Автор: Усенко Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Суксунский детский сад
Населённый пункт: Пермский край посёлок Суксун
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Научим Незнайку отгадывать и загадывать загадки
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Суксунский детский сад « Колокольчик»
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие»
Форма: Составление и отгадывание загадок.
Тема: «Научим Незнайку загадывать и отгадывать загадки»
Возраст детей: 6-7 лет.
Автор работы: Усенко Елена Николаевна
Место работы: МДОУ «детский сад Колокольчик»
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории.
Задачи:
ОО «Речевое развитие»
Совершенствовать речь, как средство общения. Развивать построение
высказывания, помогать детям, более точно характеризовать предмет.
Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие
выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать
совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
ОО «Познавательное развитие»
Развивать умение анализировать загадки для определения отгадки, составлять
загадки, используя разные признаки.
Область «Социально - коммуникативное развитие»
Закреплять знания детей о том, как называется наша страна, край , посёлок, а
также своё полное имя и отчество.
Область «Физическое развитие»
Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение НОД.
Оборудование: кукла Незнайка, картинки для отгадывания загадок, картинки
для составления загадок.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, отгадывание и
составление загадок, разучивание потешки «Петушок»
Ход: Игра «Теремок»
В теремок приходят дети, которые называют своё полное имя, отчество и
фамилию.
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём? Как нас называют?
Дети: Мы живём в стране Россия, нас называют Россияне!
Воспитатель: В каком крае мы живём? Как нас называют?
Дети: Мы живём в Пермском крае, нас называют Пермяки!
Воспитатель: В каком посёлке мы живём?
Дети: Мы живём в посёлке Суксун, нас называют Суксунцы!
Воспитатель: Дорогие Суксунцы, загадки любите?
А что больше любите: отгадывать или загадывать?
Можно договориться так: сначала отгадаем, потом загадаем. Согласны?
Что решили сделать?
Дети: Отгадать и загадать загадки!
Воспитатель: Начнём с самой лёгкой загадки, которую отгадает только тот, кто
умеет внимательно слушать.
Сижу верхом.
Не знаю на ком.
Знакомца встречу.
Соскочу, привечу.
Кто повторит загадку?
Дети повторяют загадку.
Все слова понятны? Что значит сидеть верхом?
Это значит сверху, наверху.
Что значит слово привечать?
Это значит здороваться, приветствовать.
Почему так говорится: Не знаю на ком?
Потому что на ком шапка, тот и снимает её.
Когда встречает, тогда и здоровается.
Отгадали загадку? Отгадали, потому что смогли объяснить.
Отгадать - это значит объяснить.
Появляется Незнайка, который говорит, что тоже любит загадки, и просит ему
загадать загадку. Детям предлагается сесть на стульчики.
Воспитатель: Незнайка, слушай загадку:
Не царь, а с короной.
Не всадник, а со шпорами.
Не сторожем стоит.
А всех рано будит.
Незнайка: Знаю, знаю, это солнышко, оно рано встаёт и всех будит.
Воспитатель: Незнайка, но ведь солнышко - не сторож, не всадник, и не царь.
Ребята повторите ещё раз загадку.
Теперь надо объяснить: Что такое корона?
Незнайка: Это такой воротник!
Нет, Незнайка, это украшение, которое надевает царь на голову. У того про кого
мы говорим, есть какое то украшение на голове (Гребешок).
Незнайка: там ещё про всадника, куда же петух будет шпоры надевать, если у
него рук нет? Шпоры надевают для того, чтобы управлять лошадью, когда
всадник сидит верхом. А у петуха на ногах есть такой отросток, который тоже
называют шпора. Она очень нужна ему во время драки для защиты кур. Но, а
вот сторожем его назвали, потому что он поёт в одно и тоже время. Послушайте
ребята, как правильно надо объяснить Незнайке.
Незнайка, это петух, потому что, на голове у него гребешок, на ногах шпоры, он
рано встаёт и всех будет.
Дети повторяют. А ещё Незнайка мы знаем потешку про петушка.
Дети встают в круг, проводится игра с использованием потешки.
Ходит по двору петушок, на голове у него красный гребешок.
Под носом красная бородка, нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом,
лапами Петя кучи разгребает, курочек- хохлатушек созывает. Курочки -
хохлатугики, хлопотуньи- хозяюшки, пёстреньки-рябенькие, беленькие —
чёрненькие, собирайтесь с ребятами, малыми ребятами, я вам зёрнышек припас.
Воспитатель: Загадки мы отгадали, а сейчас загадаем.
На столах лежат картинки с изображением разных предметов. Сейчас вы со
своим дружочком выберите одну картинку на двоих и придумаете загадку,
нужно назвать такие признаки предмета: форму, цвет, из какого материала
сделан и где используют. Дети составляют загадки.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались?
Дети: Отгадывали и загадывали загадки.
Воспитатель: Что значит отгадать?
Дети: Отгадать - это объяснить.
Воспитатель: А как правильно нужно составить загадку?
Дети: Назвать признаки предмета, явления.