Автор: Арефьева Светлана Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Меленковский район,Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с детьми с признаками одаренности"
Раздел: начальное образование
Онлайн-олимпиады и сетевые проекты как средство развития
познавательных способностей детей с признаками одаренности
(Из опыта работы учителя начальных классов Арефьевой С.В.)
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Современное образование в условиях реализации ФГОС в качестве своей
приоритетной целью ставит признание личности ученика основным субъектом
образования. Такая постановка цели особенно актуальна, когда речь идет о
детях
с
признаками
одаренности.
Выявление,
поддержка,
развитие
и
социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач
современного образования.
Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми
требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации
целенаправленного
образования
людей,
имеющих
ярко
выраженные
способности в той или иной области деятельности.
В
системе
школьного
образования
существуют
разнообразные
формы
организации деятельности одарённых учащихся. Среди них распространены
творческие
конкурсы,
научно-исследовательские
проекты,
олимпиады,
викторины.
Мой опыт работы в школе показывает, что наибольший интерес у детей
вызывают занятия игрового, соревновательного характера. В настоящее время в
сети интернет существует большое количество образовательных порталов,
специализирующихся на проведении дистанционных олимпиад и сетевых
проектов.
Основная задача и цель таких мероприятий – создать для одаренных и
талантливых детей необходимые условия для развития творческого потенциала,
приобретение навыков работы с информационными технологиями, выявление
творческих способностей и развитие интереса к научной деятельности.
Дистанционные предметные олимпиады различаются своей необычностью и
интересным
наполнением,
пользуются
большой
популярностью
среди
учеников. Среди обилия олимпиад, конкурсов, викторин любой ученик найдет
развивающую и познавательную программу по любимому предмету или
направлению. Работает система поощрений: за участие в любом мероприятии
учащиеся получают свидетельства с указанием статуса и баллов. Это вызывает
у учеников позитивную мотивацию, способствует формированию творчества,
увеличивает энтузиазм к получению знаний, развивает активную жизненную
позицию.
Третий год учащиеся моего класса участвуют
в дистанционных
предметных олимпиадах на онлайн- платформе УЧИ.ру: « Заврики», «Дино» ,
«BRICSMath», «Плюс». А так же принимали участие в III международной
онлайн – олимпиаде по русскому языку «Русский с Пушкиным».
УЧИ.ру. -
это отечественная интерактивная образовательная платформа
онлайн-курсов по основным предметам школьной программы, которая является
системой адаптивного образования, полностью соответствующая ФГОС и
значительно усиливающая классическое школьное образование. В настоящее
время она позволяет каждому ученику, вне зависимости от социально-
экономического и географического положения, освоить базовую программу в
комфортном темпе и по индивидуальной образовательной «траектории»,
формирующейся на основе не применявшегося ранее в России анализа
накопленной базы действий учеников по решению различных задач.
Ученик получает возможность самостоятельно изучать предмет, достигать
планируемых результатов, контролировать свои действия с помощью системы,
оценивать свои достижения, повышать уровень своего интеллектуального
развития, работать в комфортном для себя режиме.
Во внеурочном процессе развитие детей с признаками одаренности следует
рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала,
способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. У
таких детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой
активности — это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в
творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к
открытиям, активному умственному труд ,самопознанию. Метод сетевых
проектов,
относится
к
информационным
технологиям
обучения.
Использование данного метода во внеурочной деятельности даёт новые
возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития
творческих способностей.
Такая форма обучения позволяет ребенку с
признаками одаренности, продолжая учиться вместе со сверстниками и
оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с
тем качественно углублять свои знания и выявлять свои ресурсы в области,
соответствующей содержанию его одаренности. Проектная деятельность —
одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети,
работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и
принимают участие в исследованиях, что позволяет им почувствовать
уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться и ощутить радость
успеха.
В 1 классе учащиеся принимали участие в сетевом проекте на ВИКИ Владимир
«Очень интересные разные профессии»
Во 2 классе были активными участниками проекта «Лишь слову жизнь дана».
Участие в дистанционных олимпиадах и сетевых проектах помогает
развитию креативности учащихся, творческих способностей, повышению
коммуникативных навыков общения.
Хотелось сказать, что мои ученики готовы применять полученные знания в
нестандартной ситуации, на творческом уровне и успешно демонстрируют это,
принимая участие в конкурсах различного уровня. Это новый социальный опыт
для моих учащихся, который позволяют современному школьнику ощущать
себя полноправным членом Интернет – сообщества.
Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и душевного
тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально
возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с
практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и
формированием уверенности в своих силах.