Напоминание

Развитие письменной речи учащихся начальных классов. Работа над сочинением.


Автор: Золина Наталия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие письменной речи учащихся начальных классов. Работа над сочинением.
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие письменной речи учащихся начальных классов

Работа над сочинением

Среди самых нелюбимых и трудных заданий в школе для многих детей является

написание сочинения. Практически каждому ребёнку составление текста даётся с

большим трудом, особенно в младших классах. Сочинение — это вид письменной

школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную

тему. Сочинение требует самостоятельности обучающегося, активности, увлечённости,

внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности

ребенка. Подготовку к написанию сочинений я начинаю уже с первого класса и стараюсь

на каждом уроке русского языка и литературы проводить упражнения, которые развивают

речь, обогащают словарный запас и способствуют развитию умения составлять тексты на

заданную тему.

Задачи учителя начальных классов при работе над сочинением научить детей:

1. Писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях,

работе, наблюдениях.

2. Писать рассказы о случаях из своей жизни.

3. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.

4. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных,

повествовательных и восклицательных предложений.

5. Правильно строить простые предложения различных типов.

6. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.

Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими умениями:

-

понять и раскрыть тему сочинения;

-

собрать материал, систематизировать и расположить в нужной

последовательности;

-

определить границы сочинения;

-

составить план и писать по составленному плану;

-

составить текст и записать его;

-

совершенствовать написанное, находить и исправлять допущенные ошибки.

Как подготовить детей к написанию сочинения.

Выделяются 3 этапа подготовки к сочинению:

1) накопление материала (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, чтение

художественных произведений);

2) отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана);

3) словесное, речевое оформление. Т.е. составление самого текста, его запись,

совершенствование, самопроверка и проверка учителя.

Подготовка к сочинению.

Подбор цитаты, поговорки или пословицы, которые будут отображать идею работы.

В сборе лексического материала и подборке ключевых слов поможет таблица.

Существит

ельные

Прилагательные

Глаголы

Слова, выражающие ваше

отношение, эмоции

Лес

Осенний, грустный,

яркий.

Стоит, шумит

Мне нравится, я восхищен,

мне грустно, эта картина

навеяла воспоминания

Листья

Разноцветные, пестрый

ковер, похожи на

монетки

Шуршат, трепещут

на ветру

Березка

Тонкие, стройные

Стоят, покачивают

головками

Снег

Пушистый, белый,

ослепительный, чистый

Кружится, летает,

порхает

Написание сочинения.

Рекомендуется разделить листок на две части, более широкую и узкую. В широкой —

писать свою работу, а в узкой — будут вноситься поправки.

Следует помнить, что сколько пунктов в плане, столько и абзацев должно быть в

сочинении.

Рекомендуется не начинать вступление, а сначала заняться основной частью,

самым большим куском материала. После того, как будет сделана большая доля работы,

написать вступление и заключение не составит труда. В заключительной части нужно

передать впечатления ребенка по заданной теме, его мысли.

В написании сочинения очень помогает работа со средствами художественной

выразительности – сравнением, эпитетами, метафорами, олицетворением,

фразеологизмами, а также подбор синонимов, антонимов, омонимов.

При написании сочинения на уроке детям будет полезен лист-помощник, в котором

можно будет вписывать слова и выражения, которые пригодятся при составлении текста.

Лист – помощник

Опорные слова и словосочетания_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Художник картина изобразил известный

________________ _________________ ________________ ________________

________________ _________________ ________________ ________________

________________ _________________ ________________ ________________

________________ _________________ ________________ ________________

Березы______________________________________________________________________

Небо_________________________________________________________________________

Ворона_______________________________________________________________________

Снег_________________________________________________________________________

Земля________________________________________________________________________

Основные ошибки учеников: в содержании текста, лексические, грамматические, в

построении предложения.

Сочинения учеников 3 класса, созданные на уроке

Моё любимое дерево дуб.

Дуб – это могучее, сильное и массивное дерево. У него листья необычной формы. Этот

богатырь последним осенью сбрасывает свою листву. Ствол дерева толстый и крепкий с

шершавой корой.

Дуб – это крепкий и могучий житель природы. Ствол у него очень толстый. Плоды дуба –

желуди. Их едят кабаны, полевые мыши и другие обитатели леса.

Берёза

Стройная березка – символ России. Белый ствол березы поэты сравнивают с нарядом

невесты. Что-то праздничное, веселое есть в этом дереве, украшающем наши родные леса.



В раздел образования