Напоминание

"Значение физкультминуток для детей дошкольного возраста"


Автор: Йокимиес Галина Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №41
Населённый пункт: Химки, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение физкультминуток для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Физминутка это просто, быстро и весело!!!

Эта статья подготовлена для педагогов ДОУ, а также будет полезна и

родителям дошкольников.

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от

детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной

образовательной деятельности у дошкольников любого возраста

значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей

рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом

положении.

Чего стоит, например, просидеть без “шалостей” целое занятие,

да не одно, а 3 или 4 и при этом не отвлекаться.

Внешними проявлениями

утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти,

снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность

сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя,

потягиваться, зевать, разговариваться друг с другом. Все эти признаки

поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным

сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физкультминутка!

Вся образовательная деятельность, не связанная с движением, является

тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна

неустойчивость нервных процессов. У детей теряется интерес к

деятельности, они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания,

что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Отсюда следует вывод, что взрослые должны предупредить возникновение

утомления у детей, своевременно обнаружить признаки его появления и как

можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь,

может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения

различных нервных расстройств. Каждый педагог и специалист в ДОУ

должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9

минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет -

через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! Утомление может

проявляться по-разному: зевотой, нарушением осанки и координации

движений, рассеянным вниманием, раздражительностью, появлением

непроизвольных движений, ребенок часто отвлекается. Одним из самых

эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего

состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные

физические упражнения, так называемые физминутки. Они переключают

внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и

восстанавливают работоспособность детей, снимают напряжение мышц,

вызванное неподвижным состоянием.

Физкультурные минутки в ДОУ проводятся примерно в середине

непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в

виде игровых действий. Совсем необязательно проводить всего лишь одну

физкультминутку, лучший эффект будет от сочетания физкультминуток

различного вида. Но не стоит увлекаться и превышать временной лимит!

Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому

ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы

мышц, но не быть чрезмерными. Детям нравятся простые упражнения,

которые сопровождаются стихами и связанные с темой и содержанием

деятельности.

В работе с дошкольниками веселые физкультминутки можно использовать с

самого раннего возраста. Они улучшают кровоснабжение внутренних

органов и работоспособность нервной системы, положительно влияют на

деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную

системы. Физкультминутка это один из обязательных, продуманных

элементов в работе с детьми. Она необходима и важна, это - “минутка”

активного и здорового отдыха.

Физкультминутка всегда должна быть веселой, интересной и полезной!

Во время практических занятий (физический труд, физкультура, ритмика и

др.) физкультминутку не проводятся.

Задачи физкультминуток:

• способствовать легкому переключению с одного вида деятельности на

другой;

• способствовать снятию психического (интеллектуального и

эмоционального) перенапряжения;

• повышать общую работоспособность;

• обогащать творческий потенциал детей, прежде всего – возможность их

воображения.

.

тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

В состав упражнений для физминуток входят:

• упражнения по формированию осанки,

• укреплению зрения,

• укреплению мышц рук,

• отдых позвоночника,

• упражнения для ног,

• релаксационные упражнения для мимики лица,

• психогимнастика,

• дыхательная гимнастика.

Классификация физкультминуток

Физкультминутка– это веселые физические упражнения, направленные на

снятие усталости. Какая физкультминутка принесет наибольшую пользу? От

чего устали дети?! Что именно в эту минуту устало у детей? Ответы на эти

вопросы воспитатели обязательно должны знать прежде, чем проводить

физкультминутки с детьми.

Интересных физкультминуток огромное множество. В наше время их можно

найти и в большом количестве книг, представленных в книжных магазинах, и

в интернетресурсах. Но не забывайте, что выбор этой эффективной,

подходящей вашим детям именно сейчас физкультминутки зависит от того,

каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с детьми, ведь от

этого зависит, в каком виде отдыха, в какой физкультминутке малыши

нуждаются больше всего!

1. Физминутки - разминки (двигательно – речевые)

Двигательно-речевые физкультминутки дают отдых различным группам

мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и

дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов.

Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников

координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков,

активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко

запоминающиеся стихи. В своей работе я использую новые физкультминутки

- разминки не более двух в месяц, стараюсь делать это во время утренней

гимнастики, на прогулках и т.д., чтобы во время непосредственной

образовательной деятельности все дети знали и выполняли движения,

проговаривали слова

2. Пальчиковая гимнастика.

Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд.

Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат,

там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие

мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может

помочь в этом случае? Лучшей физкультминуткой в такой ситуации является

пальчиковая гимнастика.

3. Упражнения для глаз.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его

круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и

другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою

жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только

во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в

целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой, и вы

не допустите зрительного утомления!

Очень интересны детям электронные физкультминутки для глаз (физминутки

- офтальмотренажеры). Это - гимнастика для глаз, подготовленная заранее с

помощью компьютерных технологий. Например, вниманию дошкольников

представляется на мониторе таблица с картинками. На краю таблицы сидит

бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одной картинки на

другую. Дети следят за ней глазами и называют картинки, на которые

приземляется бабочка. Но, к сожалению, пока еще внедрение ЭОР в ДОУ

оставляет желать лучшего, поэтому чаще всего воспитатели самостоятельно

изготавливают различные зрительные таблицы или используют в работе

разнообразные упражнения для глаз.

Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть

вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву

своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения

будут сопровождаться стихотворным текстом.

4. Релаксационные упражнения

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно

возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в

отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого

напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп

мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его

степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При

расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает

совсем. Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый

лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах

напряжения и избавляться от них.

5.

Танцевальные.

Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую

детскую музыку, движения произвольные.

6. Оздоровительные физминутки.

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину,

потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

На занятии можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы,

посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением

руки воспитателя глазами.

7. Ритмические.

В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны

быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки

выполняются под счет.

8. Дидактические игры с движениями.

Например, при показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют

определенные упражнения.

9. Психогимнастика.

Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных

эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” –

расслабление голосовых связок, имитация зевоты

10. Креативные.

Гимнастика ума.

Использование игр для развития, логического мышления, воображения,

восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать

решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы.

Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения

мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и

повороты головы) + дыхательная гимнастика.

Необычные движения.

Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной

дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль.

11. Сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых.

Эти физминутки чаще всего проводятся в стихах.

Например: “Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.

Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!”

Пантомимическая гимнастика.

Связана с подражанием животным, птицам.

12. Физминутки с Су- джок терапией

Приемы Су- джок терапии используют с целью общего укрепления

организма, в коррекционно -логопедической работе в качестве массажа при

дизартрических расстройствах, для улучшается психоэмоционального

состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной

стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.

Массаж специальным шариком.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек,

эффективным способом их стимуляции является массаж специальным

шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы

рук. «Волшебное» эластичное кольцо, помогает стимулировать работу

внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до

появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько

раз в день.

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.

Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них

проецируется все тело человека в виде мини систем соответствия. Поэтому

кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла, в

течение 1 минуты. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь

организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за

работу головного мозга человек.



В раздел образования