Напоминание

Проблемы социально-бытовой адаптации детей, воспитывающихся в условиях ЦСПР «Дом детей».


Автор: Бикова Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва, ул.ак.Павлова д.15
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы социально-бытовой адаптации детей, воспитывающихся в условиях ЦСПР «Дом детей».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблемы социально-бытовой адаптации детей, воспитывающихся в условиях

ЦСПР «Дом детей».

Социализация - это процесс усвоения человеком образцов поведения,

психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков,

позволяющих

ему

успешно

функционировать

в

обществе.

Мы

также

придерживаемся данной позиции, а также разделяем мнение В.И. Войтко,

полагавшего, что термин «социализация» используется в научных теориях для

исследования специфики взаимодействия личности и социума.

Исследование

особенностей

адаптации

детей,

поступающих

в

социальные

учреждения,

показывает, что неблагоприятное течение адаптации имеют 55% детей-сирот. Оно

сопровождается

в

выраженных

изменениях

психоэмоциональной

сферы,

вегетативной

регуляции,

формировании

глубоких

нервно-психических

расстройств, нарастании отрицательных эмоций, снижении функциональных

возможностей.

Адаптация человека может происходить на разных уровнях. В целом адаптация

характеризует основные закономерности, обеспечивающие жизнедеятельность

различных систем при каком-либо взаимодействии внутренних и внешних

условий

их

функционирования.

Под

социальной

адаптацией

понимается

приспособление

индивида

к

новой

общественной

среде,

а

частично

и

приспособление к ним этой среды с целью взаимного сосуществования и

взаимодействия в разных сферах общественной жизни.

Социально-бытовая

адаптация

подразумевает,

что

ребенок

с

ограниченными возможностями здоровья должен не только владеть навыками

самообслуживания, но и быть способен ориентироваться в условиях места

проживания, знать основные объекты инфраструктуры (больница, почта, магазин

и др.), а также уметь принимать самостоятельные решения в бытовых вопросах.

Бытовая адаптация рассматривается также как процесс приспособления человека

к

бытовым

и

жилищным

условиям.

Наличие

комфортных

условий

жизнедеятельности

и

вспомогательных

средств

является

необходимой

предпосылкой для социальной адаптации. В процессе социальной реабилитации

решаются три группы задач: адаптация, автономизация и активизация личности.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к

условиям

социальной

среды,

а

социальная

автономизация

-

реализацию

совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях,

которая способствует представлению личности о себе, ее самооценке.

Решающая роль обучения в социально-бытовой сфере признается учеными и

педагогами-практиками как в области дефектологии (И.М. Бгажнокова, А.Р.

Маллер, Н. П. Павлова, А.В. Усвайская и др.), так и в области общей педагогики

(Р.С. Буре, В. И. Логинова, Н. И. Петрова и др.). Исследования в области

изучения социального развития детей с нарушениями интеллекта, проведенные

А. В. Закрепиной, Т. К. Королевской, Е. А. Стребелевой подтверждают, что

умственная отсталость снижает возможность ребенка в приобретении им

социального опыта, его подготовку к самостоятельной жизни. Часто выпускники

таких учреждений не владеют необходимыми для самостоятельной жизни

житейскими знаниями и навыками.

Данные, полученные в исследовании по этой теме, указывают на сниженную

ориентированность таких детей в окружающей среде, так как они имеют

недостаточные знания и умения социального и бытового характера. Многие

приемы,

способы

поведения

детей

с

интеллектуальными

нарушениями

показывают, что для этого нужна специальная содержательная работа по

социальной адаптации.

Только

комплексный

подход

в

организации

реабилитационной

работы,

организация общения, коррекция поведенческих и личностных проблем, может

привести к успеху. В связи с этим особенно велика роль целенаправленного

воспитания, и единая система многофакторного воздействия на воспитанников,

следовательно, специальные занятия по социально-бытовой ориентировке,

обучение труду, общеобразовательным предметам и воспитательная работа,

осуществляемая на уроках и во внеурочное время.

Социально-бытовые знания и умения должны идти постепенно, последовательно

и

систематично.

Практическая

направленность

социально-бытовой

ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и

типологических особенностей воспитанников, всё это учитывается в работе

педагогов.

Ограниченное количество программных и методических разработок по

обучению и воспитанию детей и подростков данной категории рассчитано

главным образом на случаи с более легкими степенями умственной отсталости.

В нашем учреждении, Центре социальной помощи и реабилитации продолжают

оставаться актуальными проблемы уточнения возможностей детей и подростков

с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В ходе наблюдений и проведённых исследований, у 60% детей отмечен уровень,

когда социально-бытовые навыки формируются. Дети нуждаются в

значительной помощи взрослого, сотрудничают со взрослым, реализация навыка

проходит в партнерстве со взрослым, осуществляется «рука в руку» с ребенком,

сопровождается пошаговая инструкция.

40% ребят практически не имеют социально-бытовых навыков практически

отсутствуют. В эту группу входят как дети, которые при выполнении навыка со

взрослым не сотрудничают, не понимают цели задания, могут вести себя

неадекватно по отношению к нему, так и дети, которые пытаются сотрудничать

со взрослым при выполнении того или иного навыка, т. е. выполняют действия,

незначительно облегчающие уход за собой. Все дети данной группы полностью

зависят от посторонней помощи.

Отсюда следует вывод, уровень социально бытовой адаптации детей с

умственной отсталостью находится на низком уровне, характеризуется рядом

трудностей, что предполагает специальную организацию работы в этом

направлении.

Литература:

1.Воронцова М.В., Левченко Т.А. Социально-бытовая адаптация детей и

подростков с множественными нарушениями в условиях детского дома-

интерната: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. - 185 с.

2. Соловьева С.В. Проектирование индивидуальных образовательных программ

для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические

рекомендации. - Екатеринбург: ИРО, 2011. – 122 с.

3. Педагогические технологии обучения детей с нарушением интеллектуального

развития: учебно-методическое пособие/ Под ред. И.М. Яковлевой. - М.: ГБОУ

ВПО МГПУ, 2012.



В раздел образования