Напоминание

Задержка речевого развития


Автор: Сарафанова Оксана Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 904
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Задержка речевого развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




"

Задержка речевого развития:

как помочь малышу заговорить"

Начинать заниматься

развитием речи ребенка надо,

когда ему несколько месяцев от роду,

а не в 3 года и он совсем не говорит.

Что такое задержка речевого развития?

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные

темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего

речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого

развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое

отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего

онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка

речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем

у девочек.

Причины ЗРР

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического

и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще

всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции,

обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной

энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как

правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах,

родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или наоборот,

ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или

длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка,

поствакцинальные осложнения.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития

кроются вне благоприятной микро-социальной среде, приводящей дефициту

речевых контактов: не востребованности речи (неразвитости культуры

общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей;

педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития

речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда,

эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции

ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и

гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается

невостребованным, поскольку окружающие взрослы предупреждают все

желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в

чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным

потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша.

В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не

осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не

имеющие отношения к развитию истинной речи.

Основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего

возраста.

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о

задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные

нормы речевого развития детей раннего возраста. Появление ребенка на свет

знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик

ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и

дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на

первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-

неонатологу о состоянии новорожденного.

Первый год жизни – это подготовительный(предречевой) период, в течение

которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.),лепета (с 4-5 мес.),

лепетных слов (с 7-8,5 мес.),первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у

мальчиков).В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10

слов, состоящихиз повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-

дя и т.д.); в пассивном словаре -около 200 слов (обычно названия

повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный

словарь (количество слов,значение которых ребенок понимает) намного

превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 –

1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из

пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У

некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет,

однако в целом их речевое и психическое развитие протекает

нормально.Переход к активной речи у таких детей нередко происходит

внезапно и вскоре они не только догоняют ранозаговоривших сверстников,

но и перегоняют их в речевом развитии.Исследователи полагают, что

переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка

имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2годам в речи ребенка появляются

простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100

слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из3-4

слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические

формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется

связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия;

овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и

родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500

слов в 4 года.

Проявления задержки речевого развития.

аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления

и лепета,беззвучность, однотипные вокализации);

отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;

неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в

возрасте 1,5 лет;

невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание;

отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;

неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;

полное отсутствие собственной речи в 3года (ребенок употребляет в

речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов ипр.);

преимущественное использование ребенком неречевых средств

коммуникации(мимики, жестов) и др.

Специалисты, способные помочь малышу с ЗРР.

Воспитатели – создают ребенку приятные и положительные эмоции,

проводят индивидуальные занятия в игровой форме, связанные с мелкой

моторикой: рисование манкой, игры с крупами, деревянные рамки-вкладыши

с пальчиковыми захватами, лепка из пластилина и теста, рисование, ролевые

игры.

Логопеды – они могут «поставить» звуки, научат правильно выстраивать

предложения и составлять грамотные рассказы. Многие логопеды работают с

детками с 4 лет. Проводится логопедический массаж мускулатуры речи для

того, чтобы улучшить дикцию.

Дефектологи – начинают занятия уже с 2 лет, они помогут развить внимание

у ребенка, его моторику, память и мышление.

Неврологи – определяют неврологическую патологию, назначают лечение,

зачастую-ноотропные препараты.

Рефлексотерапевты– используют методику микротоковой рефлексотерапии

с целью активизации речевых зон головного мозга, чтобы постепенно

восстановить речевое развитие ребенка.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные

условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в

основе речи лежит подражание— повторение за взрослым слов и фраз. Речь

должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого

взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие

события жизни малыша.

Игры на развитие мелкой и артикуляционной моторики

Вариантов игры может быть множество – от раскладывания предметов по

цветам, до сортировки по виду – горошины, пуговицы,камешки и т.п.

Будьте последовательны и терпеливы и играйте с пальчиками хотя бы 2-3

раза в неделю. Пусть игра будет длиться всего 10-15 минут, важно, чтобы она

не вызывала у ребенка негатива и скуки. Интересных игр для развития

мелкой моторики рук существует великое множество. Вы всегда можете

дополнить их своими вариациями, поэтому малышу они долго не наскучат, а

значит, незаметно и весело он подготовит свои ручки к письму, разовьет

мышление и речь.

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая

формирования личности, так как оно формирует правильную речь, а также

умение «слушать и слышать». Кроме того, незамысловатые упражнения на

тренировку речевого слуха не только пробуждают познавательную

активность малыша, но и позволяют выработать условную двигательную

реакцию на звуки. Всё это является залогом эффективного достижения

качества образования в будущем.

Работа по формированию речевого слуха у малыша условно может быть

разделена на два этапа. Первый — так называемый неречевой этап,

который охватывает возраст с 1,5 до 3 лет. В этот период задача педагогов —

познакомить малыша с многообразием окружающих звуков. Для этого

можно использовать игры-упражнения. Для начала работа направлена на

знакомство со звуками:

«Угадай что!». Показываем малышу 2–3 звучащих предмета (телефон,

колокольчик, целлофановый пакет), демонстрируем звуки, которые они

издают, а затем прячем и просим ребёнка по звуку определить, что это.

«Что гудит?». Взрослый стоит за дверью и издаёт звук, имитирующий

клаксон машины. Затем заходит в комнату и говорит: «Что гудело?

Машинка». Такие же манипуляции можно проводить с игрушечным поездом,

пароходом и т. д.

Следующая ступень предполагает развитие слуховой памяти и внимания. В

эту группу занятий входят такие игры, как:

«На чём играет Зайка?». Ребёнку показываются игрушка (Зайка) и два

музыкальных инструмента (барабан и гармошка). Обязательно дайте

возможность малышу самому извлечь из них звуки. Затем инструменты

закрываются от крохи и из них поочерёдно извлекаются звуки. Малышу

задаётся вопрос: «На чём играет Зайка?» Ребёнок должен угадать.

«Прыгаем и шагаем». Ребёнку показываются два звучащих предмета. Затем

демонстрируется, что под звук одного нужно прыгнуть, а под звук второго —

прошагать. В конце концов, малышу нужно самому проделать определённое

действие под тот или иной звук. Это упражнение очень хорошо тренирует у

ребёнка слуховое внимание.

«Жмурки». Малыш закрывает глазки, а взрослый хлопает в ладоши и

передвигается по комнате. Ребёнок должен повернуться в направлении звука.

«Поймай звук». Произносится звук, малыш повторяет. А затем

проговариваются слова. Задача карапуза хлопнуть в ладоши, когда он

слышит знакомый звук.

«Повтори». Карандашом на столе выстукивается ритм и ребёнку

предлагается повторить звук. Вместо карандаша можно хлопать в ладоши. С

возрастом ритмический рисунок усложняется.

Игры на развитие речевого дыхания

Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием. Речь невозможна

без речевого дыхания. Дыхание ребёнка младшего возраста отличается от

дыхания ребёнка дошкольного возраста и тем более – взрослого человека.

Дыхание малыша имеет слабый выдох, который может осуществляться через

нос и рот одновременно. Ребёнок не может произвольно контролировать

правильность своего дыхания. Часто дети раннего возраста могут говорить и

на вдохе.Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс,

который состоит из двух фаз – вдоха и выдоха. Человек совершает их

неосознанно.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания,

необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют

ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры

необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и

обязательно чередовать с другими упражнениями.

Для того, чтобы малыш был успешен в выполнении упражнений на

выдувание, сдувание, поддувание, задания должны усложняться постепенно.

Раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно

изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает

вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё:

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще

сильнее - вертушка вертится быстрее.

«Ветерок»

Цель: развитие сильногоплавного ротового выдоха;

активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики.

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для

этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно

использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик»,

полоски тонко нарезанного цветного полиэтиленового пакета.Предлагаем

малышу поиграть с метёлочкой. Показываем, как можно подуть на бумажные

полоски, потом предлагаем подуть ребенку.

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок –и зашелестели на

дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние листья, ваза.

Ход игры: Соберите вместе с ребенком букет осенних листьев и поставьте их

в вазу. Предложите подуть на листья.

- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот

красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!

«Снег идёт!»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных

мышц.

Оборудование: кусочки ваты, пенопласта, кусочки салфетки.

Ход игры: Раскладываем на столе кусочки ваты, напоминаем малышу про

зиму.

- Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на

снежинки!

Развитие активной речи

Конечно, всем хочется, чтобы ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его

была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы, прежде

всего, стимулируем его речевое подражание.Речевое подражание —

воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый

говорит — ребенок тут же повторяет.

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести

специальную работу по активизации потребности подражать слову

взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде,

даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Особенно

эффективными для развития речи является прием договаривания слов в

знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку

договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.

Например:

Птичка... (птичка),

Вот тебе... (водичка)!

Вот тебе... (крошки)

На моей... (ладошке)!

Петушок, петушок...

(Золотой гребешок)

Выгляни в окошко...

(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию

глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем

больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень

развития его речи.

Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные

варианты слов: "топ-топ" — идет, "кач-кач" — качается на качелях, "ам-ам"

— ест, "куп-куп" — купается, "бух" — упал и др.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с

использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Кубики «Расскажи сказку»

«Чей хвост?»

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с

малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения —

зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков,

прежде чем он начнет их активно использовать.

А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести

"Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и

фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления.

Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть

результаты вашего общего с малышом труда.

Внимание, педагоги! Чем раньше будет начата работа по преодолению

недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!

И главное, отмечайте и радуйтесь любым достижениям ребенка, не

забывайте его хвалить.



В раздел образования