Авторы: Кононова Надежда Александровна, Пономарева Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №2
Населённый пункт: Ставропольский край,г.Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №2 города Ставрополя
Тема:
«Значение инновационной деятельности в
дошкольном учреждении».
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование
инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс
обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими
усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном
учреждении является повышение эффективности процесса обучения и
получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ
ставятся следующие задачи:
•развитие индивидуальности воспитанников;
•развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к
творческому самовыражению;
•повышение любознательности и интереса к исследовательской
деятельности;
•стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой,
познавательной и т. д.);
•повышение интеллектуального уровня детей;
•развитие креативности и нестандартности мышления.
Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой
системе дошкольного образования.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является
то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и
придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок
чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности.
А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а
добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
•здоровьесберегающие;
•технологии проектной и исследовательской деятельности;
•информационно-коммуникационные;
•технологии «лэпбук»;
•личностно-ориентированные;
•игровые технологии;
•технологии проблемного обучения и др.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС
отмечает широкое использование информационно-коммуникационных
технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного
образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
•компьютеры;
•интерактивные доски;
•магнитофоны;
•телевизоры;
•фотоаппаратура и т. п.
Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией
Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь
внимание воспитанников.
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание
дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые
информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе
зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и
видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура)
восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые
животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых
животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В
средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие
«Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить
видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах
на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать
ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе
вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на
занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной
— дети сами проявляют познавательную активность, что способствует
осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает
в себя:
•проведение различных развивающих игр;
•просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
•разбор проблемных ситуаций;
•совместное творчество и др.
При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют
активность, что облегчает усвоение материала.
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с
дошкольниками:
•Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое
действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).
•Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3
ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный
инструмент «Ластик».
•Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные
варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
•Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
•Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку
(старший дошкольный возраст).
В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт
педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже
самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать.
Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей
и задач предстоящего занятия.
В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры
на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в
одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей
группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по
очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх).
Таким образом, получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать
цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к
стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей
эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать
на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.
Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче
освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от
твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места
звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у
старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по
типу квеста. Например, игра-путешествие по озеру Байкал включает карту
маршрута, по которой дети будут выполнять задания («Распределите цифры
по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и двигаться дальше
в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция —
животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами
озера оставит у детей яркие впечатления.
В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться
личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя
индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по
4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно
разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие
творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3
этапа:
1.Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе,
конкурсы или загадки и т. д.
2.Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за
компьютером.
3.Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых
действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к
выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая
напряжение.
По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за
компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.
Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов
ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые
приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают
саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию
педагогов.
Воспитатель: Кононова Н.А.