Автор: Мельникова Любовь Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Лицей 40 при УлГУ г. Ульяновск
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Открытое мероприятие
Тема: Семеро с ложкой
Раздел: дополнительное образование
Открытое мероприятие « Семеро с ложкой, один с гармошкой».
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с историей появления ложки; формировать
чувство патриотизма и уважения к самобытной русской культуре.
ЗАДАЧИ:
1.
Воспитание нравственности, патриотизма
2.
Активизация интереса к изучению исторических данных появления
ложек
3.
Развитие интереса к традициям и обычаям русского народов,
самобытной культуре
4.
Активизация представления детей о ложке, как о музыкальном
инструменте;
5.
Развитие творческих способностей детей и творческой инициативы
6.
Воспитание интереса к изучению истории Отечества;
7.
Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству
8.
Организация внеурочной интересной, содержательной деятельности
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы пришли к вам, Что бы порадовать
Вас , поднять Вам настроение и познакомить Вас с нашим творчеством.
Перед Вами дети из ДШИ 13 все они учатся на муз. инструменте –баян, это
мои ученики, но на всех баянов не хватило, поэтому мы взяли в руки ложки!
Итак : Семеро с ложкой, один с гармошкой!!» Ложкари исполняют:
1.
Коробейники
2.
Ах, вы сени
Первый ученик:
На Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными
ложками и были здоровы до старости. А ели на Руси так: на стол
ставили один чугун на всех , со щами или с другой любой похлёбкой!.
Каждому давали по ложке и куску хлеба. Первым в чугунок опускал
ложку дед (самый старший мужчина в семье). Попробует, потом
скажет остальным, что можно есть. А если кто то поторопится и без
очереди ложку в чугунок опустит- тому ложкой по лбу или вообще из-
за стола выгоняют. Старших надо уважать!
В традиционной русской культуре ложку рассматривали как личную
вещь вот как про ложку говорилось в Поэме о солдатской ложке:
Второй ученик:
Верст, больших и трудных тыщи
Прошагал солдат в войну
Но носил за голенищем
Он штуковину одну
И с великою охотой
Доставал её , когда
Краткий отдых был у роты
А ещё была еда!
Вобщем с нею неразлучен
Был в огне военных лет
И всегда считал, что лучше
И важнее вещи нет!
И с шутливой речью часто
Обращался воин к ней
: Дескать, друг мой милый, здравствуй,
Похлебай со мною щей!
Уж такое дескать, наше
дело ратное с тобой
После щей, да после каши
Снова в путь. И снова в бой!
Нам с тобою стыть в разведке,
Нам спешить врагу в обход
На тебе недаром метки
Я свои поставил- Вот!
Не от шалости, забавы
Взял, Да вырезал слова
Курск, Орёл, а вот Варшава
А вот здесь у нас Москва!
Ложкари исполняют:
1.
Полюшко-поле
2.
Пора в путь. Дорогу
А ещё неотъемлемой вещью, предметом в военные годы был баян.
Ученик на баяне исполняет песню:
3.
Позови меня
4.
Камаринская
Родители в ролях инсценируют
Сказку о деревянной ложке
ДЕД: нынче в город ходил
Всем подарков накупил
Внучке Настеньке- Платочек красненький
Дочке- расписную плошку
А старухе- ложку!
БАБКА:
Вот так ложка- красота!
Жаль, что белая она
Её надо расписать
ДЕД:
Это я не буду , мать.
Я не стану, не умею,
Краской, кистью не владею.
БАБКА:
Так иди тогда к люДЯМ,
А ещё лучшей к деТЯМ
Я слыхала, этот класс
В этом деле- прямо Асс!!
ДЕД:
Делать нечего, пойду
Хоть покой я свой найду.
Загрызёт меня старуха
Если краски не найду!
ДЕД ИДЕТ К ДЕТЯМ И ПОКАЗЫВАЕТ ИМ ЛОЖКУ
ДЕД:
Эй, ребята, помогите
Деду ложку распишите
Распишите хоть одну
Не то с горя я помру!
ДЕТИ ПЕРЕДАЮТ ЛОЖКУ ДРУГ ДРУГУ ПО ОЧЕреди и делают вид,
что раскрашивают её
1.
Мягкой кисточкой мазну
2.
Чёрной краской проведу
3.
А теперь цветок я алый
4.
Нарисую, как зарю
5.
И зеленые листочки
6.
И цветные ободочки
7.
Будет ложка- хоть куда
8.
Бабушке на диво
9.
Залюбуются друзья
Скажут нам спасибо!
ДЕД:
АЙ да ложка! Красота!
Уж уважить старика
Вы смогли, ребята!
Побегу я поскорей к бабке есть салаты!
ДЕД ПРИНОСИТ БАБКЕ ЛОЖКУ И ПОКАЗЫВАЕТ
БАБКА:
Как из русской сказки ложка
Хочешь щи, а хошь окрошка
Будем ей мы мед хлебать,
Да детишек вспоминать
УЧЕНИК :
А что означает выражение « Бить баклуши» ?
Для изготовления такой ложки служили простейшие топорные
заготовки-« Баклуши»
- небольшие колотые липовые чурки. Раскалывание чурбана на
баклуши и обтёсывание доверяли даже детям. Эта работа не
требовала особого мастерства и считалась пустячной, ерундовой.
Отсюда пошло выражение « Бить баклуши», которое означало:
делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл-
бездельничать, праздно проводить время.
Деревянные ложки моно использовать и как музыкальный
инструмент. Дело в том, Что одна ложка может издавать различные
звуки Например……
Сделать ложку лишь пол дела
Нужно, чтоб она запела!
Трели наших ложкарей
Веселят всегда людей!
Ложкари исполняют:
1.
Кадриль
2.
Во кузнице
Устали наши ложкари, но наш праздник не кончается, праздник
продолжается!
Родители учащихся поют заготовленные частушки в
сопровождение баяниста( руководителя)
1.Начинаем петь частушки
Просим не смеяться
Тут народу очень много
Можем растеряться!
2.Ой топни нога
Топни правенькая
Я на ложечках играю
Хоть и маленькая
3.Каблучком и ложкой бью
И танцую и пою
Ложки ,ложки, ну дружней,
Соэывайте всех друзей
4.Ела кашу с молоком
Уронила ложку
Никому я не скажу
Что люблю Сережку
5.
Ложкой ела суп в обед
И варенье на десерт
Дайте мне ещё немножко
Где моя большая ложка
6.
Щи да кашу ела Маша
Ложечка мелькала
А полоть позвала мама
Дочка захромала
7.
Веселятся ложкари
Ложки пляшут до зари
мы позвали в гости вас
Ну а мы пустились в пляс!
Ведущий:
Время быстро пролетело
Жаль нам честно говоря
Не забудем эту встречу
И спасибо Вам , друзья!!!
Ложкари исполняют:
КОРОБЕЙНИКИ!