Автор: Гуляева Елена Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 53 д.Кабаново
Населённый пункт: Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, деревня Кабаново
Наименование материала: статья
Тема: Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это
новое
направление
в
дошкольной
педагогике,
так
как
финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано
включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной
рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким
образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном
уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских
садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования
финансовыми
продуктами
в
раннем
возрасте
открывает
хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они
вырастают.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере
финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих
ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности,
а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на
протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство
ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой,
это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках
и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими
доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению
денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать[8].
Другими
словами
–
это
знание,
позволяющее
достичь
финансового
благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Обучение финансовой грамотности определяет приоритеты, цели и задачи,
способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного
управления отношениями, возникающими при повышении финансовой
грамотности населения, создании системы финансового образования и
информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в
Российской Федерации на среднесрочный период.
Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников.
Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей
жизненных отношений?
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном
дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах
заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и
папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на
которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет
может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое
время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить
правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в
магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это
желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно
обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у
детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в
школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве
покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у
каждого должен быть круг своих обязанностей.
Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги
детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.
Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических
занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
что такое деньги, какие они бывают;
что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
как планировать свои расходы;
техника безопасности использования банковских карт.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может
привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой
грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену
деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни
станет успешным человеком.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном
возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был
финансово грамотным.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может
привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой
грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену
деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни
станет успешным человеком.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном
возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был
финансово грамотным.
Финансовой грамотности необходимо обучаться с дошкольного возраста.
Проблема
воспитания
финансовой
грамотности
стала
предметом
исследования
применительно
к
детям
дошкольного
возраста.
Раннее
разумное
воспитание
финансовой
грамотности
служит
основой
эффективного взаимодействия с окружающим миром.