, понравилась вам эта сказка? Кто вам понравился в этой сказке больше
всех, и почему?»
Дети: «Мудрец, он придумал шахматы, помирил Королевичей, не стало войны,
не попросил за это награду».
Волшебник: Вы внимательно слушали историю про шахматы, но для того
чтобы наше путешествие было увлекательным я предлагаю сделать небольшую
физкультурная минутку, чтобы восстановить наши с вами силы. Встаём и
слушаем меня внимательно, повторяем за мной.
Физкультурная минутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души.
Волшебник: « Какие, вы молодцы были замечательными пешками. Ребята, а вы
хотите познакомимся с обитателями шахматного королевства и научится играть
эту удивительную и увлекательную игру?»
Дети: Да…
Волшебник: Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто
умеет внимательно слушать. А вы сможете?
Дети: Да, сможем…
Волшебник:
«На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков».
Волшебник: «Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а
шахматной (рассматривают шахматную доску). Ребята, а какие бывают
шахматные доски, как вы думаете?»
Дети: «Деревянные, большие, маленькие, магнитные».
Волшебник: «А на, что похожа шахматная доска?»
Дети: «На торт, на шашечки у такси».
Волшебник: «А, что вы видите на доске?»
Дети: «Она поделена на одинаковые квадратики, они чередуются по цвету:
белые – черные».
Воспитатель: «Белые и черные необычные квадраты – это поля. И сейчас мы
устроим парад шахматных фигур. Ой, ребята, каждая фигура в шахматном
королевстве имеет свое место на поле и может гулять только по своей дороге».
Волшебник: (показывает каждую фигуру, ставит Короля на своё место, а
остальные фигуры расставляют дети сами или с помощью Волшебника
(воспитателя)).
- Знакомьтесь – это Король!
Король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!
- Знакомьтесь – это Ферзь!
Чёрный Ферзь – свой любит цвет.
Для белого – нет цвета белого милей.
Другого правила здесь нет:
Напротив друг друга поставим их смелей.
- Знакомьтесь – это Ладья!
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у Ладьи,
В бой её скорей веди!
- Знакомьтесь – это Конь!
Прыгнет Конь, Подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг.
- Знакомьтесь - это Слон!
Если Слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!)
Он другой не хочет доли-
Знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Чёрной тропкой Слон такой.
До конца игры Слоны
Цвету одному верны.
- Знакомьтесь – это пешка!
Мы - шахматные Пешки,
В бою не любим спешки.
Шагаем лишь вперёд,
Назад не знаем ход.
За нами «офицеры»,
За нами Короли,
Ладьи и «королевы»,
И конные полки.
Волшебник: «Какие вы молодцы, быстро и правильно справились с заданием.
Вы узнали название шахматных фигур и их расположение на шахматной
доске».
Волшебник: «Ребята,посмотрите какие в моём царстве есть необычные
домики, хотите с ними поиграть?»
Дети: «Да, хотим».
Волшебник: « 1-2-3- быстро домик свой займи».
Происходит игра «Шахматные домики».
Домики лежат на столе или на полу.
Предложить детям расставлять фигуры в домики.
Если домик найден неверно. Просто скажите «Это домик для пешек, а у тебя в
руке ладья. Где же домик для ладьи?»
Волшебник: « Молодцы, ребята, вы отлично справились. Мы с вами поиграли,
находили свой домик для каждой фигуры. А сейчас закройте глазки, «Кубик –
Кубик покатись и ребятам покажись» (глаза открывают, на полу лежит кубик).
Ребята, а что это?
Дети: «Кубик с шахматными фигурами».
Волшебник: «Правильно, молодцы. Это кубик не простой , он предназначен
для игры с вами. Поиграем?»
Дети: Да, поиграем.
Волшебник: «Тогда слушаем правила игры: «Шахматный кубик».
Кидаем кубик, выпадет одна фигура. Ее нужно найти и (по мере возможности
ребенка) поставить на деревянную шахматную доску правильно».
Волшебник: «Молодцы. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.
Если зря не зазнаваться.
Каждый день тренироваться:
Бегать, прыгать, в шахматы играть –
Сильным шахматистом можно стать! »
Волшебник: «Вам понравилось в моём сказочном царстве?»
Дети: Да, понравилось!
Волшебник: Впереди нас ждут встречи с обитателями моего сказочного
царства. А сейчас нас ждёт путешествие домой. Приглашаю вас на наш ковёр-
самолёт, занимайте свои места, мы возвращаемся домой. 5-4-3-2-1- Полетели!
Волшебник:
«
Вот и закончилось наше с вами путешествие. Мне было с вами
весело и очень интересно, но я должен спешить меня ждут другие дети чтобы
отправиться в моё сказочное царство, но я к вам обязательно вернусь. И в знак
нашей дальнейшей дружбы и память о нашем путешествии Я хочу вам
подарить эти небольшие сувениры (раздаёт подарки). До свиданье, до новых
встреч».
КОРОЛЬ
ФЕРЗЬ
ЛАДЬЯ
КОНЬ
СЛОН
ПЕШКА