Автор: Шкодина Людмила Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ЧДОУ
Населённый пункт: г. Красноярск, ул.Ленинградская, 38
Наименование материала: Арт-терапия в практике работы с тревожными состояниями
Тема: Психотерапевтические технологии
Раздел: дошкольное образование
АРТ-ТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ
СОСТОЯНИЯМИ
Арт-терапия
является
компонентом
здоровьеобеспечения
учебно-
воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Технологии
арт-терапии
включают
в
себя
комплексы
мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, содействие
правильному физическому развитию и повышению работоспособности,
способствуют формированию двигательных качеств, мелкой и крупной
моторики, гармонизации психоэмоционального состояния, формированию
устойчивых мотиваций на собственное здоровье и здоровый образ жизни,
посредством обучения детей навыкам самооздоровления.
Модели
арт-терапии
представляют
собой
современную
здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов,
обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку
в
образовательном
учреждении
с
учетом
его
возрастных,
нервно-
психических возможностей, уровня развития здоровья.
Реализация программ по арт-терапии дает прекрасные результаты.
Дети
на
занятиях
освобождаются
от
негативных
эмоций,
стрессов,
«зажимов», от робости и стеснительности, физической неуклюжести,
угловатости, неуравновешенности.
Наиболее часто используется в группе изо терапия, в частности,
рисуночная терапия (или терапевтическое рисование, дополняя игрой,
сказкой, музыкой). При использовании изотерапии
предлагаются и
разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование,
лепка, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная
подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не
столь значимы. Важен и сам процесс творчества, и особенности внутреннего
мира человека. Групповая изотерапия наиболее доступная, эффективная,
соответствующая возрастным особенностям дошкольников арт-терапия.
Влияние
изотерапии
на
формирование
здоровья
дошкольника
определяется тем, что:
- рисунок и другие продукты деятельности ребёнка позволяет проводить
первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека;
-
уже
сам
процесс
рисования,
изготовления
поделок,
выполняет
профилактическую
и
терапевтическую
функцию,
приводя
в
баланс
внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в
развитии ребенка, и сам ребёнок в этом процессе «ведущий» при рисовании,
лепке и др. У ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук (в
частности,
вращательных)
и
тактильной
чувствительности
(осязания,
пространственного
мышления,
зрительно-моторной
координации
и
глазомера;
- рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного
мозга ребенка;
- возможность показать плоды своего труда другим наполняет душу ребенка
положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности
своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как
автора.
В процессе арт-терапии формируется психологическое здоровье детей:
удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании,
ощущении
собственной
успешности
и
значимости.
Высвобождается
психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное
напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется.
Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма,
агрессии уступает место инициативности, творчеству. Через творчество
ребята получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть
способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу
справляться с трудностями». Через взаимодействие с детьми ребенок меняет
свои ожидания от социальных отношений: «мне легко общаться с взрослым»,
«меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».
Таким
образом,
дополнительно
формируется
положительная
самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру. В
ходе взаимодействия с детьми отрабатываются проблемы эмоционально-
личностной сферы. Параллельно эти занятия способствуют развитию
творческого потенциала ребенка в целом и воображения в частности. При
работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и
рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка, способность к
сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего, рисование – прекрасный
способ безболезненно для других выразить свои эмоции.
В понимание «здоровья» разные авторы вносят свои акценты, но
вместе с тем имеются и общие для всех положения: подчеркивается
обусловленность здоровья внутренними и внешними факторами, отмечается
качественно-количественная
степень
здоровья
как
состояние
уравновешенности организма со средой.
Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое,
психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют
здоровье человека. Задача укрепления здоровья детей является необходимым
условием
их
всестороннего
развития
и
обеспечения
нормальной
жизнедеятельности растущего организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М.: 2001
2. Зайцев Г. К., Колбанов В. В. Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. -
СПб.: Питер, 1994
3. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб: Питер, 2002
4. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А.
Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании – М.: Академия,
2001.
5.Фадина Г. В. Инновационные технологии дошкольного образования в
современных социокультурных условиях. - Балашов, 2004