Автор: Калашникова Мария Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 403» г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект
Раздел: дошкольное образование
«Креативные формы пропаганды
патриотизма»
«Я и моё древо»
Калашникова Мария Михайловна
МАДОУ «Детский сад №403» г.о. Самара
воспитатель
2
«Я и моё древо»
Тема проекта: «Я и моё древо»
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь-январь).
Актуальность темы исследования:
Каждый человек должен знать свою родословную. Ни для кого не
секрет, что во все времена хорошей традицией было знать своих предков и
почитать память о них. Родители передавали информацию своим детям о
дедах и прадедах, а те, в свою очередь, делились сведениями уже со
своими детьми и внуками. В результате, со временем было введено особое
родословное дерево, в котором указывалось множество поколений,
имеющих кровную связь с определенной семьей.
Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не
только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной
способствует
более
близкому
общению
членов
семьи,
так
как
помощниками в исследованиях будут родители, дедушки и бабушки.
В данной работе я хочу вызвать интерес к собственным корням, к
истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что
представляли собой его предки, как жили, чем занимались.
Проблема:
Мало
кто
из
детей
знает
историю
создания
семьи,
свою
родословную. Малоразвито чувство гордости за свою семью. Дети не
могут рассказать о своей семье и своем близком окружении.
Гипотеза:
Знание
своего
генеалогического
древа
поможет детям
узнать
историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей
представление о семье и семейных традициях.
3
Цель проекта: представить иллюстрацию своего генеалогического
древа в виде творчески оформленной самостоятельной работы и рассказ о
семье.
Задачи:
Образовательные:
1.
Мотивировать детей к изучению родословной своей семьи и
составлению генеалогического древа;
2.
Формировать у детей представление о семье, о нравственном
отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем
окружении,
учить
разбираться
в
родственных
связях.
Развивающие:
1.
Продолжать развивать познавательные способности у детей,
активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
2.
Расширять кругозор, развивать связную речь и обогащать
словарный запас детей терминами родственных отношений;
3.
Развивать творческие способности родителей и детей в
процессе совместной деятельности.
Воспитательные:
1.
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи и
истории своих предков,
2.
Укреплять отношения между детьми и родителями.
Риски:
Возможно родители не захотят участвовать в проекте ввиду своей
занятости, не знания самих своей родословной и истории семьи.
Возможность потери фотографий членов семьи.
Методы и приемы, используемые в проекте:
1.
Методы,
повышающие
познавательную
активность
дошкольников:
- метод сравнения;
4
- элементарный анализ;
- метод моделирования и конструирования;
- метод проектной деятельности;
- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и
потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать;
-метод опроса;
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без
применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности
детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного
материала и способствуют закреплению чувств;
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально
настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать
секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между
разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только
эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать
желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании;
- беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа,
сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из
ситуации, обсуждение способа действия
Объект проектной деятельности: семьи воспитанников старшего
дошкольного возраста (дети и родители).
Продукты проектной деятельности: творческая выставки, рассказ
о семье, созданные семейного древа совместно с родителями.
Отличительные особенности Проекта:
5
Направленность
на
нравственное
воспитание,
поддержку
традиционных семейных ценностей. Формирование представлений о себе,
своей
семье
и
нравственном
отношении
к
семейным
традициям.
Воспитание уважения к родителям, старшим, заботливое отношение к
малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных
представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках
следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование.
Проект
нацелен
на
развитие
в
детях
познавательно-
исследовательской активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка.
Проект направлен на обеспечение эмоционального благополучия каждого
ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей
детей,
а
также
и
в
использовании
различных
форм и
способов
взаимодействия
с
ребенком
(проявление
уважения
к
его
индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка
его чувства собственного достоинства и т. д.).
Этапы реализации проекта:
1 Этап. Подготовительный. «Я. Кто Я?». (сентябрь-октябрь).
Здесь была разработана карта проекта, определены цель и основные
задачи проекта.
Ознакомление детей и родителей с целью проекта.
Определено
содержание
проекта,
разработано
перспективное
планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с
родителями, определены участники проекта. Итогом 1 этапа создание
необходимых условий для реализации проекта.
2 Этап. Основной. «Кто меня окружает? Традиции семьи»
(ноябрь-декабрь).
Здесь началось наполнение информацией:
Детям читались произведения о семье «Моя бабушка» С. Капутикян;
«Мой дедушка» Р. Гамзатов; «Мама» Ю. Яковлев; «Заплатка» Н. Носов;
6
«Грипп», «Прививка» А. Барто; «О мальчиках и девочках» С. Маршак;
«Вместе тесно, врозь скучно», «Косточка» К. Ушинский.
Просматривались мультфильмы о семье и взаимоотношениях в ней:
«Мешок яблок» (СССР, 1974) - трогательная история о заботливом зайце,
который ради своих любимых жены-Зайчихи и «четырех сыночков и
лапочки-дочки» готов преодолеть любые трудности. Мультфильм научит
детей важности заботы о близких. «Северная сказка» (СССР, 1979) -
мудрость, словно сошедшая со страниц фольклора северных народа,
наполняет этот мультфильм особой атмосферой. Невероятно грустная, но
от этого еще более поучительная, история о детях, которые не услышали
свою маму в сложную минуту. Этот мультфильм, скорее напоминает
притчу, смотреть и пересматривать которую следует и маленьким, и
взрослым.
Проводились беседы с детьми на темы: «Любимый отдых членов
семьи», «Имена, отчества, фамилии», «Наш домашний праздник», «Мои
бабушка и дедушка», «Работа моих родителей», «Вспомни пословицу о
семье», «Коли семья вместе, то и душа на месте».
Также
проходило
знакомство
с
основными
понятиями
(родственники, семья, брат, сестра, тетя и т.д.) «Семь Я», «Моя семья - моя
радость», «С кем я живу».
Взаимодействие с семьей: Консультация «Наказание и поощрение»,
«Что такое генеалогическое древо?».
Создание генеалогического древа.
3 Этап. Заключительный. (январь).
Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого
велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа
детей и родителей, работа педагогов и родителей. Итоговым мероприятием
стала выставка «Я и мое древо». Создание сундучка «Родословные 5
группы» Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические
древа и презентовали свои работы небольшими рассказами о своих семьях.
7
Итоги работы над проектом:
В результате работы над проектом дети расширили представление о
своей
семье,
о
нравственном
отношении
к
семейным
традициям.
Сформировали представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе
и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники,
генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и
исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и
сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои
работы.
Все
это
способствовало
развитию
доброжелательности,
понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории
происхождения своей семьи.
Подтверждена гипотеза:
Знание
своего
генеалогического
древа помогло
узнать
детям
историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей
представление о семье и семейных традициях.