Автор: Каткова Светлана Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 г. Вязьма Смоленская область
Населённый пункт: г.Вязьма Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок в призме ФГОС"
Раздел: полное образование
Современный урок в призме ФГОС
Каткова С.В., учитель истории и обществознания
Г. Вязьма, Смоленская область, МБОУ СШ№2
Какие требования предъявляются к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность
учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на
сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
деятельность учащихся, а вывод делают сами учащиеся;
максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие
аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым. (1)
На
уроке
необходимо
обратить
внимание
на
принципы педагогической
техники
:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии
ученику предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы,
сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами
изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков
преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать
свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности,
знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с
помощью развитой системы приемов обратной связи).
1. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок
может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся
состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало
того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не
каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
2.творческое (исследовательское задание)
3. игра.
Основные
типы
уроков
остаются
прежними,
но
в
них
внесены
изменения
:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью
изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование,
консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку
умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение
единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д.
Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и
навыками.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально
новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные
документы.
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка
изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения
основной образовательной программы начального общего образования. Они
представлены в виде личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного
подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на
основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может
развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно
собственное действие может стать основой формирования в будущем его
самостоятельности.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым
подразумевается особая единица учебного процесса, в которой дети с
помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его,
совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например,
переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично –
запоминают.