Автор: Анастасия Сергеевна Захарова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Мадоу№24 детский сад
Населённый пункт: Ленинский район рп. Лопатино
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Интегрированная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Озорной мяч» в старшей группе.
Раздел: дошкольное образование
Интегрированная образовательная деятельность по ознакомлению с
окружающим миром «Озорной мяч»
в старшей группе.
Занятие подготовила: Захарова А.С.
16.11.2020
Цель: вызывать интерес к познанию окружающего мира через интеграцию
образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное
развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- познакомить с историей происхождения «мяча»;
- обогащать знание детей о мячах;
- воспитывать у детей интерес получить новую информацию о знакомых предметах.
Образовательная область «Развитие речи»
- развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь;
- продолжить обучать правильному звукопроизношению, расширять словарь глаголами,
прилагательными;
- упражнять в словообразовании.
Образовательная область «Художественно–эстетическое развитие»
- закреплять технические навыки рисования цветными карандашами;
- учить закрашивать карандашами, проводя линии в одном направлении.
- воспитывать эстетический вкус, воображение, развивать креативное мышление.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- упражнять в практическом применении полученных знаний;
- воспитывать интерес к окружающему;
- закрепить знания о правилах поведения во время игры с мячом.
Образовательная область «Физическое развитие»
- вызывать желание активно участвовать в физкультминутках;
- формировать умение следить за осанкой во время рисования;
- воспитывать интерес к спортивным играм с мячом.
Предварительная работа:
- наблюдение за мячом и его свойствами;
- загадывание загадок, чтение и разучивание стихотворений о мяче;
- разучивание игр с мячом: «Подбрось – брось», «Сбей кеглю». «Мяч в мишень».
Оборудование:
Картинки по данной тематике;
- мяч, массажные мячи;
- мячи набитые горохом, лоскутами, песком, травой;
- мяч наполовину спущенный, мяч накаченный;
- музыкальное сопровождение;
- карандаши, листы А5.
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент.
Звучит песня «Мяч». Воспитатель вместе с детьми выходят из раздевалки и встают в круг.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
В.: Что же означает слово «здравствуйте»?
(ответы детей).
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» -
Значит «будь здоров»!
Воспитатель приглашает детей к столу.
-Наше занятие начинается, и я вас приглашаю сесть за парты.
(Стук в дверь) Кто-то к нам еще пришел?
Воспитателю передают игрушку – мяч в шапочке с наклеенными глазами, ртом и носом.
Ой, ребята, это же мячик, он тоже сегодня пришел к нам на занятие, наверно он хочет
посмотреть какие вы умные, послушные, грамотные и как вы умеете себя вести.
(вешаю его на доску).
-Наверное вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?
-Да.
- Ребята, а как вы думаете, всегда ли мяч был таким ярким, красивым, прыгучим
(дети высказывают свои предположения).
Оказывается, мяч не всегда был таким, хотите послушать историю появления мяча?
(ответы детей)
- Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. (фото мяча). Придумали его много –
много лет назад. Слово «мяч» произошло от слова «мягкий, мякиш», т.е. мягкий шар. В
некоторых странах мяч не только любили, но и уважали. Например, в Древней Греции он
считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, имел волшебную
силу (фото мяча и солнца рядом)
А на Руси в старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми
мячами, туго свернутыми из тряпок (фото игр на Руси с мячом в костюмах)
Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в
бересту, или бубенчики, получался одновременно мячик и погремушка(картинка
самодельных мячей).
- У меня на столе тоже есть мячи (3 самодельных мяча), давайте попробуем узнать, чем же
набиты наши мячи?
София, подойди к столу. Возьми мяч, который тебе понравился, и определи на ощупь, чем
он набит?
(дети высказывают свои предположения: горох, лоскуты, песок, трава).
Однажды, две тысячи лет тому назад, в Риме случилось вот что. Учитель гимнастики,
звали его Атциус, проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на огромный бычий
пузырь. Надутый воздухом и перевязанный верёвкой, он висел над входной дверью – для
красоты. Ветер трепал пузырь и стукал его об стенку, а он отскакивал! Ударялся и
отскакивал! "Идея!" - должно быть, подумал Атциус, купил пузырь, обшил его дома
чехлом из кожи, и получился мяч – лёгкий и прыгучий!
-А сейчас мы проведем с вами эксперимент. Вероника и Лев, подойдите ко мне, выберете
себе любой мяч.
- Лев, возьми мяч и попробуй. Подпрыгивает мяч? (подпрыгивает, но очень плохо, потому
что он не полностью наполнен воздухом).
- А теперь Вероника, возьми мяч. Подпрыгивает твой мяч? (да).
Почему? (этот мяч полностью накачен воздухом)
Ребята, а как вы думаете почему один мяч прыгает хорошо, а другой нет?
Ответы детей.
- Какой вывод мы можем сделать?
(чем больше воздуха в мяче, тем лучше он прыгает)
- Молодцы! С тех пор придумали много разных мячей. Для каждой игры есть свой мяч.
- Давайте с вами поиграем в игру. Я вам буду показывать картинку, а вы будете говорить.
что это за мяч и как называется игра в которую играют с ним.
Как называется этот мяч? (футбольный) Что это за игра? (футбол) Кто играет в эту
игру? (футболисты)
Как называется этот мяч? (баскетбольный) Что это за игра? (баскетбол) Кто играет в эту
игру? (баскетболисты)
Как называется этот мяч? (теннисный) Что это за игра? (теннис) Кто играет в эту
игру? (теннисисты)
Как называется этот мяч? (волейбольный) Что это за игра? (волейбол) Кто играет в эту
игру? (волеболисты)
- А в какие игры с мячом мы с вами играем? («Футбол», «Вышибалы», «Съедобное –
несъедобное» и др.)
- Молодцы, справились с заданием. А теперь давайте немного поиграем с
мячами. (физкультминутка) (2 корзинки с мячами)
Над рукою мяч кружит,
От нее теперь бежит.
Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.
Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой —
Вот я фокусник, какой!
-молодцы, садимся за столы.
Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если
забывать правила безопасности. Какие правила безопасности надо знать? (напечатать
картинки).
(Ответы детей: Нельзя играть с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов, мяч
может их разбить.
Ответы детей: - Нельзя играть с мячом возле проезжей части дороги. Мяч может
выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию.
Ответы детей: Нельзя выбегать за мячом на дорогу! Водитель может не успеть
остановиться и тогда произойдет беда.)
- Наши мячи заскучали в корзине, давайте с ними поиграем. (Раздаю каждому массажный
мяч).
- Потрогайте мячик, он какой? (круглый, колючий).
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
- Молодцы! Давайте уберем мячи в корзину. (пеналы лежат на столе)
-Смотрите, наш гость заскучал, может ему одиноко, и он хочет найти себе новых друзей.
Поможем ему? Нарисуем для него много мячиков.
(включаю спокойную музыку)
А теперь закройте глаза и представьте себе мяч, который вы хотите нарисовать для
нашего друга, кто- то захочет нарисовать футбольный мяч, большой или маленький,
одноцветный или разноцветный, а может мяч для спортивной игры, или воздушный
шарик, давайте подумаем какое настроение будет у наших мячей?
Открывайте глаза. Прежде чем начать работать, давайте вспомним, как правильно держать
карандаш. Возьмите ее тремя пальцами, противоположная сторона карандаша должна
смотреть вам в плечо. (показываю)
-Все готовы? А теперь приступайте к работе.
(При выполнении работы следить за осанкой детей, кто какой мяч рисует.)
-Молодцы, ребята. Посмотрите, сколько у нас красивых разноцветных мячей получилось!
(держу мяч в руках) Я думаю, что наш гость рад увидеть столько много своих новых
друзей, подарите их нашему другу (приносят рисунки).
Заключительная часть.
- Давайте сейчас встанем в круг. Попрощаемся с нашим другом и проводим его домой.
(забирают мяч и рисунки).
- А теперь я хочу узнать, что вы сегодня узнали нового, чего раньше не знали?
Тогда давайте сыграем в игру «Мяч передавай, что узнал – называй». (дети передают мяч
по кругу и говорят, что узнали нового о мяче).
- Ребята, вы все активно участвовали в беседе, играли со мной, очень хорошо рисовали.
Всем вам большое спасибо, вы большие молодцы. Давайте улыбнемся и похлопаем друг
другу.