Напоминание

родной (русский) язык


Автор: Аксенова Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: город Большой Камень Приморского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: родной (русский) язык
Раздел: начальное образование





Назад




Урок - практикум Родной (русский) язык, 1 класс 12.03.2020

Тема: Особенности оформления книг в древней Руси: оформление красной

строки и заставок.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формировать у учащихся представления о старинной книге и особенностям

ее оформления, учить читать тексты, рассказы, осмысливать их.

Задачи:

Познавательные:

закрепить знания детей об изученных буквах;

познакомить детей со старинными книгами;

формировать навыки сознательного и плавного чтения;

Развивающие:

развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту,

эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;

развивать навыки работы с текстом;

развивать речь, логическое мышление и внимание.

Воспитательные:

воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и

рассказам других детей;

прививать усидчивость, умение преодолевать трудности;

воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Формируемые УУД:

осмысливать читаемые тексты и выделять в них основную мысль;

воспроизводить прочитанный текст;

применять полученные знания и умения на практике;

работать в парах.

Дидактические средства:

для учителя: средства ИКТ (презентация), изображение старинного

алфавита и старинных книг

Ход урока

1.

Мотивация к деятельности. ( 1мин)

Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и

говорят:

- Желаю (большой)

- Успеха (указательный)

- Большого (средний)

- Во всём (безымянный)

- И везде (мизинец)

- Здравствуй! (вся ладошка)

Открытая ладошка – открытая душа и доброта.

Давайте подарим нашим гостям наши открытые

ладошки

2. Актуализация опорных знаний. (4 мин.)

Для начала немного подготовим наш речевой аппарат.

1) Дыхательная гимнастика. Упражнение «Петушок»

Плавный вдох на счет от 1 до 4. На выдохе произнести

фразу «Утром только зорька над землей встает, звонко на

дворе наш петушок поет».

Загадка

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

(Книга)

У детей на парте (работа в группе) карточка

АТУСКНИГАИВЦ

- НАЙТИ СЛОВО КНИГА

- Составление «Кластера»

(учит, получаем информацию, картинки, интересно)

Выявление места и причины затруднения (3 мин)

- Как вы думаете, всегда ли книги были такими, как вы

привыкли их видеть?

- - Почему говорят «Книги имеют свою судьбу»?

(показать книги разных времен)

- Пофантазируйте, какая может быть судьба у этих

книг?

РАЗДАТЬ ДЕТЯМ 2 ЛИСТА – С СОВРЕМЕННЫМ

ТЕКСТОМ И СО СТАРИННЫМ

- найти отличия этих двух страниц ( 1 буква)

работа с текстом

- Попробуйте прочитать

- каким цветом можно раскрасить первую букву?

Почему? (красным)

ПЕРВАЯ БУКВА НАЗЫВАЕТСЯ БУКВИЦА

Заставка

- Кто - то слышал такое слово? Где?

В древних книгах рисовали заставку. А сохранилась

ли она в современных книгах?

На своей досточке нужно вылепить заставку.

2.

Построение проекта выхода из затруднения.

(3 мин)

- Догадались, о чем мы сегодня будем говорить на

уроке?

- Попробуем составить план урока

Цель – будем учиться оформлять красную строку и

заставку

- Что нового хотим узнать на уроке по данной теме?

- Чему будем учиться?

3.

Реализация построенного проекта. (8 мин.)

Представим, что мы в древней русской школе.

Мы – ПИСЦЫ, ПИСАТЬ БУДЕМ ПАЛОЧКОЙ –

ПИСАЛА

- Какая общая часть у этих слов?

- ПОПРОБУЙТЕ НАПИСАТЬ БУКВУ

Кириллицы по выбору НА ДОСТОЧКЕ

- А как мы сможем показать БУКВИЦУ И

ЗАСТАВКУ? на досточке? ( ВЫЛЕПИТЬ

КРАСНЫМ ЦВЕТОМ и украсить ее)

Итог:

- какую цель поставили? Достигли цели?

«Все в твоих руках»

«Книга – в ней два листа, а середка пуста».

Писали на воске писалом. Писала представляли

собой небольшие костяные, деревянные или

металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и

толщиной с современный карандаш. Один конец

которого заостряли (этим концом выцарапывали

текст), другой же конец расплющивали (получалась

маленькая лопаточка, которой можно было

разглаживать воск, когда хотели стереть написанное).

Носили ученики такое орудие для письма в

специальном чехле, подвешенном к поясу.

Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой

воском, переходили к письму на березовой коре.

В

Древней Руси березовая кора – береста – служила

основным материалом для письма. Конечно, на

твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске.

Приходилось снова учиться выписывать буквы и

слова. Писали на бересте, как и на церах, обычными

заостренными писалами, просто выцарапывая

нужный текст.

Создателями этой азбуки были братья Кирилл и

Мефодий из Византии. Почти 1000 лет назад

древнерусский князь Ростислав обратился к

византийскому императору Михаилу с просьбой

прислать проповедников, которые могли бы

распространять христианство на славянском языке

(проповеди в тех краях читались на латинском языке,

незнакомом и непонятном народу). Император

Михаил направил греков – учёного Константина

Философа (Кирилл ) и его старшего брата Мефодия.

За создание славянской азбуки и принялся

Константин. В работе ему помогал Мефодий, также

хорошо знавший славянский язык.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог урока). (2 мин)

:

сегодня я узнал…

я понял, что…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…

было трудно…



В раздел образования