Автор: Карнаухова Татьяна Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №62
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольников.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют след,
сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности –
воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С. Л.
Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво
для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в
прошлом» [1].
Память является важнейшей познавательной функцией. Приобретение человеком
знаний и умений основано на его способностях к запоминанию и сохранению в
памяти образов, мыслей, пережитых чувств, движений и их систем.
Актуальность статьи представляется очевидной в условиях нарастающего
информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих
программ, определенной умственной акселерацией современных детей. Именно в
дошкольном возрасте происходит активное развитие всех видов памяти ребёнка и
задача взрослых – грамотно помочь этому развитию.
Проблема развития памяти актуальна для детей дошкольного возраста.
Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития
памяти ребенка. У ребенка дошкольного возраста еще не полностью
сформировалась память, ее типы и особенности.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных
процессов у детей в силу повышения требований к качеству получения знаний.
Исследование данной проблемы важно как для педагогов школ, так и для
дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития
личности ребенка предполагает тщательное изучение закономерностей всех
психологических процессов, включая память, на раннем этапе развития ребенка.
Память в дошкольном возрасте, по представлению В. С. Мухиной [5], носит
преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего
не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и
припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они
осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то,
на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него
впечатление, что было интересно [4].
Продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне игры. Однако,
у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания
сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные
на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются
в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего используется простое
повторение. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания
можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком
является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания
логические связи в материале [6].
Из всего сказанного выше не следует делать вывод, что данный процесс у детей
дошкольного возраста можно пускать на самотёк. Психологи и педагоги практики
отмечают, что даже без специальной коррекционной работы над развитием памяти
у детей со слабой механической памятью при нормальном интеллектуальном
развитии и высокой познавательной активностью уровень развития
опосредованной памяти оказывается намного выше, чем у таких же детей с
нормально развитой механической памятью[3]. Значит можно предположить, что
ребёнок с хорошей мотивацией к познанию, который не может усвоить
информацию с помощью механической памяти, самостоятельно ищет способы
опосредованного запоминания, тогда как другие дети многое запоминают с её
помощью, и у них нет необходимости искать другие пути запоминания. Кроме
того, изменились школьные программы. Они стали развивающими и уже с первого
класса для усвоения учебного материала ребёнку необходимо владеть способами
запоминания.
При опосредованном запоминании от ребёнка, требуется умение специализировать
материал. Как показал опыт, дети самостоятельно не прибегают к логической
обработке материала в целях запоминания: они в большинстве случаев не
сопоставляют картинки друг с другом, не производят обобщения, не осуществляют
группировки материала, а ограничиваются простыми мнемическими приемами [2].
Чтобы ребенок осваивал успешно учебную деятельность, был подготовлен к
школе, у него должны быть хорошо развиты познавательные процессы, в том числе
все виды памяти.
Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя
восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на
познание окружающей действительности. Обучение детей дошкольного возраста
немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо
помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в
познавательном процессе. Дидактическая игра способствует формированию
усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса.
Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и
понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения
деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической
деятельностью. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания
детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают
какие-то знания, учатся культуре общения руг с другом. Каждая дидактическая
игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания,
игровых действий, игровых и организационных отношений [4].
Задача дидактической игры не только закрепление имеющихся у детей знаний, но и
приобретение новых. В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает,
сопоставляет предметы по разным признакам, запоминает их.
Познавательный элемент в дидактических играх сочетается с занимательностью,
что помогает ребенку без больших усилий запомнить материал, который
необходимо усвоить в игре. У детей развиваются внимание, память, мышление,
сообразительность, смекалка.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и
формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством
всестороннего воспитания личности ребенка.
И если составить и внедрить комплекс дидактических игр, направленный на
развитие памяти у детей дошкольного возраста, то это позволит значительно его
улучшить.
Ссылки на источники:
Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. :
Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
Истомина, З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных
видов и сторон памяти в дошкольном возрасте / З. М. Истомина // Возрастные и
индивидуальные различия памяти [под ред. А. А. Смирнова]. – М. : Просвещение,
1967.
Истомина, З. М. Развитие памяти / З. М. Истомина. - М. ; Просвещение, 1978.
Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах / А. Н.
Леонтьев [под ред. В.В. Давыдова]. - М. : Педагогика, 1983.
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество / В. С. Мухина: - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 456 с.
Черемошкина, JI. B. Развитие памяти детей / Л. В. Черемошкина. – Ярославль:
Академия развития, 1997. – 240 с.