Автор: Нерсесян Ася Левановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ №20 имени Гапанца И.В.
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе"
Раздел: среднее образование
«Актуальные вопросы преподавания русского языка в школе»
(из опыта работы учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ № 20 г.
Сочи имени Гапанца И.В Нерсесян Ася Левановны)
«Язык – есть образ всего внутреннего человека: его ума, того, что
называется сердцем, он выразитель воспитания всех сил – умственных и
нравственных» И.А. Гончаров.
Почему именно с этих слов я начинаю статью об актуальности
преподавания русского языка в школе? Информационно-психологическое
воздействие на сознание человека осуществляется преимущественно
посредством языка, поэтому активная защита языковой среды является
важнейшим аспектом нашей работы.
В настоящее время стало заметно снижение ценностно-мотивационного
рейтинга русского языка среди прочих базовых ценностей жизни (большой
перевес имеет английский язык, так как многие родители видят будущее
своих детей за границей). Следовательно, русский язык необходим лишь для
вступительных экзаменов при поступлении в ВУЗ и сдачи ЕГЭ для
получения аттестата.
В результате такого отношения к русскому языку мы видим:
- в пятых-шестых классах еще сохраняется положительная динамика в
изучении русского языка. Конечно, сказывается налаженная совместная
работа предметных методических объединений учителей начальной школы
и русского языка и литературы, адаптационный период и выработанные
единые требования в оценке знаний учащихся.
- Но, к сожалению, уже с седьмого класса снижается познавательный
интерес к предмету. Немаловажную роль играет в этом то, что не всегда
учитываются возрастные особенности этой категории школьников. Часто
ограничивается применение новых технологий, которым сегодня уделяется
большое место: это информационные, цифровые и другие ЭОР,
необходимые как в урочной, так и внеурочной деятельности.
- и только к концу десятого, началу одиннадцатого класса, когда перед
учащимися стоит задача сдачи ЕГЭ, многие берутся за ум, но время уже
упущено. К сожалению, и тут родители больше надежд возлагают на
подготовительные курсы при ВУЗах и репетиторов.
Поэтому необходимо продумать пути повышения познавательного
интереса к изучению русского языка, внести корректировку в методику
преподавания с использованием личностно-ориентированного и
дифференцированного обучения.
Вопрос о русском языке это не узко учебный, а общекультурный.
Родной язык – это то, что окружает человека с момента его рождения,
поэтому важно сформировать у ребенка потребность в общении на русском
языке, в собственной авторской письменной речи, в чтении. Другими
словами самим предметом пробудить в учащемся интерес к родному языку.
Такой опыт обучения языку на основе любви к Родине у нас есть, но в
последние годы этому вопросу уделяется меньше внимания. А это одна и
проблем преподавания не только русского языка и литературы, но и истории,
географии и других предметов, воспитательной работы. Я думаю, что только
совместная работа всего коллектива учителей может дать положительный
результат.
Сегодня актуальна проблема создания условий для изучения русского
языка ( как родного и как неродного) в условиях многонационального
состава населения и меняющейся миграционной ситуации. В нашем
государстве, где проживают люди разных национальностей, русский язык
принадлежит всем народам и сохранение русского языка является одним из
условий государственной безопасности России. Именно поэтому был введен
этот предмет в школе в 1-2, 5-6 классах.
При изучении литературы необходимо учитывать этнокультурные
особенности учащихся, включая произведения авторов из народов,
населяющих РФ. Решение этой проблемы ускорит процесс адаптации детей
мигрантов и создание микроклимата в школе и библиотеке путем усиления
внимания к чтению, развития культуры чтения, а также определение роли
русского языка в системе межэтнических, межконфессиональных,
межкультурных отношений.
В нашей школе обучаются дети разных национальностей: дома они
говорят на родном языке и первые детские впечатления, сказки, песни, как
известно, западающие в душу и серьезно влияющие на дальнейшее развитие
тоже дети слышат на родном языке. Русский язык слышат только в школе и
поэтому мы видим бесчисленные ошибки в тетрадях, связанные не с
орфографией, а с особенностями их родного языка.
Эта проблема вызывает беспокойство родителей и учителей. Помочь
этим детям можно с учетом особенностей родного языка. Нужно отметить,
что большинство таких ребят владеют русским языком на самом
примитивном уровне. В самом деле, о чем говорят дома с детьми (что съел?
Куда ходил? Кого видел?), улица тоже не способствует развитию правильной
речи, а интернет оставляет желать лучшего.
Получается, что свой язык ребята забывают, так как он не востребован и
русский учат на недостаточном уровне. Эти дети оказываются не в двух
культурах одновременно, а между двух культур т.е ни в одной из них.
Также хочется обратить внимание и на то, что наша повседневная речь
становится грубой, стилистически сниженной. В газетах и журналах, в
публичных выступлениях чуть ли не нормой стали ошибочные ударения
(нАчать, прИнять, средствА, сОзыв и другие), можно услышать молодежный
сленг. Это объясняется невысокой культурой выступающих, которые
считают, что выступили живо, ярко, по-народному. Даже мы, учителя, не
только проходим мимо, но часто не замечаем, как в наших устах
проскальзывают такие слова. А мы принадлежим к сеятелям «разумного,
доброго, вечного»
Здесь на помощь могут прийти нестандартные формы урока, театральные
постановки, литературные гостиные, презентации интересных книг,
читательские конференции – на этих мероприятиях будет звучать правильная
речь. Очень важно работать над повышением интереса к чтению
художественной классической литературы, обратить внимание учащихся и
их родителей на «100 книг, которые должен прочитать каждый ребенок». А
еще можно ввести дни «За чистоту русского языка» с анализом,
поощрениями и наказаниями.
Размышляя о судьбах русского языка и его преподавании в школе,
затрагивая проблемы литературного образования, мы должны помнить, что
русский язык – это язык гениальных творений отечественной классики, язык
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
В заключение я хочу привести слова И.С. Тургенева: «Берегите наш
язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное
нам нашими предками».