Напоминание

Обучение в сотрудничестве на уроках химии с использованием игровых методов


Автор: Шишлянникова Людмила Петровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Бондарево, Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Обучение в сотрудничестве на уроках химии с использованием игровых методов
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Бондаревская СОШ»

Мастер – класс: Обучение в

сотрудничестве на уроках химии с

использованием игровых методов.

Учитель химии:

Шишлянникова Л.П.

с. Бондарево 2021

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в

педагогике довольно давно. Оно является важным элементом

прагматического подхода к образованию в философии Дьюи (1970), его

проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной

Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но

основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана

тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса

(Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон),

группой Дж. Аронсона, Калифорния. Обучение в сотрудничестве – это

методика объединения учащихся в микрогруппы для совместного

выполнения задания. Ребята работают в группе до тех пор, пока все вместе

они не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по

решению проблемы или не создадут какой-то творческий продукт (рассказ,

рисунок и т.д.). Отличия обычного группового обучения от обучения в малых

группах по методике сотрудничества: взаимозависимость членов группы с

личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи

своих товарищей. Особое внимание – социальным аспектам обучения:

способам общения между членами группы. Этому аспекту специально

обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса. Общая оценка

работы группы складывается из оценки общения учащихся в группе наряду с

академическими результатами работы. После совместной работы отводится

специальное время для обсуждения вопроса, как ученики работали, помогая

друг другу; они обсуждают свое поведение; анализируют, что удалось, и

намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Например: Тема урока: «Алюминий и его соединения»

Класс делится на 5 групп. Учитель даёт задания группам по карточкам.

1-я группа. Характеристика алюминия как химического элемента.

Инструкционная карта: Положение в периодической системе. Строение

атома алюминия. Степень окисления. Оксид и гидроксид, их характеристика.

Нахождение в природе.

2-я группа. Характеристика простого вещества алюминия.

Инструкционная карта: Тип химической связи. Тип кристаллической

решетки. Физические свойства алюминия. Способы получения.

3-я группа. Химические свойства алюминия.

Инструкционная карта: Предсказать химические свойства алюминия на

основе положения в периодической системе и ряду напряжений металлов.

Написать уравнения возможных реакций, характеризующих химические

свойства алюминия. Объяснить, почему с некоторыми веществами реакции

не идут. Разобрать с точки зрения ОВР.

4-я группа. Амфотерность алюминия.

Инструкционная карта: С помощью имеющихся реактивов получите

гидроксид алюминия и докажите его амфотерность. Запишите

соответствующие реакции, разберите их с точки зрения ОВР.Реактивы:

хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота.

5-я группа. Применение алюминия на основе его свойств.

Инструкционная карта: Используя информацию по алюминию, предложите

области применения алюминия на основе его свойств. Биогенная роль

алюминия. Отчет каждой группы перед классом.

Урок-упражнение “Классы неорганических соединений”

Задание №1. Проверьте знания о составе и названиях веществ разных

классов. Распределение заданий консультантом: 1-й ученик – оксиды, 2-й

ученик – кислоты, 3-й ученик – основания, 4-й ученик – соли.

Разложите карточки с формулами веществ в соответствии с названиями, при

этом каждый ученик выбирает карточки, относящиеся к заданному классу.

Обменяйтесь внутри группы информацией по плану:– определение класса; –

примеры соединений. Запишите примеры с карточек в тетрадь.

Оцените работу каждого: за определение - 2 балла; за каждую формулу - 1

балл; за названия - 1 балл.

Сконструируйте вопрос, который вы зададите учащимся другой группы.

Подготовьте предполагаемый ответ. Задайте вопрос, когда предоставят слово

вашей группе.

Задание № 2.Учимся определять вещества по формулам (работа в парах).

Рассмотрите, какие вещества вам выданы. Дайте названия и определите, к

каким классам они принадлежат. Поменяйтесь тетрадями с вашими

партнерами по группе. За каждый полный ответ 2 балла.

Задание № 3.Учимся определять вещества с помощью индикаторов (работа в

парах). Решите экспериментальные задачи. Помните о технике безопасности.

1-я пара. Найдите среди выданных веществ едкий натр, докажите, что он

относится к классу оснований. 2-я пара. Найдите среди выданных веществ

серную кислоту, докажите, что она относится к классу кислот.

Даны пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, где какое

вещество.

Задание № 4.Оцените свой вклад в работу группы, класса и достижения:

3 балла Активно участвовал, не допускал ошибок.

2 балла При работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал

право ответа другим.

1 балл Испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу

группы незначительный.

Урок в 10 классе Карбоновые кислоты

Задание № 1.

Проверьте свои знания о кислотах. Какие вещества называются кислотами?

Приведите примеры кислот. Важнейшими химическими свойствами кислот

являются: а) взаимодействие с неметаллами, водой, сложными веществами б)

взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями. в)

реакции с веществами, проявляющими металлические и амфотерные

свойства г) реакции со спиртами, металлами и солями. Растворы кислот

окрашиваются лакмусом, метилоранжем и фенолфталеином в следующие

цвета:

а) красный, розовый, синий

б) синий, розовый, бесцветный

в) розовый, красный, малиновый,

г) красный, розовый, бесцветный.

Общие свойства кислот обусловлены: а) гидроксид-анионами

б) анионами кислотного остатка

в) катионами металла г) катионами водорода.

Задание № 2. Исследование свойств карбоновых кислот в сравнении с

неорганическими. Сравните состав и строение уксусной и соляной кислот. В

чем, по-вашему, сходство в строении и составе этих кислот? Зная, что

свойства веществ определяются их составом и строением, выскажите

гипотезу о свойствах, которые будет проявлять уксусная кислота на

основании знаний об общих свойствах кислот и строении молекул уксусной

кислоты. Для проверки правильности гипотезы произведите

экспериментально сравнение свойств соляной и уксусной кислот (работа в

парах и группах). Группа – по отношению к индикаторам Группа –

взаимодействие со щелочами (NaOH+ф-ф+кислота). Группа – отношение к

основным оксидам (ВаО). Группа – взаимодействие с солями слабых кислот.

Группа – реакция с металлами (до Н). При выполнении опытов помните о

правилах безопасного обращения с кислотами. Запишите в тетрадь уравнения

проведенных реакций в молекулярном и ионном виде (таблицу сравнения).

Познакомьте с результатами опыта одноклассников, запишите уравнения в

таблицу на доске. Выслушайте ответы представителей других групп, внесите

в таблицу результаты их опытов. После выступления всех групп подумайте

над выводом о свойствах уксусной кислоты. Сопоставьте вывод с гипотезой.

Подтвердилось ли ваше предположение? Чем обусловлены свойства?

Подведите итог исследованию (установление причинно-следственных связей

между свойствами и строением.)

Задание № 3. Изучение специфических свойств карбоновых кислот.

Лабораторная работа. Опыт 1. Растворимость карбоновых кислот в воде.

Даны кислоты: муравьиная (1), уксусная (2), пальмитиновая (3),

стеариновая(4). Прилейте в каждую из пробирок одинаковый объем воды,

встряхните и сравните растворимость кислот в воде. В чем причина

различной растворимости кислот?

Опыт 2. Отношение кислот к окислителям и бромной (йодной) воде. Работа в

парах и группах.

1-я пара: отношение уксусной и олеиновой кислот к р-ру КМnО

4

2-я пара: то же по отношению к йодной воде. Объясните результаты опытов,

напишите уравнения реакций. Поработайте с текстом учебника (п. 20),

дополните конспект. Подведите итог: с чем связано проявление кислотами

специфических свойств.

Задание № 4. Применение знаний о свойствах кислот. Прочитайте в

параграфе часть “Отдельные представители карбоновых кислот”. Заполните

таблицу: названия кислот - применение.



В раздел образования