Напоминание

"Арт - Терапия"


Автор: Мирошкина Татьяна Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Дом Детского Творчества"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Проектная работа
Тема: "Арт - Терапия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

АРТ-ТЕРАПИЯ

Подготовила: пдо Мирошкина Т.В. МУДО «ДДТ» Волжского района.

Вид проекта:

творческо-познавательный, здоровье

сберегающий

Проблема:

Увеличение количества детей с нервно-

психического характера.

Методами арт-терапии можно справиться с

различными негативными состояниями, такими

как – тревожность, страхи, депрессия,

агрессивность и многими другими

психологическими проблемами, которые мешают

человеку жить и тормозят его развитие.

Можно с помощью арт-терапии контролировать

свое психологическое состояние, ведь, как

известно, оно может очень меняться, особенно,

если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

«Образование схоже с лодкой, в которой нужно доплыть до острова счастья, и по обе

стороны этой лодки сидят гребцы – «учителя», успешно гребущие к этой заветной

цели. Лодка накренилась оттого, что учителей, сидящих на одной стороне и

представляющих традиционный блок обучения, так называемые, «основные

предметы» гораздо больше, чем учителей образовательной области «Искусство».

Естественно, лодка идёт по кругу, пугая своих пассажиров тем, что вот-вот затонет, а

они усиленно вычерпывают воду, реформируя и совершенствуя всевозможные

предметы и механизмы для выгребания воды, вместо того, чтобы задуматься: отчего

крен…»

А.Г. Сайбединов

Цель проекта:

Не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования

справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции

(которые зачастую он не может реализовать), дать выход творческой

энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для

него способов снятия эмоционального напряжения.

Дойти до этой цели помогают различные технологии и методы, которые

применяет учитель на своём уроке.

Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и

деликатности. Поэтому, в отличии от обычного урока, где ведущей формой

мышления является рационально-логическая, и дети осваивают какое-либо

понятие или реальность, тогда как на уроке искусства ребёнок мыслит образами

и познаёт отношение к реальности.

Задачи проекта

для учеников:

Научить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование;

развивать у ребенка потребность в саморазвитии;

• повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи,

тревожность, агрессивность, гиперреактивность);

• формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и

сохранению;

для педагогов:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в

вопросах о здоровом образе жизни;

• создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических

возможностях.

для родителей:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в

вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;

• способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к

участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;

• заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

Продолжительность: кратковременный (2 недели).

Этапы реализации:

Теоретический этап.

1. диагностика детей на начало проекта;

2. мониторинг для педагогов и родителей;.

3. изучение условий реализации проекта;

4. выявление проблемы, формировка цели, задач;

5. ознакомиться с методами и приемами арт-терапии;

6. планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания

предметно-развивающей среды;

7. определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры,

атрибуты и т. д.)

Методический этап.

1. разработка проекта;

3. составление картотек, папок передвижек и заданий ;

4. составить консультации для родителей и педагогов;

5. подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Арт-терапия»

Практический этап.

1. непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми;

2. совместных мероприятий с родителями и педагогами;

2. применение технологии арт-терапии;

3. мультимедийная презентация инновационного

опыта на педагогическом совете

Предполагаемые результаты:

для детей:

• у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

• занятия будут разнообразными по форме организации;

• будет осуществляться индивидуальный подход к детям;

• в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;

• музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;

• цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;

• сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изо

деятельности, фольклора, музыки;

для педагогов:

• повысится компетентность педагогов;

• реализация основной цели проекта. Ожидаемые результаты станут реальностью, если все

участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье».

Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья,

продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

Исходя из этого, на уроке изобразительного искусства ученику предлагается не просто

нарисовать, например натюрморт, а представить его образ,– какой он, весёлый или

грустный, радостный или задумчивый. Не просто изобразить клоуна в цирке, а понять

характер, душу этого клоуна. И изобразить уже не само явление, а своё собственное

отношение к этому явлению

А для усиления эмоционального воздействия на ребёнка применяются активные формы

обучения. Например, мозговой штурм, деловая игра театральная педагогика или арт-

терапия. Ребёнок, вживаясь в образ, вникая в суть, внутренне освобождается,

снимаются комплексы, он учится доверять. Доверять товарищам, учителю, себе.

Коллективно-индивидуальная работа учащихся позволяет в полной мере погрузиться в

творчество, насладится его результатом.

Изотерапияэто мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств.

Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё

предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации,

позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и

внешним миром.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки,

пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь,

соленое тесто, глина и т.д.

Результаты.

Пластилиновая живопись, предлагает ребенку не просто нарисовать рисунок,

а сделать его из пластилина на поверхности картона, не выходя за контур.

Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы

придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем

раскрашивается красками или мелками.

Штампы. Использовать предметы с рельефной поверхностью,

найденные в лесу (камешки, шишки), на природе (листья, цветы,

травинки), найденные дома на кухне (дольки лимона, огурца,

нижняя сторона шляпок грибов). Создать из отпечатков

целостную композицию или образ.

«Выдувание соломинкой». Используется соломинка для

коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица.

Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от

поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом,

можно получить неожиданные образы.

Изобразительное искусство – это особый предмет. Освоение

художественных техник не даёт гарантии создания гениального

произведения. Искусство должно не только изучаться, но и проживаться.

Ребёнок приходит на урок искусства не только для того, чтобы

посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на

заданную тему. А для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой

частью человечества, т.е. приобрести эмоционально-нравственный опыт,

который необходим ему для жизни, для овладения способами познания

мира.

Сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии,

мы достаточно быстро добились положительных результатов,

так как подобная деятельность является очень необычной,

интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогла

участникам педагогического процесса наладить

взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Семинар в рамках обмена опытом среди

педагогов МУДО «ДДТ», где мной была

представлена презентация по итогам

проекта «АРТ – Терапия»



В раздел образования