Автор: Рамазанова Любовь Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 204
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: занятие - викторина
Тема: "Зимний лес"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия - викторины в средней группе " Зимний лес"
Автор: Рамазанова Любовь Ивановна воспитатель МБДОУ "Детский
сад 211 (корпус 2).
Занятие - викторина "Зимний лес"
Цель. Закрепить знание о лесе, как сообществе растений и животных,
проживающих на одной территории; о многоярусности смешанного леса; об
особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять в
умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам; узнавать
животных по их внешнему виду (изображению). Развивать память, быстроту
реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать
познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к портнерам и
соперникам по игре. Воспитывать любовь к родной природе.
Материал. Наборное полотно "Лес - многоэтажный дом", фланелеграф,
картинки с изображением лесных животных и птиц, следов животных; набор
веток и кусочков коры деревьев, еловые и сосновые шишки; картинка с
изображением зимнего леса к стихотворению З. Александровой " Зимняя
песенка"; эмблемы для участников команд; плакат "Зимнее дерево".
Ход занятия
Две команды детей "Зайчики" и "Белочки" под музыку П. И. Чайковского из
цикла "Времена года" входят в зал.
Воспитатель читает стихотворение С. Есенина.
Заколдован неведимкой,
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна,
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку.
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Воспитатель. Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня, ребята, мы
постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые предлагает нам
зимний лес.
Команда "Зайчики" и команда "Белочки" выяснят, кто из них больше знает о
зимнем лесе.
Начнем с приветствия команд (звучит музыка Е.Тиличеевой из композиции
"Встречи в лесу").
"Зайчики". Прыгает заинька, прыгает беленький.
Зайка - прыг, зайка - скок,
Слышен зайкин голосок.
Холодно заиньке, холодно белому.
Как же быть мне зимой,
Замерзает хвостик мой.
"Белочки". Ах, как нам наскучили вьюги, холода,
И морозы жгучие, словно навсегда.
Рыженькие белочки прячутся в дупло.
Поскорей бы солнышко ясное взошло.
Разминка капитанов
Вопросы капитанам команд:
1. Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (капитану
команды "Зайчики") Белка.
2. Зачем мне пушистый хвост? (капитану команды "Белочки").
Заметать следы.
Разминка команд
Вопросы участникам команд (поочередно) :
"Зайчики"
1. Что такое кузница дятла?
2. Почему говорят: волка ноги кормят?
3.Какая птица зимой в прорубь ныряет?
"Белочки"
1. Что птицам страшнее : холод или голод? Почему?
2. Чем заяц питается зимой?
3. У какой птицы зимой выводятся птенцы?
Соревнование команд
Воспитатель. Без чего не бывает леса?
Дети. Без деревьев.
Воспитатель. Ребята, а умеем ли мы узнавать деревья в лесу зимнем?
Вот сейчас то мы и узнаем.
Задание №1 " Узнай дерево по его коре".
Команды получают по кусочку коры: "Зайчики" - березы, "Белочки" - сосны.
Задание № 2 "С какой ветки детки"?
Команды получают подносы с набором веток деревьев и одну из шишек
(еловую или сосновую); нужно найти веточку дерева по его шишке и сказать,
как дерево называется.
Воспитатель. Ребята, я вот незнаю кого можно встретить в зимнем лесу, а
вы не хотите мне подсказать?
Дети. Животных и птиц.
Воспитатель. Ребята, а вот лесовичок нам с вами нарисовал и прислал
картинку к стихотворению "Зимняя песенка" З.Александровой.
Кто хочет прочитать это стихотворение?А остальные должны угадать кто
находитсяза кустом по его следам. Ребенок читает стихотворение.
Каждая команда получает карточку с изображением следов одного из
животных:
"Зайчики" - зайца, "Белочки" - лисицы.
Задание № 3 Как называются жилища лесных животных?
По картинкам "Зайчики" определяют : у лисы (нора), у белки (дупло).
По картинкам "Белочки" определяют : у медведя (берлога), у мышки (нора).
Задание № 4 "Изобразить животных с помощью пантомимы"
"Зайчики" - волка.
"Белочки" - лису.
Задание № 5 " Назвать и показать на картинках животных".
(Раскладывают картинки)
"Зайчики" - хищников леса;
"Белочки" - травоядных жителей леса.
Задание № 6 " Назови лишних птиц".
Воспитатель. Ребята, перед вами дерево, на котором собрались разные
лисные птицы. Посмотрите внимательно и скажите: какаие две птицы сюда
попали по ошибке? Каждая команда должна назвать одну из этих птиц и
снять ее с дерева (ласточка, скворец).
Физминутка "Зайка серенький сидит".
Задание № 7 " Кто прилетит на кормушку"?
Команды получают кормушки - подносы, где лежит: сало для птиц
("Зайчики"), рябина для снегирей ("Белочки").
Задание № 8 "Разместить жителей по этажам лесного дома".
Воспитатель. Ребята, лес - это дом для зверей и птиц. Команды получают по
набору карточек с изображением обитателей леса: "Зайчики" - лису, белку,
дятла, зайца, "Белочки" - волка, мышку, кабана, снегиря.
Задание № 9 " Загадки - отгадки".
"Зайчики" 1. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (волк)
2. Быстрый маленький зверек по деревьям скок - поскок? (белка)
3. Угадайте, что за птица: света яркого боится, клюв - крючком,
глаза - пятачком, ушастая голова. Как зовут ее? ( сова )
"Белочки" 1. Летом гуляет, зимой отдыхает? (медведь)
2. По лесу ходит, на своей голове дерево носит? (лось)
3. Посмотрите - ка какая! Вся горит, как золотая! Ходит в шубке
дорогой, хвост пушистый и большой, на увертки мастерица. Как зовут ее ?
(лисица).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились все.
А теперь жюри подведет итоги: Победила "Дружба"
Дети награждаются памятными сувенирами.