Автор: Шишлянникова Людмила Петровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Бондарево, Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Обучение в сотрудничестве на уроках химии с использованием игровых методов
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бондаревская СОШ»
Мастер – класс: Обучение в
сотрудничестве на уроках химии с
использованием игровых методов.
Учитель химии:
Шишлянникова Л.П.
с. Бондарево 2021
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в
педагогике довольно давно. Оно является важным элементом
прагматического подхода к образованию в философии Дьюи (1970), его
проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной
Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но
основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана
тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса
(Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон),
группой Дж. Аронсона, Калифорния. Обучение в сотрудничестве – это
методика объединения учащихся в микрогруппы для совместного
выполнения задания. Ребята работают в группе до тех пор, пока все вместе
они не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по
решению проблемы или не создадут какой-то творческий продукт (рассказ,
рисунок и т.д.). Отличия обычного группового обучения от обучения в малых
группах по методике сотрудничества: взаимозависимость членов группы с
личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи
своих товарищей. Особое внимание – социальным аспектам обучения:
способам общения между членами группы. Этому аспекту специально
обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса. Общая оценка
работы группы складывается из оценки общения учащихся в группе наряду с
академическими результатами работы. После совместной работы отводится
специальное время для обсуждения вопроса, как ученики работали, помогая
друг другу; они обсуждают свое поведение; анализируют, что удалось, и
намечают пути совершенствования своего сотрудничества.
Например: Тема урока: «Алюминий и его соединения»
Класс делится на 5 групп. Учитель даёт задания группам по карточкам.
1-я группа. Характеристика алюминия как химического элемента.
Инструкционная карта: Положение в периодической системе. Строение
атома алюминия. Степень окисления. Оксид и гидроксид, их характеристика.
Нахождение в природе.
2-я группа. Характеристика простого вещества алюминия.
Инструкционная карта: Тип химической связи. Тип кристаллической
решетки. Физические свойства алюминия. Способы получения.
3-я группа. Химические свойства алюминия.
Инструкционная карта: Предсказать химические свойства алюминия на
основе положения в периодической системе и ряду напряжений металлов.
Написать уравнения возможных реакций, характеризующих химические
свойства алюминия. Объяснить, почему с некоторыми веществами реакции
не идут. Разобрать с точки зрения ОВР.
4-я группа. Амфотерность алюминия.
Инструкционная карта: С помощью имеющихся реактивов получите
гидроксид алюминия и докажите его амфотерность. Запишите
соответствующие реакции, разберите их с точки зрения ОВР.Реактивы:
хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота.
5-я группа. Применение алюминия на основе его свойств.
Инструкционная карта: Используя информацию по алюминию, предложите
области применения алюминия на основе его свойств. Биогенная роль
алюминия. Отчет каждой группы перед классом.
Урок-упражнение “Классы неорганических соединений”
Задание №1. Проверьте знания о составе и названиях веществ разных
классов. Распределение заданий консультантом: 1-й ученик – оксиды, 2-й
ученик – кислоты, 3-й ученик – основания, 4-й ученик – соли.
Разложите карточки с формулами веществ в соответствии с названиями, при
этом каждый ученик выбирает карточки, относящиеся к заданному классу.
Обменяйтесь внутри группы информацией по плану:– определение класса; –
примеры соединений. Запишите примеры с карточек в тетрадь.
Оцените работу каждого: за определение - 2 балла; за каждую формулу - 1
балл; за названия - 1 балл.
Сконструируйте вопрос, который вы зададите учащимся другой группы.
Подготовьте предполагаемый ответ. Задайте вопрос, когда предоставят слово
вашей группе.
Задание № 2.Учимся определять вещества по формулам (работа в парах).
Рассмотрите, какие вещества вам выданы. Дайте названия и определите, к
каким классам они принадлежат. Поменяйтесь тетрадями с вашими
партнерами по группе. За каждый полный ответ 2 балла.
Задание № 3.Учимся определять вещества с помощью индикаторов (работа в
парах). Решите экспериментальные задачи. Помните о технике безопасности.
1-я пара. Найдите среди выданных веществ едкий натр, докажите, что он
относится к классу оснований. 2-я пара. Найдите среди выданных веществ
серную кислоту, докажите, что она относится к классу кислот.
Даны пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, где какое
вещество.
Задание № 4.Оцените свой вклад в работу группы, класса и достижения:
3 балла Активно участвовал, не допускал ошибок.
2 балла При работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал
право ответа другим.
1 балл Испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу
группы незначительный.
Урок в 10 классе Карбоновые кислоты
Задание № 1.
Проверьте свои знания о кислотах. Какие вещества называются кислотами?
Приведите примеры кислот. Важнейшими химическими свойствами кислот
являются: а) взаимодействие с неметаллами, водой, сложными веществами б)
взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями. в)
реакции с веществами, проявляющими металлические и амфотерные
свойства г) реакции со спиртами, металлами и солями. Растворы кислот
окрашиваются лакмусом, метилоранжем и фенолфталеином в следующие
цвета:
а) красный, розовый, синий
б) синий, розовый, бесцветный
в) розовый, красный, малиновый,
г) красный, розовый, бесцветный.
Общие свойства кислот обусловлены: а) гидроксид-анионами
б) анионами кислотного остатка
в) катионами металла г) катионами водорода.
Задание № 2. Исследование свойств карбоновых кислот в сравнении с
неорганическими. Сравните состав и строение уксусной и соляной кислот. В
чем, по-вашему, сходство в строении и составе этих кислот? Зная, что
свойства веществ определяются их составом и строением, выскажите
гипотезу о свойствах, которые будет проявлять уксусная кислота на
основании знаний об общих свойствах кислот и строении молекул уксусной
кислоты. Для проверки правильности гипотезы произведите
экспериментально сравнение свойств соляной и уксусной кислот (работа в
парах и группах). Группа – по отношению к индикаторам Группа –
взаимодействие со щелочами (NaOH+ф-ф+кислота). Группа – отношение к
основным оксидам (ВаО). Группа – взаимодействие с солями слабых кислот.
Группа – реакция с металлами (до Н). При выполнении опытов помните о
правилах безопасного обращения с кислотами. Запишите в тетрадь уравнения
проведенных реакций в молекулярном и ионном виде (таблицу сравнения).
Познакомьте с результатами опыта одноклассников, запишите уравнения в
таблицу на доске. Выслушайте ответы представителей других групп, внесите
в таблицу результаты их опытов. После выступления всех групп подумайте
над выводом о свойствах уксусной кислоты. Сопоставьте вывод с гипотезой.
Подтвердилось ли ваше предположение? Чем обусловлены свойства?
Подведите итог исследованию (установление причинно-следственных связей
между свойствами и строением.)
Задание № 3. Изучение специфических свойств карбоновых кислот.
Лабораторная работа. Опыт 1. Растворимость карбоновых кислот в воде.
Даны кислоты: муравьиная (1), уксусная (2), пальмитиновая (3),
стеариновая(4). Прилейте в каждую из пробирок одинаковый объем воды,
встряхните и сравните растворимость кислот в воде. В чем причина
различной растворимости кислот?
Опыт 2. Отношение кислот к окислителям и бромной (йодной) воде. Работа в
парах и группах.
1-я пара: отношение уксусной и олеиновой кислот к р-ру КМnО
4
2-я пара: то же по отношению к йодной воде. Объясните результаты опытов,
напишите уравнения реакций. Поработайте с текстом учебника (п. 20),
дополните конспект. Подведите итог: с чем связано проявление кислотами
специфических свойств.
Задание № 4. Применение знаний о свойствах кислот. Прочитайте в
параграфе часть “Отдельные представители карбоновых кислот”. Заполните
таблицу: названия кислот - применение.