Автор: Струнина Юлия Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШИ
Населённый пункт: Пермский край г.Губаха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Учимся вместе"
Раздел: дополнительное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Волшебная палитра»
Направление «художественно-эстетическое»
для групп «ОР 2», «ОР 3»
срок реализации – 1 год
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Струнина Юлия Борисовна.
Учитель группы «ОР 3».
г. Губаха
Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебная палитра» разработана для
обучающихся группы «Особый ребёнок». в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта во внеурочной
деятельности» под редакцией В.А. Горского.
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных
видов деятельности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
имея очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его
нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться
различными художественными материалами, выражать свои мысли через
изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького
художника.
Нетрадиционное рисование – это мастерская фантазии, чувств и
эмоций. На занятиях ребенок активно развивает творческое воображение,
фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки
полноценного общения.
Нетрадиционные
техники
рисования
демонстрируют
необычные
сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких
техник
является
универсальность
их
использования.
Технология
их
выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для
детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных
фантазий, желаний и самовыражению в целом.
В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в
рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование
различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в
сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых
изображений. На факультативном курсе дети осваивают художественные
приемы
и
интересные
средства
познания
окружающего
мира
через
ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в
2
созидательный
творческий
процесс
педагога
и
детей
при
помощи
разнообразного изобразительного материала, который проходит те же
стадии, что и творческий процесс художника. В силу индивидуальных
особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым
у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку
активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого
созидания.
Цель программы
:
Создание условий для формирования художественного мышления и
развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями
здоровья в процессе нетрадиционного рисования.
Задачи обучающие
:
1.
Формирование
у
обучающихся
эстетических
чувств,
понимания
красоты в искусстве и окружающей действительности, развитие
эстетического вкуса.
2.
Овладение основами нетрадиционного рисования, практическими
навыками в разных видах изобразительного искусства, развитие
художественно-изобразительных способностей.
3.
Коррекция
и
компенсация
недостатков
познавательной
сферы,
зрительно-двигательного взаимодействия в процессе практической
работы, развитие мелкой моторики, самоконтроля, умения планировать
свою работу.
4.
Побуждать
детей
изображать
доступными
им
средствами
выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
5.
Подготовка к полноценной жизни в обществе, развитие желания
украшать свой быт.
Программа нацелена на взаимосвязь и единство различных видов
изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка) друг с
другом.
3
Уровень результатов работы по программе:
приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи,
аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление
обучающимися творческих работ.
Программа «Волшебная палитра» рассчитана на обучающихся групп
«Особый ребёнок», увлекающихся изобразительным искусством и
художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время 2 раза
в неделю (68 часов) в группах «ОР 2», «ОР 3».
Формы и методы.
На занятиях используются методы:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с
журналами).
Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие
мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные
(занятия, игра).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается
индивидуализация методов обучения. Содержание занятия планируется
дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
4
Характеристика деятельности обучающихся.
Личностные результаты:
- формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу способам
решения новой задачи;
- использование полученных умений в практической деятельности и
повседневной жизни;
- умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет,
линию, ритм, композицию, объем;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- формирование позитивного отношения к труду, положительное отношение
к школе, способность к пониманию причин успеха.
Коммуникативные умения:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения
различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой
коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место,
рационально размещать материалы и инструменты;
- исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма,
размер, цвет, характер, детали);
- уметь характеризовать предметы по этим признакам;
- иметь представление о живописи и дополнительных цветах, иметь
представление о тёплых и холодных цветах;
- планировать последовательность выполнения поставленной задачи под
руководством учителя;
- оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
5
устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать
товарищу об ошибках;
- обсуждение творческих работ; высказывания собственного мнения и
умение прислушиваться к мнению других.
Регулятивные умения:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов
для качественного выполнения изделия;
- планировать практическую деятельность по плану;
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным
эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
Познавательные умения:
- развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Планируемые результаты.
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами
художественного образного языка;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и
передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —
природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи,
выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
6
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно
подбирать доступные в обработке материалы для изделий;
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными
инструментами: чертёжными (линейка), режущими (ножницы);
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять
взаимное расположение, виды соединения деталей;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
пейзаж, портрет, натюрморт) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы
работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебно-творческой деятельности;
работать в различных техниках нетрадиционного рисования.
7
Календарно - тематическое планирование.
№
Тема
Содержание
Количество
часов
Дата
проведени
я
План.
Фа
кт
I четверть (16 ч)
1.
Вводное
занятие.
Цветоведение
(основные цвета и
их оттенки).
Развитие пространственного
представления. Познакомить с
чудесным свойством цвета
преображать окружающий мир, с
теплыми и холодными цветами.
2
02.09
03.09
2.
«Волшебные
листья».
(Печатание
листьями).
Познакомить с техникой
печатания листьями. Развивать
цветовосприятие. Учить
смешивать краски прямо на
листьях или тампоном при печати.
2
09.09
10.09
3.
«Осенний
лес».
(Рисование
по
сырой бумаге).
Учить отражать особенности
изображаемого предмета,
используя различные
нетрадиционные изобразительные
техники. Развивать чувство
композиции, совершенствовать
умение работать в разных
техниках.
2
16.09
17.09
4.
«Белый лебедь».
(Рисование
ладошками).
Вызвать интерес к рисованию,
стремление передавать образ
лебедя разными способами,
добиваться выразительного
2
23.09
24.09
8
образа. Развивать аккуратность.
5.
Невиданная лиса.
(Кляксография с
трубочкой).
Познакомить с нетрадиционной
техникой кляксографии. Учить
работать в этой технике.
Развивать воображение,
творчество, в дорисовывание
предметов.
2
30.09
01.10
6.
Ёжик в лесу.
(Рисование
+
аппликация).
Уметь передавать свои
впечатления, полученные ранее;
самостоятельно создавать образ.
2
07.10
08.10
7.
Роспись
стеклянного
сосуда.
(Акварель
по
стеклу).
Учить отражать особенности
изображаемого на стекле,
используя различные
нетрадиционные изобразительные
техники.
2
14.10
15.10
8.
Яблони
в
цвету.
(Рисование
ватными
палочками).
Закреплять умение передавать
колорит дымковских узоров.
Учить комбинировать различные,
освоенные ранее, элементы в
новых сочетаниях. Развивать
чувство композиции, цветовое
восприятие.
2
21.10
22.10
№
Тема
Содержание
Количество
Дата
9
часов
проведени
я
План.
Фа
кт.
II четверть (14 ч) 16
1.
Зимняя
сказка.
(Рисование губкой).
Способ получения изображения:
ребенок прижимает поролон к
штемпельной подушке с краской
и наносит оттиск на бумагу. Для
изменения цвета берутся другие
мисочка и поролон.
2
04.11
05.11
2.
Снегири.
(Метод тычка).
Формировать у детей
обобщенное представление о
птицах. Пробуждать интерес
детей к известным птицам.
Расширять знания о перелетных
птицах. Учить рисовать
снегирей, используя метод
тычка.
2
11.11
12.11
3.
Волк.
(Граттаж-черно-
белый).
Учить рисовать животных;
работать с техникой рисования
граттаж; имитировать шерсть
животного, используя штриховку
в разных направлениях.
2
18.11
19.11
4.
Закат солнца.
(Акварель по сырой
бумаге).
Научить технике рисования
«акварель по сырой бумаге»,
развитие навыков рисования
кистью, акварельными красками,
обобщение знаний о временах
года.
2
25.11
26.11
10
5.
Космические дали.
(Рисование
пластилином).
На плотный альбомный лист
нанести карандашом контур.
Рисовать по нему теплым
пластилином.
2
02.12
03.12
6.
Морозные узоры.
(Воск и акварель).
Познакомить с нетрадиционной
изобразительной техникой «воск
и акварель». Формирование
навыков рисования воском.
2
09.12
10.12
7.
«Первый снег».
(Оттиск печатками
из салфетки).
Закреплять умение рисовать
деревья большие и маленькие,
изображать снежок с помощью
техники печатания или
рисование пальчиками.
Развивать чувство композиции.
2
16.12
17.12
8.
«Красавец Кактус».
(Пластилин и
гофрированная
бумага).
Учить создавать декоративный
цветок из пластилина и
гофрированной зеленой бумаги.
2
23.12
24.12
№
Тема
Содержание
Количество
часов
Дата
проведени
я
11
План.
Фа
кт.
III четверть (22 ч)
1.
«Снежная семья».
(Рисование способом
тычка).
Учить рисовать снеговиков
разных размеров, закрепить
приёмы изображения круглых
форм в различных сочетаниях,
совершенствовать технику
рисования тычком.
2
13.01
14.01
2.
Подсолнух.
(Аппликация из
семечек).
Учить детей аккуратно
распределять лепесточки
подсолнуха из бумаги на
картон, очень хорошо
промазать середину цветка
клеем ПВА, аккуратно
приклеивать семечки.
2
20.01
21.01
3.
«Животные, которых
я сам себе придумал».
(Кляксография).
Вспомнить
последовательности работы в
технике кляксография.
Отражать особенности
изображаемого зверя,
имитировать шерсть
животного, используя
трубочку в разных
направлениях.
2
27.01
28.01
4.
«Волшебное тесто».
(
Солёное
тесто
и
гуашь).
Учить детей выполнять
полуобъемное панно в технике
«тестопластика» для
украшения интерьера.
2
03.02
04.02
5.
«Золотая
рыбка».
(Техника
мозаичное
рисование
кисточкой).
Научить технике мозаичного
рисования, развитие мелкой
моторики, эстетического вкуса.
2
10.02
11.02
6.
«Новогодняя ёлка».
(Тычок
жёсткой
полусухой
кистью,
рисование
пальчиками).
Упражнять в технике
рисования тычком, полусухой
жёсткой кистью. Продолжать
учить использовать такое
средство выразительности, как
фактура. Закрепить умение
украшать рисунок, используя
рисование пальчиками.
Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.
2
17.02
18.02
7.
«Капелька за
Научить технике рисования
2
24.02
12
капелькой».
(Техника рисования
набрызг).
набрызгами акварелью, умение
использовать трафареты,
развитие моторики рук.
25.02
8.
«Цыпленок».
(Гуашь, ватные
диски, палочки).
Учить детей наклеивать ватные
диски, учить аккуратно,
раскрашивать ватные диски,
"оживлять" картинку с помощь
ватных палочек.
2
03.03
04.03
9.
«Любимое
животное».
Рисование с натуры.
Развитие способности
соизмерять на глаз части
изображаемого предмета и
правильно передавать их в
рисунке.
2
10.03
11.03
10.
«Блюдце».
(Декоративное
рисование).
Формировать навыки
рисования симметричной
формы предметов, развивать
воображение.
2
17.03
18.03
11.
«Два петушка».
(Рисование
ладошками).
Развивать у детей чувство
цвета, умение выполнять
рисунок не только кистью, но
и руками, пальцами. Развивать
эстетическое восприятие.
2
24.03
25.03
№
Тема
Содержание
Количество
часов
Дата
проведения
План.
Фа
кт.
13
IV четверть (16 ч)
1.
«Весенние
цветы».
(Техника
скатывание
салфетки).
Научить технике скатывание
салфетки, и учить приклеивать
на основу, создавая рисунок.
2
07.04
08.04
2.
Яблони в цвету.
(Рисование +
аппликация).
Развивать чувство
прекрасного, желание
создавать что-то
нетрадиционное. Вызывать
эмоциональное отношение к
образу. Развивать умение
самостоятельно располагать
изображение на листе бумаги.
2
14.04
15.04
3.
«Какого
цвета
весна».
(Монотипия).
Обогащать и расширять
художественный опыт детей в
работе с акварелью,
рисованию по мокрой бумаге,
смешивая краски
2
21.04
22.04
4.
«Расцвели
одуванчики».
(Техника тычка).
Закреплять умение
самостоятельно рисовать
методом тычка цветы, умение
рисовать тонкой кисточкой
листья и стебли. Расширять
знания о весенних цветах.
2
28.04
29.04
5.
Космические дали.
(Техника
цветной
граттаж.)
Закреплять умение
продумывать расположение
рисунка на листе.
Совершенствовать умение
использовать технику граттаж
для повышения
выразительности рисунка.
2
05.05
06.05
6.
Заяц.
(Кляксография
трубочкой.)
Совершенствовать умения и
навыки в свободном
экспериментировании с
материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.
Закреплять умение выбирать
самостоятельно технику и
тему.
2
12.05
13.05
7.
«Цветущая
веточка».
(Смешенная
техника).
Рисование зелени методом
тычка, изображение цветов
ватными палочками.
2
19.05
20.05
14
8.
Подведение итогов
года и проведение.
«Праздник
творчества».
Подготовить выставку работ.
2
26.05
27.05
Список литературы для педагога.
15
1.
Галанов
А.С.,
Корнилова
С.Н.,
Куликова
С.
Л.
Занятия
с
дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера»,
2000. – 80с.
2.
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и
развитие.
Воспитателям
и
родителям.
–
Ярославль:
«Академия
развития», «Академия К˚», 1998. – 256с.
3.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,
2006. – 96с.
4.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»:
Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
5.
Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН –
ПРЕСС», 2003. – 96с.
6.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного
творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
7.
Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
8.
Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми
дошкольного
возраста:
Нетрадиционные
техники,
планирование,
конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
Список литературы, рекомендованный для родителей.
16
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой
личности. СПб: издательство Буковского, 2011. 60 с.
2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами:
книга для учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.:
Пед. Общество России, 2012. 147с.
3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей
школьников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с
искусством: сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.
4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой
активности детей // Школьное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.
5. Никитина С.И. «Нетрадиционные техники рисования. Пособие для
родителей». – СПб. КАРО, 2007г.
17