Напоминание

Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольников.


Автор: Карнаухова Татьяна Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №62
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольников.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют след,

сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности –

воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С. Л.

Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво

для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в

прошлом» [1].

Память является важнейшей познавательной функцией. Приобретение человеком

знаний и умений основано на его способностях к запоминанию и сохранению в

памяти образов, мыслей, пережитых чувств, движений и их систем.

Актуальность статьи представляется очевидной в условиях нарастающего

информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих

программ, определенной умственной акселерацией современных детей. Именно в

дошкольном возрасте происходит активное развитие всех видов памяти ребёнка и

задача взрослых – грамотно помочь этому развитию.

Проблема развития памяти актуальна для детей дошкольного возраста.

Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития

памяти ребенка. У ребенка дошкольного возраста еще не полностью

сформировалась память, ее типы и особенности.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных

процессов у детей в силу повышения требований к качеству получения знаний.

Исследование данной проблемы важно как для педагогов школ, так и для

дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития

личности ребенка предполагает тщательное изучение закономерностей всех

психологических процессов, включая память, на раннем этапе развития ребенка.

Память в дошкольном возрасте, по представлению В. С. Мухиной [5], носит

преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего

не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и

припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они

осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то,

на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него

впечатление, что было интересно [4].

Продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне игры. Однако,

у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания

сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные

на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются

в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего используется простое

повторение. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания

можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком

является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания

логические связи в материале [6].

Из всего сказанного выше не следует делать вывод, что данный процесс у детей

дошкольного возраста можно пускать на самотёк. Психологи и педагоги практики

отмечают, что даже без специальной коррекционной работы над развитием памяти

у детей со слабой механической памятью при нормальном интеллектуальном

развитии и высокой познавательной активностью уровень развития

опосредованной памяти оказывается намного выше, чем у таких же детей с

нормально развитой механической памятью[3]. Значит можно предположить, что

ребёнок с хорошей мотивацией к познанию, который не может усвоить

информацию с помощью механической памяти, самостоятельно ищет способы

опосредованного запоминания, тогда как другие дети многое запоминают с её

помощью, и у них нет необходимости искать другие пути запоминания. Кроме

того, изменились школьные программы. Они стали развивающими и уже с первого

класса для усвоения учебного материала ребёнку необходимо владеть способами

запоминания.

При опосредованном запоминании от ребёнка, требуется умение специализировать

материал. Как показал опыт, дети самостоятельно не прибегают к логической

обработке материала в целях запоминания: они в большинстве случаев не

сопоставляют картинки друг с другом, не производят обобщения, не осуществляют

группировки материала, а ограничиваются простыми мнемическими приемами [2].

Чтобы ребенок осваивал успешно учебную деятельность, был подготовлен к

школе, у него должны быть хорошо развиты познавательные процессы, в том числе

все виды памяти.

Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя

восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на

познание окружающей действительности. Обучение детей дошкольного возраста

немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо

помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в

познавательном процессе. Дидактическая игра способствует формированию

усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса.

Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и

понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения

деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической

деятельностью. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания

детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают

какие-то знания, учатся культуре общения руг с другом. Каждая дидактическая

игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания,

игровых действий, игровых и организационных отношений [4].

Задача дидактической игры не только закрепление имеющихся у детей знаний, но и

приобретение новых. В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает,

сопоставляет предметы по разным признакам, запоминает их.

Познавательный элемент в дидактических играх сочетается с занимательностью,

что помогает ребенку без больших усилий запомнить материал, который

необходимо усвоить в игре. У детей развиваются внимание, память, мышление,

сообразительность, смекалка.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и

формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством

всестороннего воспитания личности ребенка.

И если составить и внедрить комплекс дидактических игр, направленный на

развитие памяти у детей дошкольного возраста, то это позволит значительно его

улучшить.

Ссылки на источники:

Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. :

Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

Истомина, З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных

видов и сторон памяти в дошкольном возрасте / З. М. Истомина // Возрастные и

индивидуальные различия памяти [под ред. А. А. Смирнова]. – М. : Просвещение,

1967.

Истомина, З. М. Развитие памяти / З. М. Истомина. - М. ; Просвещение, 1978.

Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах / А. Н.

Леонтьев [под ред. В.В. Давыдова]. - М. : Педагогика, 1983.

Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество / В. С. Мухина: - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 456 с.

Черемошкина, JI. B. Развитие памяти детей / Л. В. Черемошкина.Ярославль:

Академия развития, 1997. – 240 с.



В раздел образования