Автор: Сарафанова Оксана Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 904
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Задержка речевого развития
Раздел: дошкольное образование
"
Задержка речевого развития:
как помочь малышу заговорить"
Начинать заниматься
развитием речи ребенка надо,
когда ему несколько месяцев от роду,
а не в 3 года и он совсем не говорит.
Что такое задержка речевого развития?
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные
темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего
речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого
развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое
отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего
онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка
речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем
у девочек.
Причины ЗРР
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического
и социального порядка.
Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще
всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции,
обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной
энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как
правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах,
родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или наоборот,
ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или
длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка,
поствакцинальные осложнения.
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития
кроются вне благоприятной микро-социальной среде, приводящей дефициту
речевых контактов: не востребованности речи (неразвитости культуры
общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей;
педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития
речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда,
эмоциональные стрессы.
С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции
ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и
гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается
невостребованным, поскольку окружающие взрослы предупреждают все
желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.
Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в
чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным
потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша.
В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не
осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не
имеющие отношения к развитию истинной речи.
Основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего
возраста.
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о
задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные
нормы речевого развития детей раннего возраста. Появление ребенка на свет
знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик
ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и
дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на
первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-
неонатологу о состоянии новорожденного.
Первый год жизни – это подготовительный(предречевой) период, в течение
которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.),лепета (с 4-5 мес.),
лепетных слов (с 7-8,5 мес.),первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у
мальчиков).В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10
слов, состоящихиз повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-
дя и т.д.); в пассивном словаре -около 200 слов (обычно названия
повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный
словарь (количество слов,значение которых ребенок понимает) намного
превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 –
1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из
пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У
некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет,
однако в целом их речевое и психическое развитие протекает
нормально.Переход к активной речи у таких детей нередко происходит
внезапно и вскоре они не только догоняют ранозаговоривших сверстников,
но и перегоняют их в речевом развитии.Исследователи полагают, что
переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка
имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2годам в речи ребенка появляются
простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100
слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из3-4
слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические
формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется
связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия;
овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и
родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500
слов в 4 года.
Проявления задержки речевого развития.
аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления
и лепета,беззвучность, однотипные вокализации);
отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в
возрасте 1,5 лет;
невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание;
отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
полное отсутствие собственной речи в 3года (ребенок употребляет в
речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов ипр.);
преимущественное использование ребенком неречевых средств
коммуникации(мимики, жестов) и др.
Специалисты, способные помочь малышу с ЗРР.
Воспитатели – создают ребенку приятные и положительные эмоции,
проводят индивидуальные занятия в игровой форме, связанные с мелкой
моторикой: рисование манкой, игры с крупами, деревянные рамки-вкладыши
с пальчиковыми захватами, лепка из пластилина и теста, рисование, ролевые
игры.
Логопеды – они могут «поставить» звуки, научат правильно выстраивать
предложения и составлять грамотные рассказы. Многие логопеды работают с
детками с 4 лет. Проводится логопедический массаж мускулатуры речи для
того, чтобы улучшить дикцию.
Дефектологи – начинают занятия уже с 2 лет, они помогут развить внимание
у ребенка, его моторику, память и мышление.
Неврологи – определяют неврологическую патологию, назначают лечение,
зачастую-ноотропные препараты.
Рефлексотерапевты– используют методику микротоковой рефлексотерапии
с целью активизации речевых зон головного мозга, чтобы постепенно
восстановить речевое развитие ребенка.
Создание развивающей среды
Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные
условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в
основе речи лежит подражание— повторение за взрослым слов и фраз. Речь
должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого
взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие
события жизни малыша.
Игры на развитие мелкой и артикуляционной моторики
Вариантов игры может быть множество – от раскладывания предметов по
цветам, до сортировки по виду – горошины, пуговицы,камешки и т.п.
Будьте последовательны и терпеливы и играйте с пальчиками хотя бы 2-3
раза в неделю. Пусть игра будет длиться всего 10-15 минут, важно, чтобы она
не вызывала у ребенка негатива и скуки. Интересных игр для развития
мелкой моторики рук существует великое множество. Вы всегда можете
дополнить их своими вариациями, поэтому малышу они долго не наскучат, а
значит, незаметно и весело он подготовит свои ручки к письму, разовьет
мышление и речь.
Игры на развитие фонематического слуха
Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая
формирования личности, так как оно формирует правильную речь, а также
умение «слушать и слышать». Кроме того, незамысловатые упражнения на
тренировку речевого слуха не только пробуждают познавательную
активность малыша, но и позволяют выработать условную двигательную
реакцию на звуки. Всё это является залогом эффективного достижения
качества образования в будущем.
Работа по формированию речевого слуха у малыша условно может быть
разделена на два этапа. Первый — так называемый неречевой этап,
который охватывает возраст с 1,5 до 3 лет. В этот период задача педагогов —
познакомить малыша с многообразием окружающих звуков. Для этого
можно использовать игры-упражнения. Для начала работа направлена на
знакомство со звуками:
«Угадай что!». Показываем малышу 2–3 звучащих предмета (телефон,
колокольчик, целлофановый пакет), демонстрируем звуки, которые они
издают, а затем прячем и просим ребёнка по звуку определить, что это.
«Что гудит?». Взрослый стоит за дверью и издаёт звук, имитирующий
клаксон машины. Затем заходит в комнату и говорит: «Что гудело?
Машинка». Такие же манипуляции можно проводить с игрушечным поездом,
пароходом и т. д.
Следующая ступень предполагает развитие слуховой памяти и внимания. В
эту группу занятий входят такие игры, как:
«На чём играет Зайка?». Ребёнку показываются игрушка (Зайка) и два
музыкальных инструмента (барабан и гармошка). Обязательно дайте
возможность малышу самому извлечь из них звуки. Затем инструменты
закрываются от крохи и из них поочерёдно извлекаются звуки. Малышу
задаётся вопрос: «На чём играет Зайка?» Ребёнок должен угадать.
«Прыгаем и шагаем». Ребёнку показываются два звучащих предмета. Затем
демонстрируется, что под звук одного нужно прыгнуть, а под звук второго —
прошагать. В конце концов, малышу нужно самому проделать определённое
действие под тот или иной звук. Это упражнение очень хорошо тренирует у
ребёнка слуховое внимание.
«Жмурки». Малыш закрывает глазки, а взрослый хлопает в ладоши и
передвигается по комнате. Ребёнок должен повернуться в направлении звука.
«Поймай звук». Произносится звук, малыш повторяет. А затем
проговариваются слова. Задача карапуза хлопнуть в ладоши, когда он
слышит знакомый звук.
«Повтори». Карандашом на столе выстукивается ритм и ребёнку
предлагается повторить звук. Вместо карандаша можно хлопать в ладоши. С
возрастом ритмический рисунок усложняется.
Игры на развитие речевого дыхания
Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием. Речь невозможна
без речевого дыхания. Дыхание ребёнка младшего возраста отличается от
дыхания ребёнка дошкольного возраста и тем более – взрослого человека.
Дыхание малыша имеет слабый выдох, который может осуществляться через
нос и рот одновременно. Ребёнок не может произвольно контролировать
правильность своего дыхания. Часто дети раннего возраста могут говорить и
на вдохе.Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс,
который состоит из двух фаз – вдоха и выдоха. Человек совершает их
неосознанно.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания,
необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют
ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры
необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и
обязательно чередовать с другими упражнениями.
Для того, чтобы малыш был успешен в выполнении упражнений на
выдувание, сдувание, поддувание, задания должны усложняться постепенно.
Раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным.
«Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно
изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает
вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё:
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще
сильнее - вертушка вертится быстрее.
«Ветерок»
Цель: развитие сильногоплавного ротового выдоха;
активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики.
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для
этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно
использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик»,
полоски тонко нарезанного цветного полиэтиленового пакета.Предлагаем
малышу поиграть с метёлочкой. Показываем, как можно подуть на бумажные
полоски, потом предлагаем подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок –и зашелестели на
дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
«Осенние листья»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние листья, ваза.
Ход игры: Соберите вместе с ребенком букет осенних листьев и поставьте их
в вазу. Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот
красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
«Снег идёт!»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных
мышц.
Оборудование: кусочки ваты, пенопласта, кусочки салфетки.
Ход игры: Раскладываем на столе кусочки ваты, напоминаем малышу про
зиму.
- Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на
снежинки!
Развитие активной речи
Конечно, всем хочется, чтобы ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его
была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы, прежде
всего, стимулируем его речевое подражание.Речевое подражание —
воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый
говорит — ребенок тут же повторяет.
Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести
специальную работу по активизации потребности подражать слову
взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде,
даже если говорит он пока непонятно и искаженно.
Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Особенно
эффективными для развития речи является прием договаривания слов в
знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку
договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.
Например:
Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!
Петушок, петушок...
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко...
(Дам тебе горошка!)
Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию
глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем
больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень
развития его речи.
Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные
варианты слов: "топ-топ" — идет, "кач-кач" — качается на качелях, "ам-ам"
— ест, "куп-куп" — купается, "бух" — упал и др.
Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с
использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.
Кубики «Расскажи сказку»
«Чей хвост?»
Как определить динамику развития речи малыша?
Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с
малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения —
зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков,
прежде чем он начнет их активно использовать.
А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести
"Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и
фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления.
Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть
результаты вашего общего с малышом труда.
Внимание, педагоги! Чем раньше будет начата работа по преодолению
недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
И главное, отмечайте и радуйтесь любым достижениям ребенка, не
забывайте его хвалить.