Напоминание

"Учимся вместе"


Автор: Струнина Юлия Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШИ
Населённый пункт: Пермский край г.Губаха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Учимся вместе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Волшебная палитра»

Направление «художественно-эстетическое»

для групп «ОР 2», «ОР 3»

срок реализации – 1 год

на 2020-2021 учебный год

Составитель: Струнина Юлия Борисовна.

Учитель группы «ОР 3».

г. Губаха

Пояснительная записка

Рабочая программа «Волшебная палитра» разработана для

обучающихся группы «Особый ребёнок». в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта во внеурочной

деятельности» под редакцией В.А. Горского.

Особый акцент программы сделан на использование разнообразных

видов деятельности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья,

имея очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его

нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться

различными художественными материалами, выражать свои мысли через

изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького

художника.

Нетрадиционное рисование – это мастерская фантазии, чувств и

эмоций. На занятиях ребенок активно развивает творческое воображение,

фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки

полноценного общения.

Нетрадиционные

техники

рисования

демонстрируют

необычные

сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких

техник

является

универсальность

их

использования.

Технология

их

выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для

детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных

фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в

рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование

различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в

сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых

изображений. На факультативном курсе дети осваивают художественные

приемы

и

интересные

средства

познания

окружающего

мира

через

ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в

2

созидательный

творческий

процесс

педагога

и

детей

при

помощи

разнообразного изобразительного материала, который проходит те же

стадии, что и творческий процесс художника. В силу индивидуальных

особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым

у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку

активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого

созидания.

Цель программы

:

Создание условий для формирования художественного мышления и

развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями

здоровья в процессе нетрадиционного рисования.

Задачи обучающие

:

1.

Формирование

у

обучающихся

эстетических

чувств,

понимания

красоты в искусстве и окружающей действительности, развитие

эстетического вкуса.

2.

Овладение основами нетрадиционного рисования, практическими

навыками в разных видах изобразительного искусства, развитие

художественно-изобразительных способностей.

3.

Коррекция

и

компенсация

недостатков

познавательной

сферы,

зрительно-двигательного взаимодействия в процессе практической

работы, развитие мелкой моторики, самоконтроля, умения планировать

свою работу.

4.

Побуждать

детей

изображать

доступными

им

средствами

выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

5.

Подготовка к полноценной жизни в обществе, развитие желания

украшать свой быт.

Программа нацелена на взаимосвязь и единство различных видов

изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка) друг с

другом.

3

Уровень результатов работы по программе:

приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи,

аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление

обучающимися творческих работ.

Программа «Волшебная палитра» рассчитана на обучающихся групп

«Особый ребёнок», увлекающихся изобразительным искусством и

художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время 2 раза

в неделю (68 часов) в группах «ОР 2», «ОР 3».

Формы и методы.

На занятиях используются методы:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с

журналами).

Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).

Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).

Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).

Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие

мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные

(занятия, игра).

В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается

индивидуализация методов обучения. Содержание занятия планируется

дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

4

Характеристика деятельности обучающихся.

Личностные результаты:

- формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу способам

решения новой задачи;

- использование полученных умений в практической деятельности и

повседневной жизни;

- умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет,

линию, ритм, композицию, объем;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- формирование позитивного отношения к труду, положительное отношение

к школе, способность к пониманию причин успеха.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения

различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой

коммуникации;

- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место,

рационально размещать материалы и инструменты;

- исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма,

размер, цвет, характер, детали);

- уметь характеризовать предметы по этим признакам;

- иметь представление о живописи и дополнительных цветах, иметь

представление о тёплых и холодных цветах;

- планировать последовательность выполнения поставленной задачи под

руководством учителя;

- оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать;

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять

непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:

5

устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать

товарищу об ошибках;

- обсуждение творческих работ; высказывания собственного мнения и

умение прислушиваться к мнению других.

Регулятивные умения:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов

для качественного выполнения изделия;

- планировать практическую деятельность по плану;

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным

эталоном;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она

расходится с эталоном (образцом).

Познавательные умения:

- развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

- осуществлять анализ объектов;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Планируемые результаты.

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,

эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами

художественного образного языка;

осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной

художественно-творческой деятельности;

выбирать художественные материалы, средства художественной

выразительности для создания образов природы, человека, явлений и

передачи своего отношения к ним;

решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —

природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи,

выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила

перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

6

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,

свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно

подбирать доступные в обработке материалы для изделий;

применять приёмы рациональной безопасной работы ручными

инструментами: чертёжными (линейка), режущими (ножницы);

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять

взаимное расположение, виды соединения деталей;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему

чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,

пейзаж, портрет, натюрморт) и участвовать в художественно-творческой

деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы

работы с ними для передачи собственного замысла;

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их

эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной

красками; использовать их для передачи художественного замысла в

собственной учебно-творческой деятельности;

работать в различных техниках нетрадиционного рисования.

7

Календарно - тематическое планирование.

Тема

Содержание

Количество

часов

Дата

проведени

я

План.

Фа

кт

I четверть (16 ч)

1.

Вводное

занятие.

Цветоведение

(основные цвета и

их оттенки).

Развитие пространственного

представления. Познакомить с

чудесным свойством цвета

преображать окружающий мир, с

теплыми и холодными цветами.

2

02.09

03.09

2.

«Волшебные

листья».

(Печатание

листьями).

Познакомить с техникой

печатания листьями. Развивать

цветовосприятие. Учить

смешивать краски прямо на

листьях или тампоном при печати.

2

09.09

10.09

3.

«Осенний

лес».

(Рисование

по

сырой бумаге).

Учить отражать особенности

изображаемого предмета,

используя различные

нетрадиционные изобразительные

техники. Развивать чувство

композиции, совершенствовать

умение работать в разных

техниках.

2

16.09

17.09

4.

«Белый лебедь».

(Рисование

ладошками).

Вызвать интерес к рисованию,

стремление передавать образ

лебедя разными способами,

добиваться выразительного

2

23.09

24.09

8

образа. Развивать аккуратность.

5.

Невиданная лиса.

(Кляксография с

трубочкой).

Познакомить с нетрадиционной

техникой кляксографии. Учить

работать в этой технике.

Развивать воображение,

творчество, в дорисовывание

предметов.

2

30.09

01.10

6.

Ёжик в лесу.

(Рисование

+

аппликация).

Уметь передавать свои

впечатления, полученные ранее;

самостоятельно создавать образ.

2

07.10

08.10

7.

Роспись

стеклянного

сосуда.

(Акварель

по

стеклу).

Учить отражать особенности

изображаемого на стекле,

используя различные

нетрадиционные изобразительные

техники.

2

14.10

15.10

8.

Яблони

в

цвету.

(Рисование

ватными

палочками).

Закреплять умение передавать

колорит дымковских узоров.

Учить комбинировать различные,

освоенные ранее, элементы в

новых сочетаниях. Развивать

чувство композиции, цветовое

восприятие.

2

21.10

22.10

Тема

Содержание

Количество

Дата

9

часов

проведени

я

План.

Фа

кт.

II четверть (14 ч) 16

1.

Зимняя

сказка.

(Рисование губкой).

Способ получения изображения:

ребенок прижимает поролон к

штемпельной подушке с краской

и наносит оттиск на бумагу. Для

изменения цвета берутся другие

мисочка и поролон.

2

04.11

05.11

2.

Снегири.

(Метод тычка).

Формировать у детей

обобщенное представление о

птицах. Пробуждать интерес

детей к известным птицам.

Расширять знания о перелетных

птицах. Учить рисовать

снегирей, используя метод

тычка.

2

11.11

12.11

3.

Волк.

(Граттаж-черно-

белый).

Учить рисовать животных;

работать с техникой рисования

граттаж; имитировать шерсть

животного, используя штриховку

в разных направлениях.

2

18.11

19.11

4.

Закат солнца.

(Акварель по сырой

бумаге).

Научить технике рисования

«акварель по сырой бумаге»,

развитие навыков рисования

кистью, акварельными красками,

обобщение знаний о временах

года.

2

25.11

26.11

10

5.

Космические дали.

(Рисование

пластилином).

На плотный альбомный лист

нанести карандашом контур.

Рисовать по нему теплым

пластилином.

2

02.12

03.12

6.

Морозные узоры.

(Воск и акварель).

Познакомить с нетрадиционной

изобразительной техникой «воск

и акварель». Формирование

навыков рисования воском.

2

09.12

10.12

7.

«Первый снег».

(Оттиск печатками

из салфетки).

Закреплять умение рисовать

деревья большие и маленькие,

изображать снежок с помощью

техники печатания или

рисование пальчиками.

Развивать чувство композиции.

2

16.12

17.12

8.

«Красавец Кактус».

(Пластилин и

гофрированная

бумага).

Учить создавать декоративный

цветок из пластилина и

гофрированной зеленой бумаги.

2

23.12

24.12

Тема

Содержание

Количество

часов

Дата

проведени

я

11

План.

Фа

кт.

III четверть (22 ч)

1.

«Снежная семья».

(Рисование способом

тычка).

Учить рисовать снеговиков

разных размеров, закрепить

приёмы изображения круглых

форм в различных сочетаниях,

совершенствовать технику

рисования тычком.

2

13.01

14.01

2.

Подсолнух.

(Аппликация из

семечек).

Учить детей аккуратно

распределять лепесточки

подсолнуха из бумаги на

картон, очень хорошо

промазать середину цветка

клеем ПВА, аккуратно

приклеивать семечки.

2

20.01

21.01

3.

«Животные, которых

я сам себе придумал».

(Кляксография).

Вспомнить

последовательности работы в

технике кляксография.

Отражать особенности

изображаемого зверя,

имитировать шерсть

животного, используя

трубочку в разных

направлениях.

2

27.01

28.01

4.

«Волшебное тесто».

(

Солёное

тесто

и

гуашь).

Учить детей выполнять

полуобъемное панно в технике

«тестопластика» для

украшения интерьера.

2

03.02

04.02

5.

«Золотая

рыбка».

(Техника

мозаичное

рисование

кисточкой).

Научить технике мозаичного

рисования, развитие мелкой

моторики, эстетического вкуса.

2

10.02

11.02

6.

«Новогодняя ёлка».

(Тычок

жёсткой

полусухой

кистью,

рисование

пальчиками).

Упражнять в технике

рисования тычком, полусухой

жёсткой кистью. Продолжать

учить использовать такое

средство выразительности, как

фактура. Закрепить умение

украшать рисунок, используя

рисование пальчиками.

Воспитывать у детей умение

работать индивидуально.

2

17.02

18.02

7.

«Капелька за

Научить технике рисования

2

24.02

12

капелькой».

(Техника рисования

набрызг).

набрызгами акварелью, умение

использовать трафареты,

развитие моторики рук.

25.02

8.

«Цыпленок».

(Гуашь, ватные

диски, палочки).

Учить детей наклеивать ватные

диски, учить аккуратно,

раскрашивать ватные диски,

"оживлять" картинку с помощь

ватных палочек.

2

03.03

04.03

9.

«Любимое

животное».

Рисование с натуры.

Развитие способности

соизмерять на глаз части

изображаемого предмета и

правильно передавать их в

рисунке.

2

10.03

11.03

10.

«Блюдце».

(Декоративное

рисование).

Формировать навыки

рисования симметричной

формы предметов, развивать

воображение.

2

17.03

18.03

11.

«Два петушка».

(Рисование

ладошками).

Развивать у детей чувство

цвета, умение выполнять

рисунок не только кистью, но

и руками, пальцами. Развивать

эстетическое восприятие.

2

24.03

25.03

Тема

Содержание

Количество

часов

Дата

проведения

План.

Фа

кт.

13

IV четверть (16 ч)

1.

«Весенние

цветы».

(Техника

скатывание

салфетки).

Научить технике скатывание

салфетки, и учить приклеивать

на основу, создавая рисунок.

2

07.04

08.04

2.

Яблони в цвету.

(Рисование +

аппликация).

Развивать чувство

прекрасного, желание

создавать что-то

нетрадиционное. Вызывать

эмоциональное отношение к

образу. Развивать умение

самостоятельно располагать

изображение на листе бумаги.

2

14.04

15.04

3.

«Какого

цвета

весна».

(Монотипия).

Обогащать и расширять

художественный опыт детей в

работе с акварелью,

рисованию по мокрой бумаге,

смешивая краски

2

21.04

22.04

4.

«Расцвели

одуванчики».

(Техника тычка).

Закреплять умение

самостоятельно рисовать

методом тычка цветы, умение

рисовать тонкой кисточкой

листья и стебли. Расширять

знания о весенних цветах.

2

28.04

29.04

5.

Космические дали.

(Техника

цветной

граттаж.)

Закреплять умение

продумывать расположение

рисунка на листе.

Совершенствовать умение

использовать технику граттаж

для повышения

выразительности рисунка.

2

05.05

06.05

6.

Заяц.

(Кляксография

трубочкой.)

Совершенствовать умения и

навыки в свободном

экспериментировании с

материалами, необходимыми

для работы в нетрадиционных

изобразительных техниках.

Закреплять умение выбирать

самостоятельно технику и

тему.

2

12.05

13.05

7.

«Цветущая

веточка».

(Смешенная

техника).

Рисование зелени методом

тычка, изображение цветов

ватными палочками.

2

19.05

20.05

14

8.

Подведение итогов

года и проведение.

«Праздник

творчества».

Подготовить выставку работ.

2

26.05

27.05

Список литературы для педагога.

15

1.

Галанов

А.С.,

Корнилова

С.Н.,

Куликова

С.

Л.

Занятия

с

дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера»,

2000. – 80с.

2.

Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и

развитие.

Воспитателям

и

родителям.

Ярославль:

«Академия

развития», «Академия К˚», 1998. – 256с.

3.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,

2006. – 96с.

4.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»:

Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

5.

Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН –

ПРЕСС», 2003. – 96с.

6.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного

творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

7.

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие

дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных

образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

8.

Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми

дошкольного

возраста:

Нетрадиционные

техники,

планирование,

конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

Список литературы, рекомендованный для родителей.

16

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой

личности. СПб: издательство Буковского, 2011. 60 с.

2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами:

книга для учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.:

Пед. Общество России, 2012. 147с.

3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей

школьников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с

искусством: сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.

4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой

активности детей // Школьное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.

5. Никитина С.И. «Нетрадиционные техники рисования. Пособие для

родителей». – СПб. КАРО, 2007г.

17



В раздел образования