Автор: Карелова Елена Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №190"
Населённый пункт: г. Барнаул, Научный городок
Наименование материала: Проект
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 190 «Степашка» общеразвивающего вида
(МБДОУ «Детский сад №190»)
Проект:
« Зимующие птицы родного края»
Автор:
воспитатель: Карелова Елена Эдуардовна
Барнаул, 2020г.
Паспорт
№ Структура:
Содержание:
1.
Тема
Зимующие птицы родного края
2.
Участники проекта
Дети подготовительной к школе
группы, родители
воспитанников, воспитатели группы.
3.
Возрастная
группа
учащихся
Дети от 5 до 7 лет
4.
Особенности типа проекта
По характеру: информационно-творческий.
По количеству детей: групповой
5.
Цель проекта
Создать условия для развития познавательных и
творческих способностей детей в процессе реализации
проекта « Зимующие птицы родного края»
6.
Задачи проекта
Обучающие:
-обобщить
и
систематизировать
знания
детей
о
многообразии зимующих птиц родного края.
- углублять и конкретизировать представления детей об
условиях жизни птиц.
- формировать представления детей об условиях жизни
зимующих птиц, их связи с различными факторами
окружающей среды, значение в жизни человека.
Развивающие:
- развивать связную речь, обогащать словарь детей,
образное
и
вариативное
мышление,
фантазию,
воображение, творческие способности.
-
развивать
познавательный
интерес
к
объектам
окружающего нас мира через чтение стихов и рассказов
о природе, о птицах, через практическую деятельность.
- вызывать интерес к наблюдению за зимующими
птицами, расширять представления детей о птицах
родного края.
Воспитательные:
- воспитывать ответственность и бережное отношение к
птицам.
- воспитывать восприятие красоты и многообразия птиц
родного края.
- воспитывать культуру общения, слушая рассказы
одногруппников и педагогов, не перебивая говорящего.
7.
Ресурсы проекта
-Материально-технические;
-Методические ресурсы;
-Кадровое обеспечение;
-Родители
7.1
Материально-технические
ресурсы
Использование
информационно-коммуникативных
технологий при работе с воспитанниками, родителями и
педагогами
7.2
Методические ресурсы
- Дидактический материал (картотеки, дидактические
игры, информационные буклеты и др.)
-
Наглядные
пособия
(иллюстрации,
репродукции,
рисунки, фотографии)
7.3
Кадровое обеспечение
-Воспитатели
8.
Условия
реализации
проекта
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное учреждение « МБДОУ № 190»
9.
Ожидаемый результат
- расширение и систематизация знаний о зимующих
птицах нашего региона;
- формирование ответственного и бережного отношения
к птицам;
- улучшение предметно-развивающей среды;
- развитие у детей любознательности, творческих
способностей, познавательной активности,
коммуникативных навыков;
- активное участие воспитанников и родителей в
помощи птицам в трудных зимних условиях.
10.
Срок реализации проекта
Краткосрочный (1 месяц)
Аннотация проекта
Тема проекта «Зимующие птицы родного края» выбрана не случайно.
Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и
радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно
меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм
становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут
пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны
научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих
птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с
миром природы.
Педагогами нашей группы был разработан проект «Зимующие птицы
нашего края». В первую очередь, данная разработка направлена на
формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
(ответственность и бережное отношение к птицам), а так же формирование
представления детей старшего возраста
о зимующих птицах. Проект
реализует
интеграцию
образовательных
областей:
социально-
коммуникативное
развитие,
художественно
эстетическое
развитие,
физическое развитие, развитие речи, познавательное развитие.
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания
дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период
дошкольного детства происходит становление человеческой личности,
формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно
разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней,
научить беречь окружающий мир. В нашем случае, мы заострили внимание
на зимующих птицах нашего края, которым приходится тяжело выживать в
условиях сибирских морозов и многоснежья.
Инновационная значимость
Одной из особенностей проектной деятельности, в том числе, в
области социально-коммуникативного развития, является то, что она не
привязана к образовательной программе.
Традиционные занятия в МБДОУ, проводимые ежегодно в рамках учебного
процесса, вызвали у участников образовательного процесса, в том числе
педагогического коллектива, родителей, желание рассказать, углубить
познания детей по выбранной теме, воспитать чувство сопереживая к живым
существам. Проект разработан таким образом, что дети наравне с
педагогами могут влиять на его дальнейшее развитие, взрослые учитывают
предпочтения ребят, тем самым проект приобретает по- настоящему
совместное детско-взрослое содержание.
Стратегия достижения поставленной цели:
1.
Для эффективного решения поставленных задач, нами был разработан
перспективный план мероприятий для педагогов реализующих проект.
Работа с детьми ведется с помощью ведущей деятельности дошкольного
возраста – игры, так как она, является источником радостных эмоций,
вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, о
птицах нашего края, и, таким образом, происходит формирование
осознанно-правильного положительного отношения к природе и птицам в
частности.
2. В работе по реализации проекта мы используем разнообразные
методы, формы и средства работы:
- эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
аудиозаписи ;
- практические – упражнения, игровые методы;
- словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово;
- словесные приемы – объяснение, пояснение;
- наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, анализ;
- ресурсное обеспечение проекта: дидактические игры, сюжетные картинки
по теме, слайды, русские народные сказки, рассказы, сбор информации из
книг, журналов интернета.
3. Работа по проекту осуществляется в тесном взаимодействии с
семьями воспитанников. В основу работы положена модель « Родитель –
ребенок – педагог». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы
совместной деятельности: совместное изготовление кормушек,
совместное изготовление дидактических игр и картинного материала, для
работы с детьми, родительское собрание в форме круглого стола по теме:
«Великий учитель – природа» и «Нравственно – патриотическое
воспитание ребенка в семье и в детском саду», составление общих
рассказов и сказок о зимующих птицах, основанных на наблюдениях за
птицами, совместное изготовление газеты: «Птицы - мои друзья».
Этапы проекта:
Осуществление реализации проекта проходило в 3 этапа:
1.
Подготовительный этап:
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта;
-разработка и накопление методических материалов по теме;
Перспективный план мероприятий с детьми по реализации проекта
«Зимующие птицы родного края»
Срок
проведения
Вид деятельности
Мероприятие
Ответственные
4-я неделя
января
Коммуникативная
Беседы: «Как живут наши
пернатые друзья зимой», «Кто
заботится о птицах», «Пользу или
вред приносят птицы?», «Меню
птиц», «Как дети с родителями
заботятся о птицах зимой?».
воспитатели
Познавательная
Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково»,
«Счёт птиц», «Четвертый
лишний», "Угадай птицу по
описанию", «Кто что ест», «Узнай
по голосу», «Что
едят птицы».
воспитатели
Музыкальная
Аудиозапись «Голоса птиц»
воспитатели
1-я неделя
февраля
Познавательно-
игровая
Настольные игры: «Домино»
(птицы), «Разрезные картинки»,
«Лото», « Кто где сидит?», «
Помоги птице долететь»
воспитатели
Игровая
Сюжетно-ролевые игры: «Птичий
двор».
Воспитатели
Театрализация: «Где обедал
воробей».
Коммуникативная,
восприятие
художественной
литературы
И. Тургенев «Воробей», М.
Горький «Воробьишко», Н. Рубцов
«Воробей» и «Ворона»,
Сухомлинский «О чём плачет
синичка», просмотр презентаций:
"Зимующие птицы", "Кормушки".
Воспитатели
2-я неделя
февраля
Изобразительная
Аппликация :
«Сидят на ветке птички: снегири,
синички».
Коллективная работа (с
родителями)
Воспитатели
Коммуникативная
Наблюдение за птицами зимой.
Наблюдение за синицей,
наблюдение за вороной,
наблюдение за голубями,
наблюдение за зимующими
птицами.
Воспитатели
Конструирование
Труд: изготовление кормушек,
чистка кормушек, подкормка птиц.
Коллективная работа (с
родителями)
Воспитатели
3-я неделя
февраля
Коммуникативная
Родительское собрание (форма
круглого стола): «Великий учитель
- природа»
Воспитатели
Коммуникативная,
восприятие
художественной
Творческое рассказывание.
Заучивание и чтение
стихотворений о зимующих
птицах; обсуждение пословиц,
поговорок, отгадывание загадок;
рассматривание иллюстраций с
изображением зимующих птиц.
Воспитатели
Игровая
Подвижные игры: «Снегири»,
«Воробушки и кот», «Зимующие и
перелетные птицы», «Воробушки
и автомобиль», «Совушка».
Воспитатели
На данном этапе педагогами были составление картотеки
игр (подвижные, дидактические, речевые) по теме, а так же
подобраны загадки, сказки, стихотворения и рассказы.
2.Основной этап (практический).
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных
методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих
птицах. На данном этапе реализуется перспективный план написанный
педагогами группы. Организуются совместные встречи и работы с
родителями, выставки, выпуск газеты, консультации, игры. Организация и
участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
3.Заключительный этап
Реализация педагогического проекта «Зимующие птицы нашего края »
- это еще один шаг в работе по социально-личностному развитию детей
старшего дошкольного возраста, формировании ответственного и бережного
отношения к птицам и в целом к природе.
Для нас, педагогов и для родителей, важно, чтобы дети понимали
человеческую ответственность перед природой и птицами в частности.
Наш проект завершён и уже заметны его результаты. Дети стали более
активно проявлять познавательный интерес к зимующим птицам, не только
нашего региона, но и птицам всей планеты.
Также, нами отмечено сплочение детского коллектива внутри группы,
дети стали более внимательными друг к другу, поддерживали и переживали
друг за друга в трудных ситуациях (при выполнении практических
упражнений, составлении рассказов).
Реализация данного проекта показала положительную динамику и на
взаимодействии с семьями воспитанников, родители активно принимают
участие в обогащении дополнительной образовательной среды
необходимыми материалами, не отказывают в помощи птицам, чем
показывают положительный пример своим детям.
Ожидаемые результаты
- Положительная динамика в вопросе нравственно-патриотического
воспитания старших дошкольников;
- расширены и систематизированы знания о зимующих птицах нашего
региона;
- сформированы ответственное и бережное отношение к птицам;
- улучшена предметно-развивающая среда группы и кабинета дефектолога;
- активное проявление дошкольниками познавательного интереса,
любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков по
предлагаемой теме;
- активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных
зимних условиях.