Напоминание

Психотерапевтические технологии


Автор: Шкодина Людмила Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ЧДОУ
Населённый пункт: г. Красноярск, ул.Ленинградская, 38
Наименование материала: Арт-терапия в практике работы с тревожными состояниями
Тема: Психотерапевтические технологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




АРТ-ТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ

СОСТОЯНИЯМИ

Арт-терапия

является

компонентом

здоровьеобеспечения

учебно-

воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Технологии

арт-терапии

включают

в

себя

комплексы

мероприятий,

направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, содействие

правильному физическому развитию и повышению работоспособности,

способствуют формированию двигательных качеств, мелкой и крупной

моторики, гармонизации психоэмоционального состояния, формированию

устойчивых мотиваций на собственное здоровье и здоровый образ жизни,

посредством обучения детей навыкам самооздоровления.

Модели

арт-терапии

представляют

собой

современную

здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов,

обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку

в

образовательном

учреждении

с

учетом

его

возрастных,

нервно-

психических возможностей, уровня развития здоровья.

Реализация программ по арт-терапии дает прекрасные результаты.

Дети

на

занятиях

освобождаются

от

негативных

эмоций,

стрессов,

«зажимов», от робости и стеснительности, физической неуклюжести,

угловатости, неуравновешенности.

Наиболее часто используется в группе изо терапия, в частности,

рисуночная терапия (или терапевтическое рисование, дополняя игрой,

сказкой, музыкой). При использовании изотерапии

предлагаются и

разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование,

лепка, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная

подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не

столь значимы. Важен и сам процесс творчества, и особенности внутреннего

мира человека. Групповая изотерапия наиболее доступная, эффективная,

соответствующая возрастным особенностям дошкольников арт-терапия.

Влияние

изотерапии

на

формирование

здоровья

дошкольника

определяется тем, что:

- рисунок и другие продукты деятельности ребёнка позволяет проводить

первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека;

-

уже

сам

процесс

рисования,

изготовления

поделок,

выполняет

профилактическую

и

терапевтическую

функцию,

приводя

в

баланс

внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в

развитии ребенка, и сам ребёнок в этом процессе «ведущий» при рисовании,

лепке и др. У ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук (в

частности,

вращательных)

и

тактильной

чувствительности

(осязания,

пространственного

мышления,

зрительно-моторной

координации

и

глазомера;

- рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного

мозга ребенка;

- возможность показать плоды своего труда другим наполняет душу ребенка

положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности

своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как

автора.

В процессе арт-терапии формируется психологическое здоровье детей:

удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании,

ощущении

собственной

успешности

и

значимости.

Высвобождается

психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное

напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется.

Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма,

агрессии уступает место инициативности, творчеству. Через творчество

ребята получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть

способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу

справляться с трудностями». Через взаимодействие с детьми ребенок меняет

свои ожидания от социальных отношений: «мне легко общаться с взрослым»,

«меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».

Таким

образом,

дополнительно

формируется

положительная

самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру. В

ходе взаимодействия с детьми отрабатываются проблемы эмоционально-

личностной сферы. Параллельно эти занятия способствуют развитию

творческого потенциала ребенка в целом и воображения в частности. При

работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и

рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка, способность к

сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего, рисование – прекрасный

способ безболезненно для других выразить свои эмоции.

В понимание «здоровья» разные авторы вносят свои акценты, но

вместе с тем имеются и общие для всех положения: подчеркивается

обусловленность здоровья внутренними и внешними факторами, отмечается

качественно-количественная

степень

здоровья

как

состояние

уравновешенности организма со средой.

Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое,

психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют

здоровье человека. Задача укрепления здоровья детей является необходимым

условием

их

всестороннего

развития

и

обеспечения

нормальной

жизнедеятельности растущего организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М.: 2001

2. Зайцев Г. К., Колбанов В. В. Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. -

СПб.: Питер, 1994

3. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб: Питер, 2002

4. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А.

Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании – М.: Академия,

2001.

5.Фадина Г. В. Инновационные технологии дошкольного образования в

современных социокультурных условиях. - Балашов, 2004



В раздел образования