Напоминание

Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.


Автор: Крылова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 53 д.Кабаново
Населённый пункт: Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, деревня Кабаново
Наименование материала: статья
Тема: Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего

развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский

Сегодня это уже не просто слова, а очень важный аспект воспитания и

развития

детей

в

дошкольных

учреждениях.

Как

никогда

раньше

мы

сталкиваемся

с

множеством

слияний

культур

не

только

нашей

многонациональной страны, но и европейских, и прочих стран… Тем самым

современному дошкольнику зачастую просто не понятно, кого же выбрать в

качестве ориентира в мире культуры. Согласно ФГОС одним из таких

ориентиров может и должно служить народное декоративно-прикладное

искусство, с которым, дети начинают свое знакомство с достаточного раннего

возраста.

Что

будет

способствовать

развитию

предпосылок

ценностно-

смыслового восприятия, пониманию произведений искусства, мира природы и

т.д. От того насколько грамотно и тонко педагог сможет ввести и познакомить

ребенка с этим видом культурного наследия, зависит очень многое.

Н.А.

Ветлугина

рассматривает художественно

- эстетическое

воспитание как

развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни

и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании

окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной

деятельности и развитие творческих способностей.

Декоративно - прикладное искусство берет свое начало с первобытной

эпохи. Традиции такого искусства складывались на протяжении многих веков,

как правило, передавались из поколения в поколение. Россия богата разными

видами народного декоративного творчества. Росписи изделий из глины,

роспись и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по

металлу и т.п.

Также следует отметить, что декоративно-прикладное искусство близко к

природе,

основывается

на

наблюдениях

за

природой,

ее

изменениями,

особенностями,

закономерностями,

когда

на

основе

этих

наблюдений

художники

чувствовали

гармонию

в

природе,

ее

ритм,

соразмерность,

упорядоченность,

разумность

и

рациональность.

Такое

восхищения

природой нашло свое отражение в элементах и композициях декоративного

искусства по мотивам растительных форм. В работах разных мастеров можно

увидеть стилизованные изображения животных, человека и многое др. В таком

виде искусства нет ничего лишнего, в нем собранно и сохранено самое главное.

Подлинно народное искусство отличается особой простатой, выразительностью

и вкусом. Именно поэтому оно понятно и доступно даже самым маленьким

дошкольникам. Такие произведения отличаются своей яркостью, контрастами и

красочностью, что очень привлекает детей. Тем более не стоит забывать, что

народно-прикладное искусство неотъемлемая часть – национальной культуры. В

нем отражаются лучшее черты народа, общечеловеческие ценности, гуманизм,

оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. Декоративное

искусство это не что-то самостоятельное, отдельное, а наоборот тесно связанное

с нашим бытом, трудом, праздниками и традициями.

Значение

народного

декоративно

-

прикладного

искусства

для

эстетического

и

всестороннего

воспитания

детей

отмечали

многие

исследователи

детского

изобразительного

творчества

-

Е.А.Флерина,

Н.П.Сакулина, А.П.Усова, Е.К.Ковальская, Т.С.Комарова, А.А.Грибовская,

Ю.В.Максимов, Н.Б.Халезова и другие. Одной из главных ценностей народного

искусства можно по праву считать то, что его воздействие на чувства ребенка

носит естественный, бережный, ненасильственный характер. Тем самым

декоративно-прикладное искусство должно войти не только в дошкольную

жизнь ребенка, но и в его повседневную жизнь. Способствовать всестороннему

развитию личности воспитанников детских садов.

В своей работе педагог должен стремится к определенной степени

развития

эстетической

культуры,

а

именно

развитие

чувств,

сознания,

поведения и деятельности ребенка как:

- эмоционально - чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное,

возвышенное и низменное, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в

природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность

управлять своими чувствами;

- знания и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей

действительности,

художественную

грамотность,

правильные

представления,

суждения,

убеждения,

связанные

с

эстетическим

восприятием произведений искусства и явлений жизни;

- овладение культурным наследием прошлого, отношение к искусству, его

тенденциям развития;

- степень развития творческих способностей, интерес и стремление к

эстетическому освоению мира;

- потребность и стремление жить «по законам красоты», утверждать

идеалы

красоты

в

отношениях

с

людьми,

в

труде

и

общественной

деятельности.

Развитие эстетического вкуса является необходимой предпосылкой и

важнейшим

условием

для

формирования

вкуса

художественного

у

дошкольников. От постижения ритма, цвета, объема, звука, мы постепенно уже

в раннем детстве переходим к пониманию их содержательной выразительности

в произведении искусства.

Таким

образом,

нельзя

не

признать

всю

важность

декоративно-

прикладного искусства в воспитании и развитии современных дошкольников.

Влияние

его

на

становление

и

всестороннее

развитие

личности.

Оно

способствует расширению кругозора, художественной грамотности, вкуса.

Помогает приобщить к прекрасному, красоте, детей дошкольного возраста. Что

так же является неотъемлемой целью образовательных стандартов образования

в России.



В раздел образования