Автор: Патарашвили Инга Зурабовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ ЛО Назийский центр Социальной адаптации и профориентации
Населённый пункт: ПГТ Назия, Кировский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Планирование коррекционной логопедической работы по развитию лексики в 4 классе.
Раздел: начальное образование
Планирование коррекционной логопедической работы по развитию лексики в 4 классе.
Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи.
№п/п
Дата проведения
урока
Тема занятия
Содержание работы на занятии
1
Формировать умения передавать заданное
эмоциональное состояние
Мимические средства (Мимическая гимнастика)
Пантамимические средства (использование
пантамимических этюдов как физминутки и упражнения
на релаксацию)
Графические изображения лица
Цветовая характеристика эмоций.
Игры «Комната смеха», «Через стекло», «Где мы были мы
не скажем, а что делали покажем», «Угадай по
описанию», «Зеркало движений», «Рассмеши царевну –
Несмеяну», «Обезьянки», «Книга настроений», «Угадай
настроение», «Кубик эмоций», «Наседка и цыплята»,
«Лото настроений», «Собери лицо», «Нарисуй клоуна».
2
Формировать умения передавать заданное
эмоциональное состояние
3
Развитие способности понимать свои
чувства и чувства других людей
Чтение небылиц т»Так бывает или нет», «Обычный
странный», «Разные колёса», «У тебя у самого свой ум»
В. Даля.
«Сказки на изнанку», «Я начну, а ты продолжи»,
«Нравится – не нравится», «Хорошо – плохо», «Я думаю
– он думает»
Прослушивание музыкальных фрагментов и определение
эмоционального настроения.
Игры «Назови похожее», «Два зеркала», «Детективы»,
«Здравствуй – прощай», «Чья песенка», «Кто танцует»,
«Что тебе снится», «Подбери к мелодии цвет», «Азбука
настроений», «Встреча настроений».
4
Развитие способности понимать свои
чувства и чувства других людей
5
Формирование воспроизведения ритма речи
Ритмические упражнения. Прослушивание и
отстукивание по подражанию разных ритмических
рисунков:
1.
Прослушивание изолированных ударов и определение
количества ударов, предъявив карточку с записанными на
ней соответствующими ритмическими структурами.
2.
Прослушивание серии простых ударов и предъявление
карточки.
3.
Прослушивание серии акцентированных ударов и
предъявление карточки.
4.
Отстукивание подражая и исключив зрительное
восприятие, предъявленных изолированных ударов.
5.
Запись условными знаками предложенные для
восприятия удары и их серии (простые и
акцентированные).
6.
Самостоятельное воспроизведение по предъявленной
карточке удары и их серии (простые и акцентированные).
Игры «Лягушка скачет», «Пчелка летит».
6
Формирование воспроизведения ритма речи
7
Формирование восприятия выразительности
речи
Игры
«Сердитый
дедушка»,
«Иностранец»,
«Кто
так
говорит»,
«Какое
настроение
у
ёжика»,
«Какая
маска
говорит».
8
Формирование восприятия выразительности
речи
9
Использование междометий в
экспрессивной речи.
Проговаривание
с
нужной
интонацией
междометий
на
материале стихов и историй, рассказываемых логопедом.
10
Использование междометий в
экспрессивной речи.
11
Использование фразы с нужной интонацией
в экспрессивной речи.
Проговаривание
с
нужной
интонацией
предложений
сопряжено, отраженно, самостоятельно.
Игры «Иностранец», «Подарок», «Мама пришла», «День
рождения
Маши»,
«Новая
игрушка»,
«В
гостях
у
Петрушки», «В зоопарке».
12
Использование фразы с нужной интонацией
в экспрессивной речи.
13
Умение дифференцированно использовать
интонационную выразительность в
экспрессивной речи.
Диалоги.
Стихотворения.
Игры
–
драматизации
«Три
поросёнка»,
«Рукавичка»,
«Сказка о глупом мышонке», «Волк и семеро козлят»,
«Лиса и волк», «Три медведя» и др.
14
Умение дифференцированно использовать
интонационную выразительность в
экспрессивной речи.
Формирование эмоциональной лексики
№п/п
Дата проведения
урока
Тема занятия
Содержание работы на занятии
1
Образование слов с уменьшительно-
ласкательным значением
Игры «ласковые имена», «оденем кукол на прогулку»,
«накрой на стол » , «большой - маленький»
2
Образование слов с уменьшительно-
ласкательным значением
3
Образование слов со значением
увеличительности (суффикс - ищ)
Игры «Братец Ик и Братец Ищ», «Гномы и великаны»
4
Образование слов со значением
увеличительности (суффикс - ищ)
5
Образование слов- синонимов
Игры «Слова - друзья», «Скажи по-другому», «Я начну, а
ты продолжи», «Кто больше»
6
Образование слов- синонимов
7
Образование слов - антонимов
Игры «Наоборот», « вредный попугай», «Слова- враги»
8
Образование слов - антонимов
9
Образование прилагательных путем чистого
или префискального повтора (добрый-
добрый, добрый- предобрый)
Игра «У кого больше», «Раскрась слова», «Подбери к
цвету слово», «Разложи по цветам»
Игра «У кого больше», «Раскрась слова», «Подбери к
цвету слово», «Разложи по цветам»
10
Образование прилагательных путем чистого
или префискального повтора (добрый-
добрый, добрый- предобрый)
11
Образование превосходной степени
прилагательных (грустный-
наигрустнейший)
Игра « У меня столько, а у тебя еще больше».
12
Образование превосходной степени
прилагательных (грустный-
наигрустнейший)
Образование словосочетаний
1.
Добавление слов в словосочетании
Подбор существительных к прилагательным
Игры «Про кого можно сказать», «Подбери
словечко», «Я начну, а ты продолжи» , «Кто
больше»
2.
Добавление слов в словосочетании
3.
Образование словосочетаний от прилагательных
в сравнительной и превосходной степени
Игры «Подбери слова к цветку», «Угадай кто
веселее», «Разложи и расскажи», «Кто лучше»,
«Расскажи кто как одет».
4.
Образование словосочетаний от прилагательных
в сравнительной и превосходной степени
5.
Образование словосочетаний с синонимически
близкими словами
Игры «Скажи по-другому», «Я начну, а ты
продолжи», «Слова друзья».
6.
Образование словосочетаний с синонимически
близкими словами
7.
Образование словосочетаний со словами
противоположного значения
Игры «Скажи наоборот», «Вредный попугай», «Хорошо-
Плохо», «Красивое и безобразное», «Испорченный
телефон»,
8.
Образование словосочетаний со словами
противоположного значения
9.
Образование словосочетаний путем добавления
главного слова к зависимому
10.
Образование словосочетаний путем добавления
главного слова к зависимому