Автор: Васянькина Елена Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа социального партнёрства с семьями воспитанников на 2017-2020 гг.
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 54»
Программа социального партнёрства с семьёй
во второй младшей группе
«Непоседа»
на 2017-2020 г.
Воспитатели:
Васянькина Е.И.
Пикалева Н.А.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Цель программы
4. Задачи программы
5. Реализация программы
6. Ожидаемые результаты программы
7. План работы с родителями 2017-2020г
8. Литература
1. Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями.
Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ).
Они
обязаны
заложить
основы
интеллектуального,
нравственного,
физического,
личностного
развития
ребенка.
И
именно
воспитатели
становятся
союзниками,
помощниками
родителей,
направляющих
деятельность
на
формирование
грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного
развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и
специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является
установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания
детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений
родителей.
2. Актуальность.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система
дошкольного
образования,
как
одного
из
института социализации подрастающего
поколения,
сегодняшний
день претерпевает большие изменения.
Эти изменения
определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные
моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного
образования социального
партнерства,
как
фактора
повышения
эффективности
функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные
функции
различны,
но
для
всестороннего
развития
ребенка
требуется
их
взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей,
способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь
- «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а
порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей
от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в
достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит
положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями,
которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными
партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была
разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.
3.Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного
учреждения,
создание
атмосферы
доверия
и
личностного
успеха
в
совместной
деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения
высоких результатов.
4.Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении РППС;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого
удовольствие;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и
психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и
умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и
обучения.
5. Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия
с родителями:
• Информационно - аналитические:
• Анкетирование
• Тестирование
• Вопросы – ответы
• Познавательные:
• Родительские собрания
•Мастер-классы
• Консультации
• Беседы
• Совместное создание предметно-развивающей среды
• Совместные проекты
• Наглядно - информационные:
• Папки-передвижки
• Родительский уголок
• Фотовыставки
• День открытых дверей
• Досуговые:
• Праздники и развлечения
• Дни здоровья
• Выставки, творческие конкурсы
• Выставка семейных коллекций
• Дистанционная форма работы
Основные педагогические принципы
.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого
пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на
котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с
родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно
выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог
общается
с
родителями
ежедневно,
и
именно
от
него
зависит,
каким
будет
отношение семьи к
детскому
саду
в
целом.
Ежедневное
доброжелательное
взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо
проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и,
конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому
позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли
принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы
взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию
личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель,
общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и
пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования,
представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального
состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В
зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада
с семьей.
6. Ожидаемые результаты программы.
• Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими
в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка
(понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к
педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в
воспитании и развитии ребёнка);
• Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами,
родителями;
• Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская
компетенция.
7. Перспективный план работы с родителями 2017-2018 год
Месяц
Работа с родителями
Ответственный
Сентябрь
1. Организационное родительское собрание
«Улыбка ребенка в адаптационный период».
Ознакомление родителей с планом на год.
Выбор родительского комитета.
2. Консультация с родителями «Игры в
адаптационный период».
3. Анкетирование родителей. Тема:
«Профилактические прививки».
4. Беседа «Формирование культурно-
гигиенических навыков у детей 3-х лет»
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Ст.воспитатель Князева
Светлана Николаевна
Мед. Сестра Шутова
Надежда Вениаминовна
Октябрь
1.Совместная творческая работа детей и
родителей «Дары осени»
2. Утренник для детей
«Осень в гости к нам пришла».
3. Консультация «Польза лепки для детей».
4. Консультация на тему: «Влияние
двигательной активности на развитие детей».
5. Анкетирование родителей: «Интересуется ли
ваш ребёнок лепкой?».
6. Открытый показ образовательной
деятельности.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Муз.руководитель Лобанова
Раиса Ивановна
Ноябрь
1. Родительское собрание «Развитие
двигательной активности детей 3-4 лет»
2. Консультация «ЗОЖ, профилактика
нарушения осанки».
3. Оформление фотоальбома «День матери».
4. Памятки: «Развиваем мелкую моторику
дома», «Создание условий для двигательной
активности в домашних условиях, примеры
пособий игр».
5. Беседа: «Роль взрослых в развитии речи
ребенка». Рекомендации по развитию речи.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Декабрь
1. Праздник «Новогодняя сказка»
2. Консультация: «Развивающие игры с тестом»
3.Консультация «Весёлые подвижные игры на
улице зимой».
4. Мастерская добрых дел «Кормушка своим
руками»
5. Совместная работа детей и родителей над
творческим проектом «Новогодняя игрушка».
6. Мастер - класс «Лепка из солёного теста»
Муз. Руководитель Лобанова
Р.И.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Январь
1. Конкурс построек «Зимушка Хрустальная»
2. Памятка для родителей. Тема: «Безопасность
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
на дороге зимой».
3. Консультация «Как провести выходной день с
ребенком»
4. Консультация «Как развить интерес ребёнка к
лепке»
Васянькина Елена Игоревна
Февраль
1. Выставка детских рисунков, тема: «Наша
Армия».
2. Коллаж «Мы за здоровый образ жизни»
3. Консультация «Игры и упражнения для
развития логического мышления»
4. Совместный физкультурный досуг «Папа и я
–лучшие друзья»
5. Оформление фотоальбома «Моя семья»
6. Памятка для родителей: «Пальчиками играем
– стихи повторяем!»
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Март
1.Творческая коллективная работа с
применением техник лепки «Букет для мам и
бабушек»
2.Совмесное развлечение детей и родителей
«Мамочка любимая».
3.Консультация «Развитие творческих
способностей ребенка»
4. Тематическая выставка поделок и рисунков
совместно с родителями «Весна красавица».
5. Мастер-класс «Зайчик на пальчик из лёгкого
пластилина»
Муз.руководитель Лобанова
Р.И.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Апрель
1. Беседа «Пример поведения родителей».
2. Памятка для родителей «Как измерить
талант?».
3. Презентация «Безопасная улица, ПДД»
4. Консультация «Лепка как один из способов
снятия напряжения у детей дошкольного
возраста»
5. Мастер-класс «Игры для развития
двигательной активности с нестандартным
оборудованием»
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Май
1. Итоговое родительское собрание по теме:
«Чему научились наши дети за этот год.
Организация летнего отдыха детей».
2.Участие родителей в изготовлении
нетрадиционных атрибутов для занятий по
физической культуре.
3. Открытый показ образовательной
деятельности.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Перспективный план работы с родителями 2018-2019 год
Месяц
Работа с родителями
Ответственный
Сентябрь
1. Организационное родительское собрание
«Условия для эмоционально - благоприятной
адаптации ребёнка». Ознакомление родителей с
планом на год.
Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Выбор
родительского комитета.
2. Консультация с родителями «Игры для
благоприятной социализации детей».
3. Анкетирование родителей. Тема:
«Профилактические прививки и особенности
здоровья Вашего ребёнка».
4. Беседа «Формирование культурно-
гигиенических навыков у детей 3-х лет»
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Ст.воспитатель Князева
Светлана Николаевна
Мед. Сестра Шутова
Надежда Вениаминовна
Октябрь
1.Совместная творческая выставка детей и
родителей «Дары осени»
2. Утренник для детей
«По лесным дорожкам».
3. Консультация «Польза лепки для детей».
4. Консультация на тему: «Влияние
двигательной активности на развитие детей».
5. Открытая образовательная деятельность.
6. Анкетирование родителей: «Интересуется ли
ваш ребёнок лепкой?».
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Муз.руководитель Лобанова
Раиса Ивановна
Ноябрь
1. Родительское собрание «Развитие
двигательной активности детей 3-4 лет»
2. Памятка «ЗОЖ, профилактика нарушения
осанки».
3. Презентация «Нетрадиционные техники
лепки, которые заинтересуют ребёнка».
4. Оформление портфолио ребёнка.
5. Консультация: «Развиваем мелкую моторику
дома».
6. Консультация: «Создание условий для
двигательной активности в домашних условиях,
примеры пособий игр».
7. Беседа: «Роль взрослых в развитии речи
ребенка». Рекомендации по развитию речи.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Декабрь
1. Праздник «Зимняя сказка»
2. Консультация: «Весёлые развивающие игры с
тестом, пластилином, глиной и кинетическим
песком»
3.Консультация: «Весёлые подвижные игры на
улице зимой».
4. Творческий проект с родителями «В мире
Сказки»
Муз. Руководитель Лобанова
Р.И.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
5. Выставка поделок «Новогодняя сказка».
6. Мастер - класс «Лепка из глины дымковских
игрушек»
Январь
1. Конкурс построек «Зимушка Хрустальная»
2. Памятка для родителей. Тема: «Безопасная
улица».
3. Консультация «Как провести выходной день с
ребенком»
4. Консультация «Как развить интерес ребёнка к
лепке»
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Февраль
1. Выставка детских рисунков, тема: «Наша
Армия».
2. Фотоколлаж «Наши папы и дедушки – наши
герои»
3. Консультация «Игры и упражнения для
развития логического мышления»
4. Совместный физкультурный досуг «Самые
ловкие и быстрые»
5. Оформление фотоальбома «Моя семья»
6. Памятка для родителей: «Развитие речи с
помощью сказок и пальчикового театра»
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Муз. Руководитель Лобанова
Раиса Ивановна
Март
1.Творческая коллективная работа с
применением техник лепки «Букет для мам и
бабушек»
2.Совмесное развлечение детей и родителей
«Мамочка любимая».
3.Консультация «Развитие творческих
способностей ребенка»
4. Тематическая выставка поделок и рисунков
совместно с родителями «Весна красавица».
5. Мастер-класс «Декоративная лепка как
интересная форма лепки»
Муз.руководитель Лобанова
Р.И.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Апрель
1. Беседа «Пример поведения родителей».
2. Памятка для родителей «Огонь детям не
игрушка».
3. Совместный проект «Развиваем
двигательную активность детей с помощью
нетрадиционного оборудования»
4. Консультация «Лепка как один из способов
снятия напряжения у детей дошкольного
возраста»
5. Мастер-класс «Создание игр-самоделок для
развития двигательной активности»
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Май
1. Итоговое родительское собрание по теме:
«Достижения детей за год. Организация летнего
отдыха детей с пользой».
2.Участие родителей в изготовлении
нетрадиционных атрибутов для летне-
оздоровительного периода.
3. Открытый показ образовательной
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
деятельности.
Перспективный план работы с родителями 2019-2020 год
Месяц
Работа с родителями
Ответственный
Сентябрь
1. Организационное родительское собрание
«Условия для эмоционально - благоприятной
адаптации и социализации ребёнка».
Ознакомление родителей с планом на год.
Обсуждение рекомендаций и пожеланий.
Выбор родительского комитета.
2. Консультация с родителями «Как прекрасен
этот мир- посмотри».
3. Анкетирование родителей. Тема:
«Профилактические прививки и особенности
здоровья Вашего ребёнка».
4. Беседа «Формирование культурно-
гигиенических навыков у детей 3-х лет»
5. Опрос родителей «Играете ли Вы со своим
ребёнком в активные игры дома и на улице?»
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Ст.воспитатель Князева
Светлана Николаевна
Мед. Сестра Суханова Ирина
Сергеевна.
Октябрь
1.Совместная творческая выставка поделок
детей и родителей «Осень золотая»
2. Утренник для детей
«По лесным дорожкам».
3. Консультация «Польза лепки для детей».
4. Консультация на тему: «Влияние
двигательной активности на развитие детей».
5. Открытая образовательная деятельность.
6. Анкетирование родителей: «Интересуется ли
ваш ребёнок лепкой?».
7. Субботник.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Муз.руководитель Лобанова
Раиса Ивановна
Ноябрь
1. Родительское собрание «Использование
нетрадиционных техник и оборудования в
развитии детей 3-4 лет»
2. Памятка «ЗОЖ, витаминизация и режим».
3. Презентация «Нетрадиционные техники
лепки, поэтапное изготовление «Цветочек для
мамы»».
4. Оформление портфолио ребёнка.
5. Консультация: «Развиваем мелкую моторику
дома с помощью игровых приёмов и
пластичным материалом».
6. Консультация: «Создание условий для
двигательной активности в домашних условиях,
примеры пособий игр».
7. Беседа: «Роль взрослых в развитии речи
ребенка». Рекомендации по развитию речи.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Декабрь
1. Праздник «Зимняя сказка»
2. Консультация: «Весёлые развивающие игры с
тестом, пластилином, глиной и кинетическим
песком»
3.Консультация: «Весёлые подвижные игры на
улице зимой».
4. Совместный проект с родителями «Помним
наших защитников, героев ВОВ»
5. Выставка поделок «Новогодняя сказка».
6. Мастер - класс «Пластилинография или
рисуем пластилином»
Муз. Руководитель Лобанова
Р.И.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Январь
1. Участие в районных конкурсах поделок и
рисунков.
2. Памятка для родителей. Тема: «Безопасная
улица».
3. Консультация «Как провести выходной день с
ребенком»
4. Консультация «Как развить интерес ребёнка к
лепке»
5. Оформление фотоальбома «Помним,
гордимся!»
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Февраль
1. Выставка детских рисунков, тема: «Наша
Армия».
2. Презентация «Наши папы и дедушки – наши
герои»
3. Консультация «Игры и упражнения для
развития логического мышления»
4. Совместный физкультурный досуг «Самые
ловкие и быстрые»
5. Памятка для родителей: «Познавательное
развитие, ключевые особенности 3-4 лет»
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Муз. Руководитель Лобанова
Раиса Ивановна
Март
1.Творческая коллективная работа с
применением техник лепки «Букет для мам и
бабушек»
2.Совмесное развлечение детей и родителей
«Мамочка любимая».
3.Консультация «Развитие творческих
способностей ребенка»
4. Тематическая выставка поделок и рисунков
совместно с родителями «Весна красавица».
Муз.руководитель Лобанова
Р.И.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Апрель
1. Беседа «На зарядку всей семьёй становись».
2. Проект «Неделя вежливости и добрых дел».
3. Совместный проект «Развиваем
двигательную активность детей с помощью
нетрадиционного оборудования»
4. Консультация «Лепка как один из способов
снятия напряжения у детей дошкольного
возраста»
5. Мастер-класс «Создание игр-самоделок для
развития двигательной активности»
6. Опрос «Повысился ли интерес к лепке
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
Вашего ребёнка?»
Май
1. Итоговое родительское собрание по теме:
«Достижения детей за год. Организация летнего
отдыха детей с пользой».
2.Участие родителей в изготовлении
нетрадиционных атрибутов для летне-
оздоровительного периода.
3. Опрос «Используется ли Вами
нетрадиционное оборудование для развития
двигательной активности?»
4. Открытый показ образовательной
деятельности.
Воспитатели группы
Пикалева Нина Алексеевна,
Васянькина Елена Игоревна
8.
Литература
• Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. -
М., 1994, -235 с.
• Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство
детского развития. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
• Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н.
Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
• Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический
аспект.
О.
Л.
Зверева,
Т.
В.
Кротова,
М.:
Творческий
центр «Сфера», 2005, С. 89.