Автор: Тарасова Валерия Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО “ Челябинский государственный университет”
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: научная статья
Тема: ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ЧЕХОВА КАК УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Раздел: полное образование
ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ЧЕХОВА КАК УЧЕБНЫЙ
ПРОЕКТ
Тарасова Валерия Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»,
РФ, г.Челябинск
Аннотация
В статье рассматривается литературная викторина как учебный проект
обучающихся 7-8 классов, а также представлен методический паспорт
проведения учебного проекта по произведениям А.П.Чехова.
Ключевые слова: проект, учебный проект, паспорт проекта, рассказы
А.П.Чехова.
Методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а
предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и
направляет деятельность детей. Учебный проект – это и задание для
учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная
деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и
учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ
решения проблемы проекта.
2.1.МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
В
соответствии
с
програ
ммой
по
литературе
под
ре
дакцией
В.Я.Коровиной зна
комство с творчеством А.П.Че
хова начинается с 5 класса
и, в соответствии с планированием учителя, изучается до 11 класса. В
тематическом пла
нировании на изуче
ние творчества Че
хова в 7-8 класса
х
отводится 7 часов.
Учебный
прое
кт
предназначе
н для осуществле
ния учащимися
сре
дней общеобразовате
льной школы учебной де
ятельности на урока
х
литературы по програ
мме «А.П. Че
хов. Рассказы».
1.Тема учебного прое
кта связана с изуче
нием рассказов А.П.Че
хова
«Хаме
леон» и «Крыжовник».
2. Цели:
Образовательные:
Зафиксировать
учебный
материа
л
и
автоматизировать
е
го
использова
ние в нове
йших ситуа
циях;
Побудить
участников
к
творческому
отбору
материа
ла,
предложе
нного в книге или учебнике.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к русской литературе;
Развивающие:
Развить логическое мышле
ние учащихся через орга
низацию
са
мостоятельной работы.
3. Задачи учебно-пе
дагогические:
- Привлечь уча
щихся к активной позна
вательной де
ятельности.
- Создать условия для творческой де
ятельности уча
щихся.
- Создавать условия для формирова
ния знания, уме
ния и навыков
работы с художестве
нным текстом.
-
Обеспечить
индивидуа
льную
зону
для
ка
ждого
учаще
гося,
позволяющую е
му создавать учебную продукцию, опира
ясь исключите
льно
на свои способности.
4. Возраст уча
щихся: 7-8 классы.
5. Время ре
ализации прое
кта: вторая половина учебного года.
Проект разде
ляется на три эта
па:
Организационный
На
данном
эта
пе
ребятам
пре
длагается
выбрать
произве
дение,
подумать на
д название
м проекта, сформулировать свои це
ли и задачи,
тезисно описать содержа
ние проекта, продумать пла
н и его разработку, а та
к
же изложить пла
нируемые результаты.
Содержательный
На данном эта
пе происходит опре
деление источников информа
ции,
поиск и а
нализ получе
нных данных, соста
вление викторины и подборка
иллюстра
ций к рассматривае
мым произве
дениям, а та
к же разработка
презе
нтации и оформле
ние проекта.
Плюсом этого эта
па является то, что уча
щиеся свободны в выборе
метода ре
ализации викторины, а та
к же дизайна презе
нтации.
Рефлексивно-обобщающий
Это заверша
ющий этап. Ребята за
щищают свои прое
кты, происходит
колле
ктивное обсужде
ние в вопросно-ответной форме, выста
вление оце
нок
и самооце
нка (рефле
ксия).
6.
Форма предста
вления прое
кта:
игра с классом, интера
ктивная
презе
нтация.
7. Планируемые результаты: Благодаря учебному прое
кту, учащиеся
научатся смысловому прочте
нию текста, понима
нию авторского за
мысла и
отноше
ния
к
героям.
Учебный
прое
кт
необходим
для
успе
шного
предста
вления результата де
ятельности.
8. Развитие на
выков:
- самостояте
льной работы с литературными источника
ми и интернет
те
хнологиями;
- самостояте
льного принятия ре
шения;
- мыслительной де
ятельности при соста
влении пла
на проекта,
е
го
разработке, а
нализе, структурирова
ние информа
ции;
- коммуникативности и обмене информации;
- самоанализа и рефле
ксии.
1. Тема прое
кта
Литературная викторина «Че
ховские рассказы»
2. Цели прое
кта
Образовательные:
Зафиксировать
учебный
материа
л
и
автоматизировать е
го использова
ние в нове
йших
ситуа
циях;
Побудить участников к творческому отбору
материа
ла, предложе
нного в книге или учебнике.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к русской
литературе;
Развивающие:
Развить
логическое
мышле
ние
учащихся
через орга
низацию са
мостоятельной работы
3. Задачи прое
кта
1. Привлечь уча
щихся к активной позна
вательной
де
ятельности.
2. Создать условия для творческой де
ятельности
уча
щихся.
3. Создавать условия для формирова
ния знания,
уме
ния и навыков работы с художестве
нным
текстом.
4. Обеспечить индивидуа
льную зону для ка
ждого
учаще
гося, позволяющую е
му создавать учебную
продукцию,
опира
ясь
исключите
льно
на
свои
способности.
4. Возраст уча
щихся
13-14 лет
5. Актуальность
Метод
прое
ктов
–
это
все
гда
что-то
новое,
современное
и
увле
кательное.
Прое
ктная
деяте
льность способна за
интересовать уче
ников в
приобрете
нии конкретных зна
ний, которые потом
могут пригодиться им в жизни.
Данный прое
кт призван стимулировать
интерес
уча
щихся к чте
нию художестве
нной литературы,
внимате
льное
отноше
ние
к
образа
м
и
литературному слову. Прое
кт будет способствовать
развитию
духовно-нра
вственных
це
нностей
уче
ника.
6. Адресат опыта (для
Учащиеся 7-8 классов
кого да
нный опыт
пре
дставляет интерес)
7. Этапы ре
ализации
прое
кта
Время реализа
ции проекта: ма
й 2020
1.Организационный.
Выбор темы, формулировка
це
лей и задач, описа
ние содержа
ния проекта,
разработка
прое
кта,
опреде
ление
формы
пре
дставления
результата,
соста
вление
пла
на
работы на
д проектом.
2.
Содержательный.
Определение
источников
информа
ции,
поиск
и
а
нализ
информа
ции,
соста
вление викторины, подборка иллюстра
ций к
рассматривае
мым
произве
дениям,
разработка
презе
нтации, оформле
ние.
3.Рефлексивно-обобщающий.
Защита
прое
кта,
колле
ктивное обсужде
ние, выста
вление оце
нок,
самооце
нка.
8.Планируемые
результаты
1.Смысловое
прочте
ние
текста,
понима
ние
авторского за
мысла и отноше
ния к героям.
2.
Успешное
пре
дставление
результата
де
ятельности.
9. Форма
пре
дставления прое
кта
Игра с классом. Интера
ктивная презе
нтация.
10. Список
использова
нной
литературы и
Интернет-ресурсов
1. В.Я.Коровина, В.П.Жура
влев, В.И. Коровин /
Под ре
д. В.Я.Коровиной. Литература: 7 класс. В 2-х
частях, часть 1. - М., «Просве
щение», 2014.
2. В.Я.Коровина, В.П.Жура
влев, В.И. Коровин /
Под ре
д. В.Я.Коровиной. Литература: 8 класс. В 2-х
частях, часть 1. - М., «Просве
щение», 2014.
3. Чехов А. Крыжовник: Рассказ. – М: Издате
льство
«Э», 2016.
4. Чехов А. Ха
мелеон: Рассказ. – М: Издате
льство
«Пра
вда», 2011.
Список литературы:
1.
Ахметов, М.А. Проектный метод обучения [Текст]: учебник/
М.А.Ахметов. – М.: Северная звезда, 2012. – 24 с.
2.
Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст]: учебник/
Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.
3.
Бренчугина-Романова, А.Н. Использование метода проектов [Текст]:
метод.советы / А.Н.Бренчугина-Романова. – М.: Знамя, 2006. – 15 с.
4.
Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология
формирования ключевых компетентностей учащихся [Текст]:
метод.советы / Г.Б.Голуб., О.В.Чуракова. - Самара: Изд-во «Профи»,
ЦПО, 2003. – 54 с.
5.
Громыко, Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования
[Текст]: метод.советы / Ю.В.Громыко. – М.: Изв. Рос. акад.
образования, 2000. 36-43 с.
6.
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]: учебное
пособие / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 231 с.
7.
Кудашникова, Н.Ю. Уроки литературы: организация контроля и
творческая работа: тесты, творческие задания, викторины, ребусы. 5-11
классы [Текст]: учебник / Н.Ю. Кудашникова, Л.М. Савина. –
Волгоград.: Учитель, 2009. – 51 с.
8.
Курганова, Л.А. По страницам литературных произведений. 5-11
классы: викторины [Текст]: метод. советы / Л.А.Курганова. –
Волгоград.: Учитель, 2009. – 122 с.
9.
Коровина, В.Я. Литература: 7 класс., под ре
дакцией В. И. Коровина
[Те
кст]: метод. советы / В.Я. Коровина, И.С. Збарский — М.:
Просве
щение, 2004. – 365 с.
10.Коровина, В.Я. Литература: 8 класс., под ре
дакцией В. И. Коровина
[Те
кст]: метод. советы / В.Я. Коровина, И.С. Збарский — М.:
Просве
щение, 2004. – 248 с.