Напоминание

"Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении"


Авторы: Кононова Надежда Александровна, Пономарева Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №2
Населённый пункт: Ставропольский край,г.Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2 города Ставрополя

Тема:

«Значение инновационной деятельности в

дошкольном учреждении».

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование

инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс

обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими

усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном

учреждении является повышение эффективности процесса обучения и

получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ

ставятся следующие задачи:

•развитие индивидуальности воспитанников;

•развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к

творческому самовыражению;

•повышение любознательности и интереса к исследовательской

деятельности;

•стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой,

познавательной и т. д.);

•повышение интеллектуального уровня детей;

•развитие креативности и нестандартности мышления.

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой

системе дошкольного образования.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является

то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и

придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок

чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности.

А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а

добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

•здоровьесберегающие;

•технологии проектной и исследовательской деятельности;

•информационно-коммуникационные;

•технологии «лэпбук»;

•личностно-ориентированные;

•игровые технологии;

•технологии проблемного обучения и др.

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС

отмечает широкое использование информационно-коммуникационных

технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного

образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

•компьютеры;

•интерактивные доски;

•магнитофоны;

•телевизоры;

•фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь

внимание воспитанников.

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание

дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые

информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе

зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и

видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура)

восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые

животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых

животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В

средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие

«Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить

видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах

на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать

ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе

вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на

занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной

— дети сами проявляют познавательную активность, что способствует

осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает

в себя:

•проведение различных развивающих игр;

•просмотр иллюстраций и видеоматериалов;

•разбор проблемных ситуаций;

•совместное творчество и др.

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют

активность, что облегчает усвоение материала.

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с

дошкольниками:

•Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое

действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).

•Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3

ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный

инструмент «Ластик».

•Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные

варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).

•Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.

•Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку

(старший дошкольный возраст).

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт

педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже

самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать.

Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей

и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры

на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в

одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей

группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по

очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх).

Таким образом, получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать

цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к

стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей

эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать

на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче

освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от

твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места

звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у

старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по

типу квеста. Например, игра-путешествие по озеру Байкал включает карту

маршрута, по которой дети будут выполнять задания («Распределите цифры

по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и двигаться дальше

в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция —

животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами

озера оставит у детей яркие впечатления.

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться

личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя

индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по

4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно

разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие

творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3

этапа:

1.Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе,

конкурсы или загадки и т. д.

2.Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за

компьютером.

3.Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых

действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к

выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая

напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за

компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов

ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые

приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают

саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию

педагогов.

Воспитатель: Кононова Н.А.



В раздел образования