Автор: Крылова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 53 д.Кабаново
Населённый пункт: Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, деревня Кабаново
Наименование материала: статья
Тема: Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.
Раздел: дошкольное образование
Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего
развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
Сегодня это уже не просто слова, а очень важный аспект воспитания и
развития
детей
в
дошкольных
учреждениях.
Как
никогда
раньше
мы
сталкиваемся
с
множеством
слияний
культур
не
только
нашей
многонациональной страны, но и европейских, и прочих стран… Тем самым
современному дошкольнику зачастую просто не понятно, кого же выбрать в
качестве ориентира в мире культуры. Согласно ФГОС одним из таких
ориентиров может и должно служить народное декоративно-прикладное
искусство, с которым, дети начинают свое знакомство с достаточного раннего
возраста.
Что
будет
способствовать
развитию
предпосылок
ценностно-
смыслового восприятия, пониманию произведений искусства, мира природы и
т.д. От того насколько грамотно и тонко педагог сможет ввести и познакомить
ребенка с этим видом культурного наследия, зависит очень многое.
Н.А.
Ветлугина
рассматривает художественно
- эстетическое
воспитание как
развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни
и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании
окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной
деятельности и развитие творческих способностей.
Декоративно - прикладное искусство берет свое начало с первобытной
эпохи. Традиции такого искусства складывались на протяжении многих веков,
как правило, передавались из поколения в поколение. Россия богата разными
видами народного декоративного творчества. Росписи изделий из глины,
роспись и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по
металлу и т.п.
Также следует отметить, что декоративно-прикладное искусство близко к
природе,
основывается
на
наблюдениях
за
природой,
ее
изменениями,
особенностями,
закономерностями,
когда
на
основе
этих
наблюдений
художники
чувствовали
гармонию
в
природе,
ее
ритм,
соразмерность,
упорядоченность,
разумность
и
рациональность.
Такое
восхищения
природой нашло свое отражение в элементах и композициях декоративного
искусства по мотивам растительных форм. В работах разных мастеров можно
увидеть стилизованные изображения животных, человека и многое др. В таком
виде искусства нет ничего лишнего, в нем собранно и сохранено самое главное.
Подлинно народное искусство отличается особой простатой, выразительностью
и вкусом. Именно поэтому оно понятно и доступно даже самым маленьким
дошкольникам. Такие произведения отличаются своей яркостью, контрастами и
красочностью, что очень привлекает детей. Тем более не стоит забывать, что
народно-прикладное искусство неотъемлемая часть – национальной культуры. В
нем отражаются лучшее черты народа, общечеловеческие ценности, гуманизм,
оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. Декоративное
искусство это не что-то самостоятельное, отдельное, а наоборот тесно связанное
с нашим бытом, трудом, праздниками и традициями.
Значение
народного
декоративно
-
прикладного
искусства
для
эстетического
и
всестороннего
воспитания
детей
отмечали
многие
исследователи
детского
изобразительного
творчества
-
Е.А.Флерина,
Н.П.Сакулина, А.П.Усова, Е.К.Ковальская, Т.С.Комарова, А.А.Грибовская,
Ю.В.Максимов, Н.Б.Халезова и другие. Одной из главных ценностей народного
искусства можно по праву считать то, что его воздействие на чувства ребенка
носит естественный, бережный, ненасильственный характер. Тем самым
декоративно-прикладное искусство должно войти не только в дошкольную
жизнь ребенка, но и в его повседневную жизнь. Способствовать всестороннему
развитию личности воспитанников детских садов.
В своей работе педагог должен стремится к определенной степени
развития
эстетической
культуры,
а
именно
развитие
чувств,
сознания,
поведения и деятельности ребенка как:
- эмоционально - чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное,
возвышенное и низменное, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в
природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность
управлять своими чувствами;
- знания и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей
действительности,
художественную
грамотность,
правильные
представления,
суждения,
убеждения,
связанные
с
эстетическим
восприятием произведений искусства и явлений жизни;
- овладение культурным наследием прошлого, отношение к искусству, его
тенденциям развития;
- степень развития творческих способностей, интерес и стремление к
эстетическому освоению мира;
- потребность и стремление жить «по законам красоты», утверждать
идеалы
красоты
в
отношениях
с
людьми,
в
труде
и
общественной
деятельности.
Развитие эстетического вкуса является необходимой предпосылкой и
важнейшим
условием
для
формирования
вкуса
художественного
у
дошкольников. От постижения ритма, цвета, объема, звука, мы постепенно уже
в раннем детстве переходим к пониманию их содержательной выразительности
в произведении искусства.
Таким
образом,
нельзя
не
признать
всю
важность
декоративно-
прикладного искусства в воспитании и развитии современных дошкольников.
Влияние
его
на
становление
и
всестороннее
развитие
личности.
Оно
способствует расширению кругозора, художественной грамотности, вкуса.
Помогает приобщить к прекрасному, красоте, детей дошкольного возраста. Что
так же является неотъемлемой целью образовательных стандартов образования
в России.