Авторы: Петроченко Светлана Валерьевна, Светлана Валерьевна Петроченко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1584
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Открытое занятие на тему <<Урок вежливости>> в старшей группе
Тема: Урок вежливости
Раздел: дошкольное образование
Государственное образовательная учреждение
Школа № 1584
Открытое занятие на тему « Урок вежливости » в старшей группе.
Воспитатель I квалификационной категории:
Петроченко. С . В.
Москва 2020
Конспект открытого занятия по речевому
развитию в старшей группе «Урок
вежливости».
Тема: «Урок вежливости»
Интеграция
образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально-
коммуникативное», «Речевое
развитие», «Физическое развитие», «Эстетическое развитие».
Цель занятия: учить детей вежливому обращению со сверстниками и
со взрослыми людьми, знакомить с миром вежливых слов и речевых
оборотов.
Задачи занятия:
Развивающая задача: развивать связную, интонационно
выразительную речь; обогащать словарный запас; способность
оценивать свое отношение к позитивным и негативным
поступкам, развивать коммуникативные навыки.
Обучающая задача: систематизировать представления о
нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со
взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги; не
перебивать говорящего, выслушивать собеседника; говорить спокойно,
доброжелательно.
Воспитательная задача: воспитывать вежливость,
доброжелательность, уважение к окружающим.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное
слово», стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы»;
рассматривание картинок с изображением положительных и
отрицательных поступков детей; решение проблемных и
игровых ситуаций: «Кто поступил правильно?» и т. д. ; чтение пословиц
и поговорок о добре и вежливости.
Материал и оборудование: игрушка Буратино, картинки с
отрицательными и положительными поступками, мяч, аудиозапись,
квадратики белого и черного цвета по количеству детей.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дидактическое упражнение «Что изменилось?»
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом напротив
воспитателя. Воспитатель обращает внимание детей на гостей:
- Сегодня у нас на занятии будут присутствовать гости. Вы их все
знаете и любите, давайте поздороваемся!
Воспитатель: - Дети давайте поиграем в игру «Что изменилось?». Вы
закроете глаза, потом по сигналу откроете и скажете, что в группе
изменилось. Договорились?
Дети закрывают глаза, воспитатель ставит стул с игрушкой Буратино
спиной к детям.
Воспитатель: -Открывайте глаза. Что изменилось?
Дети: Буратино появился.
Воспитатель: - Правильно. Но что бы сделал вежливый человек
придя в гости? А Буратино это сделал? Какой он невежливый!
Отвернулся от нас. Дети, как вы думаете, что нужно было сделать
Буратино, прежде чем зайти в группу?
Дети: Поздороваться.
Воспитатель: Правильно. Подумайте дети и скажите кого мы можем
назвать вежливым человеком?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, вежливый человек не причиняет другому
неприятностей и обид. Вежливый человек всегда здоровается и
прощается, приветлив и внимателен. Если его о чем-то спрашивают или
просят оказать какую-то услугу (принести, помочь, подать и т. д., он
всегда это делает охотно. Вам нравятся вежливые люди?
А невежливые?
Дети: ответы.
Воспитатель: Если кто-нибудь сделает для вас что-то, то
следует сказать: «Спасибо». Если кто-то скажет вам «Спасибо», то вам
следует ответить «Пожалуйста». А если вы нечаянно кого-то толкнули,
или обидели, то следует сказать: «Извините пожалуйста».
Д/игра «Приветствие».
Воспитатель ь: -Давайте поиграем в игру.
Воспитатель предлагает детям назвать варианты приветствия, в
зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся: доброе
утро, -день, -вечер, здравствуйте.
Воспитатель: Давайте представим, что утром Леша встретил Сашу.
Как ты поздороваешься с Сашей? А если встретились вечером? Кирилл
прощается со взрослым человеком, что скажешь? И т. д.
Дети: ответы.
Воспитатель: Дети, а что нужно сказать после приветствия Буратино?
Дети: Спросить разрешения пройти в группу.
Воспитатель: И еще есть одна ошибка у Буратино? Что он еще
должен был сделать?
Дети: Спросить разрешение присесть.
Воспитатель: Дети, я думаю, Буратино все понял. Давайте пригласим
Буратино на наше занятие и научим его вежливым и добрым словам.
Отгадывание загадок.
Встретив зайку, еж – сосед
Говорит ему «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик …» (Здравствуй)
Растает даже ледяная глыба,
От слова теплого «…» (Спасибо)
Во всех странах на прощанье,
Говорят всем «…» (До свиданья)
Нечаянно мы толкнули Витю
И все сказали «…» (Извините)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы «…» (Спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит «…»(Добрый день)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим «…» (Простите пожалуйста)
Воспитатель: -Дети, а вы знаете пословицы и поговорки
о вежливости, доброте и дружбе? Кто расскажет?
Дети: ответы.
Д/ упражнение с мячом «Вежливые слова»
Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду вам бросать
мяч, а вы ловить и говорить вежливые слова.
Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дети
называют вежливые слова.
После игры дети садятся на стульчики.
Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Воспитатель: - А теперь давайте разберемся на примере что хорошо и
что плохо. Я буду показывать картинки с поступками детей, а вы их
рассматривать и распределять на хорошие и плохие. Если поступок
хороший, вы поднимите красный кружок, а если плохой- черный.
Аудирование:
Игра « Верно – неверно ».
Воспитатель: читает сказку « Вежливые слова ».
Жили-были Спасибо и Пожалуйста. Жили не тужили, между собой дружили.
Куда один друг пойдёт, туда второй вместе с ним отправляется. Только и
слышно со всех сторон: «Спасибо!» – «Пожалуйста!»
Однажды зимой пошли друзья на ледяную горку кататься. Первым Спасибо
залез на горку, скатился и кричит:
– Ух, как здорово!
И снова вверх карабкается.
А Пожалуйста стоит в стороне, боится – уж больно горка высокая. Скатился
Спасибо еще раз и опять радуется:
– Ух, здорово!
А кругом детвора голосами звенит, смеётся, с горки катается. Пожалуйста
завидно, ему тоже прокатиться охота, но высоты боится. А Спасибо
подбежал к своему другу, за руку схватил и на горку тянет.
– Не тащи меня, пожалуйста, не надо, – хнычет Пожалуйста.
Насилу затащил Спасибо своего друга на горку. Покатились они вниз,
правда, кувырком вышло, да в сугроб и попали. Барахтаются, пыхтят,
выбраться не могут. А кругом ребятишки катаются, толкают друг друга.
Вежливых-то слов не видно стало, зато со всех сторон слышно:
– Ты что меня толкаешь?
– А ты что мне подножку поставил?
– Сейчас как дам в ухо!
– А я тебя в живот ударю!
Перестали мальчишки смеяться и начали драться. Лупят руками да ногами,
брыкаются, синяки и шишки друг другу ставят.
Наконец вылезли из сугроба наши друзья – Спасибо и Пожалуйста.
Мальчишки увидели, что вернулись к ним вежливые слова, и стали
извиняться друг перед другом:
– Спасибо, что ты мне шишку набил.
– И тебе спасибо, что синяк поставил.
– Пожалуйста! Пожалуйста!
И вновь стали с горки кататься, только уже больше никто не дрался.
Физкультминутка «Быстро встаньте»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись
Рук коленями коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Работа с математическим материалом.
Воспитатель предлагает детям сделать лепестки для
цветка вежливости.
Воспитатель: Давайте сделаем цветок вежливости.
-Сколько лепестков будет в цветке? ( столько сколько вы знаете
волшебных слов ).
-Желтый цвет на какое слово похож? (Здравствуйте)
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, выбрать цвет кружочков и
приступить к работе. Включает расслабляющую мелодию. Дети делают
цветки из геометрических фигур. И называют вежливым словом каждый
лепесток.
Итог занятия.
Воспитатель: -Что нового мы сегодня узнали? Чем занимались? О
каких особенных словах мы сегодня говорили? Почему эти слова
называют «волшебными»? Почему эти слова очень важные?
Дети: ответы.
Воспитатель: -Дети, как вы думаете, научился ли
Буратино вежливым словам?
Дети: Да, научился.
Воспитатель: -Давайте подарим Буратино наш прекрасный
цветок вежливости, чтобы он никогда их не забывал. Скажем нашим
гостям «Спасибо за внимание». А теперь можете поиграть с Буратино,
показать ему нашу группу, игрушки.