Автор: Бобылева Наталья Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Юнона"
Населённый пункт: г.Москва, ул.Профсоюзная д.118 А
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков самообслуживания у детей с ТМНР в условиях ЦССВ.
Раздел: дошкольное образование
Формирование навыков самообслуживания у детей с ТМНР в условиях ЦССВ.
В полном объеме дети-инвалиды должны быть обеспечены возможностью
пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с
другими детьми. Реализация прав и свобод ребенка с тяжелыми
множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) напрямую зависит от
объема и качества системы его повседневной поддержки. В условиях
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
сопровождение такого ребенка требует ресурсы и специальных знаний.
Формирование простейших навыков самообслуживания является главной
задачей для для детей с ТМНР.
При работе с такими детьми решаются следующие задачи:
Формировать культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться
предметами обихода и личной гигиены, формировать умения и навыки
самообслуживания в повседневной жизни с учетом возрастных особенностей,
воспитывать умение самостоятельно и аккуратно есть, спокойно сидеть за
столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку, воспитывать
потребность мыть руки перед едой, формировать навык аккуратности,
одновременно воспитывая интерес к действиям.
Навыки самообслуживания - это процесс, которому дети учатся в раннем
детстве, но у наших воспитанников в ЦССВ «Юнна», такого не происходит в
силу
незрелости структур мозга, сенсорных и двигательных нарушений.
Навыки самообслуживания являются предметом обучения, они регулярны и
предсказуемы.
Детям с ТМНР ритмическое повторение соответствующей
уровню развития ребенка деятельности предотвращает стресс. При выполнении
деятельности по самообслуживанию, тело ребенка является непосредственным
участником всего процесса.
У детей с тяжелыми множественными нарушениями навыки самообслуживания
сопряжены с трудностями. Постоянно необходима поддержка во всех видах
деятельности.
Неразвитость психических функций, отсутствие переноса
приобретенного навыка из одной ситуации в другую, негативное влияние
двигательных нарушений резко замедляют процесс усвоения любого вида
умений. Такие дети до поступления в в ЦССВ «Юнона» получали только
медицинскую
помощь.
Психолого-педагогическая помощь
не
позволяет
устранить выраженные расстройства психомоторного развития.
Ребенок с ТМНР использует все доступные ему средства: крик, плач, а иногда и
более опасные проявления, такие как агрессия и самоагрессия. Это поведение
привлекает внимание и, как правило, вызывает немедленную реакцию
окружающих, тем самым закрепляясь в сознании ребенка как сигнал к
прекращению некомфортной для него деятельности, изменению, исправлению
некомфортной для него ситуации, снятию напряжения.
Проблемное поведение, как одна из форм коммуникации, зарождается на самых
первых уровнях построения общения – уровнях целостного тонического
подстраивания и взаимоконтактного общения – как результат искаженного
развития.
Ежедневное выполнение деятельности по самообслуживанию позволяет решать
много воспитательных задач, т.к. на первоначальном этапе большая часть
работы по формированию этих умений ведется в совместной деятельности.
Совместная деятельность, как ведущий прием обучения слепого ребенка,
который есть в нашей группе, с успехом используется нами в начальном
периоде
для
работы
с
любым
воспитанником,
имеющим
тяжелые
и
множественные нарушения.
При совместной деятельности обеспечивается близкий тактильный контакт,
используются
сенсорные
предпочтения
ребенка.
Используя
эти
знания
необходимо войти в «круг доверия» ребенка. Нельзя запрещать, иначе ребенок
может утратить доверие ко взрослому. Если ребенок видит, что взрослый
разделяет его предпочтения, то это повысит эффективность работы. С этого
момента можно формировать мотивацию и перевод сенсорных предпочтений в
приемлемую
форму.
На
этом
этапе
сенсорные
предпочтения
ребенка
используем для создания совместных игр с педагогом. Исходя из предпочтений
ребенка, можно понемногу добавлять что - то новое в совместную игру.
Необходимо придумать условное название в виде знака, звука или слова, то
есть форму доступную для ребенка и использовать каждый раз в начале этой
игры, чтобы у ребенка обусловились слово и действие, последующее за ним. В
дальнейшем, чтобы ребенок мог сам показать, что хочет поиграть именно в эту
игру. Например, если ребенок всё время раскачивается, на первом этапе, можно
сеть рядом с ним и пораскачиваться вместе. Потом положить руку на плечо и
продолжать качаться. Если ребенок разрешает до себя дотрагиваться, то сесть
сзади него, чтобы ребенок чувствовал педагога своей спиной и раскачиваться
вместе. Далее можно сесть перед ребенком, взять его за руки и поиграть в
«Лодочку». Желательно, чтобы игра сопровождалась ритмичным текстовым
высказыванием. Играть нужно в эту игру всегда одинаково и несколько раз.
Игра должна нравиться ребенку. Когда он запомнит её хорошо, надо дать
ребенку возможность проявить желание еще раз поиграть в эту игру. Именно
здесь и появляется коммуникация и взаимодействие ребенка со взрослым.
Когда ребенок освоил эту игру и может показать, что хочет играть то можно в
эту игру вводить предметы или материалы. Далее, играя в игру «Лодочка»
можно использовать фактурные перчатки держа ребенка за руки, чтобы он
получал новые сенсорные ощущения. Таким образом происходит естественная
коррекция первоначальных уровней построения общения.
В результате всех этих мероприятий ребенок начинает ощущать собственное
тело, осознавать себя в окружающем мире. Начинает формироваться общение,
которое обслуживает все виды человеческой деятельности. Жизнь ребенка
наполняется смыслом. Все это позволяет нашим детям стать более успешными
на последующих этапах обучения.
Литература:
1.
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными
нарушениями развития Информационно-методический сборник для
специалистов под редакцией А.Л. Битовой, директора РБОО «Центр
лечебной педагогики», О.С. Бояршиновой, канд. биол. наук. М – 2017г.
2.
Беркович М. Простые вещи. Как устанавливать контакт с людьми,
имеющими тяжелые множественные нарушения развития. – Спб.:
Скифия, 2017.