Автор: Бикова Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва, ул.ак.Павлова д.15
Наименование материала: статья
Тема: Эстетическое развитие особых детей в процессе коррекционной работы.
Раздел: дошкольное образование
Эстетическое развитие особых детей в процессе коррекционной работы.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него
входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной
жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и
своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического
воспитания как особая его часть. Результатом
эстетического воспитания
является эстетическое развитие.
Необходимо, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и
проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень
развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности,
последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к
знаниям и умениям детей с ограниченными возможностями.
Суть педагогического процесса развития эстетических идеалов у особых детей
с ОВЗ, учитывая их возрастные особенности, заключается в том, чтобы
ознакомить их с помощью детской литературой, кино, фотографией,
произведениями художников. Б.Т. Лихачев полагает, что лишь
целенаправленное педагогическое эстетическое воспитательное влияние,
внедрение школьников в различную художественную работу, могут
формировать сенсорную сферу.
В условиях воспитательной работы, ведущее место оказывает практическая
деятельность. Важной является помощь детям в освоении языка
изобразительного искусства. С этой целью можно организовать
экспериментирование с красками: получение новых оттенков цвета, смешанных
цветов и др. Так же развитию художественного восприятия детей будут
способствовать развивающие игровые упражнения «Кто есть, кто?», «Подбери
палитру», и др. Дети в увлекательной для них форме смогут закрепить
полученные ранее знания. Успешность в развития эстетического восприятия у
детей с особенностями в развитии, в процессе изобразительного искусства
может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:
готовностью педагогов к развитию эстетического восприятия у детей, с
экспериментированием в коррекционной работе по изобразительной
деятельности, в лепке, аппликации.
Я в своей работе основываюсь на методику обучения Т.С.Комаровой. Форма
организации деятельности по области «Художественное творчество» позволяет
видеть взаимосвязь рисования, лепки, аппликации. Связано со всеми сторонами
воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим
миром, природой, музыкальными и физкультурными занятиями и др. Целью
эстетического воспитания является: формирование интереса к эстетической
стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей
через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности через
приобщение к изобразительному искусству.
Выполнение коррекционно-воспитательной работы достигается за счет таких
форм организации образовательного процесса как: демонстрация, показ,
рассматривание и обсуждение, ведущее место занимает продуктивная
деятельность (рисование, ленка, аппликация). Методы обучения
изобразительному искусству сочетают умственную и физическую активность.
Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо осуществить трудовые
действия, овладеть умениями лепить, рисовать. В коррекционной работе
стараюсь осуществлять исходя из личного опыта воспитанников, все работы
так или иначе связаны с природными явлениями, т. е. зимой рисуем, делаем
аппликацию на тему «Ёлочка», «Снежинки», весной – «Весенние цветы» и т.
д.
Для ребенка рисование - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо
принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребенка,
постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной
деятельности (Комарова Т.С.). Нестандартные подходы к организации
изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым,
вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное
рисование раскрывает возможности ребенка, позволяет почувствовать краски,
их характер и настроение. Активно в продуктивной деятельности особых детей
используется игра. Обыгрывание сюжета будущего рисунка с помощью
различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным
комментарием, используя художественное слово, позволяет ребенка направлять
на деятельность.
Литература:
1.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Методика обучения
изобразительной деятельности и конструированию: Учебн.пособие для
учащихся пед.уч-щпо спец.0308 «Дошк. Воспитание», под ред. Т.С.Комаровой.
Изд.3-е, дораб. – М., «Просвещение»,1991, 256с.
2.Лыкова И.А. – М.: «ТЦ Сфера», 2009, 208с.