Автор: Игнатьева Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 125" г. Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Игнатьева Мария Сергеевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №125» г. Чебоксары,
«Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ»
2017
В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в
воспитании
ребенка.
Родители
становятся
полноправными
участниками
образовательного
процесса:
участвуют
в
разработке
и
реализации
программы,
в
мероприятиях
детского
сада,
проектной
деятельности,
в
создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Для
реализации
этих
требований
необходимо
построение
системы
взаимоотношений «дети – родители – педагоги», которая будет эффективно
работать для реализации задач, стоящих перед дошкольной образовательной
организацией.
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход,
учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и
степень
заинтересованности
родителей
деятельностью
ДОУ,
повышение
культуры
педагогической
грамотности
семьи.
В
соответствии
с
этим
необходимо
выстраивать
отношения
с
родителями,
основанные
на
взаимодействии и сотрудничестве.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь,
взаимоуважение
и
взаимодоверие,
знание
и
учет
педагогом
условий
семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду.
Также
оно
подразумевает
обоюдное
желание
родителей
и
педагогов
поддерживать контакты друг с другом.
Цель
взаимодействия
–
установление
партнерских
отношений
участников
педагогического
процесса,
приобщение
родителей
к
жизни
детского сада. Для нас стало важным установить доверительный контакт
между родителями и сотрудниками, сделать родителей равноправными и
равно
ответственными
партнерами
в
образовательном
процессе
детей.
В
связи с этим в нашем дошкольном учреждении работает консультативный
пункт
«Рука
об
руку».
Целью,
которого
является
поддержка
семьи
и
семейного
воспитания,
обеспечивающего
комплексный
подход
и
взаимодействие специалистов в работе с родителями.
Для реализации поставленной цели были определены следующие
задачи:
-выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ на
основе социально-педагогической и психологической диагностики;
-повышение педагогической культуры путём их просвещения;
-включение семьи в образовательный процесс с учётом социальных
запросов родителей;
-создание
в
семье
атмосферы
общности
интересов,
эмоциональной
поддержки,
взаимозаинтересованности
и
взаимопроникновения
в
проблемы друг друга;
-поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических
возможностях;
-установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
Основные
направления
деятельности консультативного
пункта
поддержки семей:
o
Разработка
индивидуальных
«BABY- м а р ш р у т о в »
и
и х
сопровождение с использованием методов пренатальной педагогики.
o
Возрождение и распространение традиций семейного воспитания.
o
Проектирование
семейных
игротек,
библиотек,
медиатек
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
детей.
o
Обучение родителей основам использования психокоррекционных
методов в обеспечении детям эмоционального комфорта.
o
Организация совместного взросло-детского досуга.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости
детского
сада
для
родителей.
Родители
наших
воспитанников
имеют
возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время
знакомиться
с
деятельностью
ребенка
в
детском
саду,
стилем
общения
воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь ДОУ.
Компетентностный
подход
позволяет
актуализировать
скрытый
воспитательный
потенциал
семьи
путем
включения
родителей
в
воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в
качестве полноправных участников этого процесса.
При
организации
взаимодействия
ДОУ
с
семьей,
основной
акцент
ставиться
на
воспитание
субъективности
родителей,
формирование
их
воспитательной
культуры.
В
этом
контексте
задача
нашего
дошкольного
образовательного
учреждения
сводится
не
к
замещению
семьи,
а
к
ее
обогащению
теми
практиками
воспитания
детей,
которые
накоплены
в
педагогической системе дошкольного образования.
Помимо
традиционных
форм
работы
ДОУ
и
семьи,
активно
используются инновационные формы и методы работы:
1.Знакомство
с
семьей:
встречи-знакомства,
посещение
семей,
анкетирование семей, почта доверия, телефон доверия.
2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни
открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские
собрания,
«Круглый
стол»
по
интересующей
теме,
консультации
специалистов,
педагогические
беседы
с
родителями,
оформление
информационных
стендов,
организация
выставок
детского
творчества,
приглашение
родителей
на
детские
концерты
и
праздники,
создание
информации в интернете через сайт ДОУ, Сетевой город.
3.Образование родителей: семинары, семинары-практикумы, проведение
мастер-классов,
педагогические
гостиные,
клуб
«Школа
для
родителей»,
портфолио семейного успеха.
4.Совместная
деятельность:
привлечение
родителей
к
организации
конкурсов, концертов, ярмарок, посиделок, семейных спортивных встреч, к
участию
в
детской
исследовательской
и
проектной
деятельности,
обмен
опытом семейного воспитания, организаций тематических выставок.
В «Концепции
дошкольного
воспитания» зафиксировано,
что семья
и
детский сад, имеют свои особые функции. Они не могут заменить друг друга.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольном
учреждение, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно
достигнуть
поставленной
цели
без
постоянной
поддержки
и
активного
участия родителей в образовательном процессе.
Таким
образом,
речь
идет
не
об
одностороннем
воздействии
на
родителей (принудительное чтение им докладов, посещение ими формальных
мероприятий),
а
о взаимодействии
детского
сада
и
семьи,
которая
предполагает
обмен
мыслями,
чувствами,
идеями,
переживаниями.
В
планировании работы учитывается
не
только
уровень
знаний
и
умений
семейного
воспитания
самих
педагогов,
но
и
уровень
педагогической
культуры семей, а также постоянно изучаются социальные и образовательные
запросы родителей (интересы, нужды, потребности). Педагогический
коллектив нашего детского сада находится в постоянном поиске новых форм
взаимодействия
с
семьями
воспитанников,
которые
п о з в ол я ют
достигнуть реального сотрудничества.