Автор: Мирошкина Татьяна Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Дом Детского Творчества"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Проектная работа
Тема: "Арт - Терапия"
Раздел: дополнительное образование
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
АРТ-ТЕРАПИЯ
Подготовила: пдо Мирошкина Т.В. МУДО «ДДТ» Волжского района.
◦
Вид проекта:
творческо-познавательный, здоровье
сберегающий
Проблема:
◦
Увеличение количества детей с нервно-
психического характера.
Методами арт-терапии можно справиться с
различными негативными состояниями, такими
как – тревожность, страхи, депрессия,
агрессивность и многими другими
психологическими проблемами, которые мешают
человеку жить и тормозят его развитие.
Можно с помощью арт-терапии контролировать
свое психологическое состояние, ведь, как
известно, оно может очень меняться, особенно,
если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.
◦
«Образование схоже с лодкой, в которой нужно доплыть до острова счастья, и по обе
стороны этой лодки сидят гребцы – «учителя», успешно гребущие к этой заветной
цели. Лодка накренилась оттого, что учителей, сидящих на одной стороне и
представляющих традиционный блок обучения, так называемые, «основные
предметы» гораздо больше, чем учителей образовательной области «Искусство».
Естественно, лодка идёт по кругу, пугая своих пассажиров тем, что вот-вот затонет, а
они усиленно вычерпывают воду, реформируя и совершенствуя всевозможные
предметы и механизмы для выгребания воды, вместо того, чтобы задуматься: отчего
крен…»
А.Г. Сайбединов
◦
Цель проекта:
Не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования
справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции
(которые зачастую он не может реализовать), дать выход творческой
энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для
него способов снятия эмоционального напряжения.
◦
Дойти до этой цели помогают различные технологии и методы, которые
применяет учитель на своём уроке.
◦
Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и
деликатности. Поэтому, в отличии от обычного урока, где ведущей формой
мышления является рационально-логическая, и дети осваивают какое-либо
понятие или реальность, тогда как на уроке искусства ребёнок мыслит образами
и познаёт отношение к реальности.
Задачи проекта
для учеников:
Научить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование;
◦
развивать у ребенка потребность в саморазвитии;
◦
• повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи,
тревожность, агрессивность, гиперреактивность);
◦
• формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и
сохранению;
для педагогов:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в
вопросах о здоровом образе жизни;
• создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических
возможностях.
для родителей:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в
вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;
• способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к
участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;
• заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Продолжительность: кратковременный (2 недели).
Этапы реализации:
◦
Теоретический этап.
◦
1. диагностика детей на начало проекта;
◦
2. мониторинг для педагогов и родителей;.
◦
3. изучение условий реализации проекта;
◦
4. выявление проблемы, формировка цели, задач;
◦
5. ознакомиться с методами и приемами арт-терапии;
◦
6. планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания
◦
предметно-развивающей среды;
◦
7. определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры,
◦
атрибуты и т. д.)
Методический этап.
◦
1. разработка проекта;
◦
3. составление картотек, папок передвижек и заданий ;
◦
4. составить консультации для родителей и педагогов;
◦
5. подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Арт-терапия»
◦
Практический этап.
◦
1. непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми;
◦
2. совместных мероприятий с родителями и педагогами;
◦
2. применение технологии арт-терапии;
◦
3. мультимедийная презентация инновационного
опыта на педагогическом совете
Предполагаемые результаты:
◦
для детей:
◦
• у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
◦
• занятия будут разнообразными по форме организации;
◦
• будет осуществляться индивидуальный подход к детям;
◦
• в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;
◦
• музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;
◦
• цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;
◦
• сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изо
деятельности, фольклора, музыки;
◦
для педагогов:
◦
• повысится компетентность педагогов;
◦
• реализация основной цели проекта. Ожидаемые результаты станут реальностью, если все
участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье».
Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья,
продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
◦
Исходя из этого, на уроке изобразительного искусства ученику предлагается не просто
нарисовать, например натюрморт, а представить его образ,– какой он, весёлый или
грустный, радостный или задумчивый. Не просто изобразить клоуна в цирке, а понять
характер, душу этого клоуна. И изобразить уже не само явление, а своё собственное
отношение к этому явлению
◦
А для усиления эмоционального воздействия на ребёнка применяются активные формы
обучения. Например, мозговой штурм, деловая игра театральная педагогика или арт-
терапия. Ребёнок, вживаясь в образ, вникая в суть, внутренне освобождается,
снимаются комплексы, он учится доверять. Доверять товарищам, учителю, себе.
Коллективно-индивидуальная работа учащихся позволяет в полной мере погрузиться в
творчество, насладится его результатом.
◦
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств.
Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё
предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
◦
Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации,
позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и
внешним миром.
◦
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки,
пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь,
соленое тесто, глина и т.д.
Результаты.
Пластилиновая живопись, предлагает ребенку не просто нарисовать рисунок,
а сделать его из пластилина на поверхности картона, не выходя за контур.
Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы
придать объемность. Излишки пластилина убираются.
◦
Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем
раскрашивается красками или мелками.
◦
Штампы. Использовать предметы с рельефной поверхностью,
найденные в лесу (камешки, шишки), на природе (листья, цветы,
травинки), найденные дома на кухне (дольки лимона, огурца,
нижняя сторона шляпок грибов). Создать из отпечатков
целостную композицию или образ.
◦
«Выдувание соломинкой». Используется соломинка для
коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица.
Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от
поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом,
можно получить неожиданные образы.
◦
Изобразительное искусство – это особый предмет. Освоение
художественных техник не даёт гарантии создания гениального
произведения. Искусство должно не только изучаться, но и проживаться.
Ребёнок приходит на урок искусства не только для того, чтобы
посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на
заданную тему. А для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой
частью человечества, т.е. приобрести эмоционально-нравственный опыт,
который необходим ему для жизни, для овладения способами познания
мира.
◦
Сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии,
мы достаточно быстро добились положительных результатов,
так как подобная деятельность является очень необычной,
интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогла
участникам педагогического процесса наладить
взаимодействие и достичь желаемого эффекта.
Семинар в рамках обмена опытом среди
педагогов МУДО «ДДТ», где мной была
представлена презентация по итогам
проекта «АРТ – Терапия»