Авторы: Карташова Наталья Николаевна, Наталья Николаевна Карташова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 57
Населённый пункт: г .Севасстополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приставка, как часть слова.
Раздел: начальное образование
Предмет: Русский язык, УМК «Начальная школа XXI века»
2 класс
Тема: «Приставка, как часть слова»
Место урока в теме: изучение нового материала.
Используемые приемы ТРКМ: кластер, «Ромашка Блума», «Инсерт».
ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с
частью слова - приставкой.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
•
создать условия для формирования представлений детей о приставке как
значимой части слова;
•
обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других
частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
•
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную
значимость материала.
Метапредметные:
•
познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать
гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-
следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую
информацию; моделировать информацию;
•
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
•
регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с
учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по
результату и способу действия.
Личностные:
•
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного
отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
ХОД УРОКА:
1.
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
-Какой девиз у нас на уроке?
-Сегодня у меня все получится! (дети)
2.
Чистописание.
(
СЛАЙД 1.)
-Внимательно посмотрите на записанные буквы
Б, В, Г, Д, Ж, Р, З.
-Что вы можете сказать об этих буквах? (они обозначают согласные, твердые,
звонкие, парные звуки…).
-Какая буква лишняя? Почему? (буква Р - лишняя, она обозначает непарный
согласный звук).
-Именно эта буква и пришла к нам в гости на чистописание.
(СЛАЙД 2)
-Внимательно посмотрите на написание образца буквы Р заглавной и строчной
(учитель на доске показывает написание буквы, дети по воздуху повторяют написание
элементов).
-Пропишите заглавную букву Р с прописной буквой р.
-Подчеркните карандашом самую красивую на ваш взгляд и правильно
написанную букву.
3. Словарный диктант.
- Вспомните и запишите все словарные слова, начинающиеся на букву Р. (Дети
называют слова и записывают: ребята, рисунок, Родина, Россия, работа, рябина).
-А теперь дополните эти слова изученными словарными словами, в которых 3 слога и
буква р в этих словах – третья (дети дописывают слова: корова, ворона, воробей,
сорока, дорога).
-Что объединяет последние записанные слова? (сочетание –ОРО-, во всех словах по 3
слога).
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов по образцу
(СЛАЙД 3).
-Оцените свою работу (на оценочных листах).
-Придумайте красивые предложения с данными словами. (Дети придумывают
предложения. Самое удачное предложение с комментированием записывается в
тетрадь. Диктует ученик, придумавший это предложение).
-Над словами укажите части речи.
4.Стадия вызова.
а) Работа по проблеме урока.
-Из чего состоит предложение? (из слов)
(СЛАЙД 4)
-Прочитайте четверостишие.
-О каких же частях слова идет речь? (ответы детей.)
-Поработаем в группах. (Каждая группа получает
набор карточек с понятиями и обозначениями о
составе слова)
-Составьте кластер об известных частях слова. (Дети в
группах составляют кластер: корень, суффикс,
окончание – обозначение, для чего служат).
Все элементы кластера разрезаны и находятся у
детей в конвертах при работе в группах
.
корень
суффикс
окончание
общая часть родственных слов
служит для образования новых слов и имеет
свое значение
служит для изменения и связи слов
Части слова
-Сверьте свою работу по образцу и оцените её.
ЧАСТИ СЛОВА
корень
суффикс
окончание
общая часть
родственных слов
служит для
образования новых слов
и имеет свое значение
служит для изменения
и связи слов
-Дети, а какое сейчас время года? (зима)
-Назовите характерные признаки зимы. (мороз, снег, холод)
-Придумайте слова с корнем –мороз- (дети называют слова: морозный, мороженое,
заморозить, морозище, наморозить и т.д.)
Придуманные детьми слова записываются (4-5).
-Как называются записанные нами слова? (однокоренными)
-Выделите в словах известные части слова.
- В каких словах выделены не все части? Почему? (мы не знаем, что это за часть
слова).
Учитель крепит на доску карточки со словами: ЗАМОРОЗИТЬ, НАМОРОЗИТЬ.
-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Что от урока ждете
лично вы?
( познакомиться с новой частью слова, узнать, как она называется, стать более
грамотным…)
- Я предлагаю начать исследование новой части слова, а поможет нам умная
ромашка.
-На лепестках ромашки написаны вопросы,
на которые нам необходимо найти ответы.
б) Приём «Ромашка Блума»
(СЛАЙД 5)
в) Приём «Инсерт»
-Ответить на все вопросы ромашки вам
поможет текст карточки. Текст карточки вы
должны не просто прочитать, а проработать,
как настоящие исследователи. Напротив
каждого абзаца вы должны поставить
определенные значки, обозначение которых указано внизу.
(Дети выполняют задание)
Части слова.
Слова состоят из частей.
Главная часть слова называется корень. В нем
заключен основной смысл слова. Слова с одинаковым
корнем называются однокоренными или родственными.
Корень обозначается так
.
Суффикс – это часть слова. Она стоит поле корня и
служит для образования новых слов. Суффиксы имеют
различные значения. Обозначается суффикс так ..
Окончание - часть слова. Оно стоит после суффикса.
Окончание может меняться, поэтому окончание называют
изменяемой частью слова. С окончанием меняется и форма
слова. Окончание служит для связи слов в
предложении. Окончание может быть нулевым.
Обозначается окончание так
.
Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем.
Приставки служат для образования новых слов. Приставки
могут иметь различное значение. Обозначается приставка
так .
Чтобы разобрать слово по составу, надо найти и
выделить окончание, потом корень, суффикс, а затем
приставку.
(+) – я знаю, (!) – новое, (?) – есть вопросы.
-Давайте проверим. (По абзацам под руководством учителя дети выясняют, с чем они
еще не знакомы и что необходимо узнать).
-А теперь мы сможем сформулировать тему нашего урока? (Тема: «ПРИСТАВКА».)
-Возникло ли у кого-то из вас желание решить и еще какие-то задачи?
(Я хочу узнать, для чего служить приставка, научиться находить в слове приставки и
образовывать новые слова при помощи приставок…).
-Мы можем ответить на первый вопрос ромашки, ЧТО ТАКОЕ ПРИСТАВКА? (да, это
часть слова).
-Правильно, приставка, это часть слова. И более точно тема сегодняшнего урока
звучит так:
(СЛАЙД 6)
-Оцените свою работу.
5. Физминутка.
(Проводит ученик по своему выбору)
- Опираясь на полученные знания из текста карточки, ответьте на следующие вопросы
умной ромашки:
-Как обозначается приставка?
-Где она находится?
-Разберите оставшиеся слова по составу. (Дети в тетрадях, один у доски с
комментированием)
6. Стадия осмысления.
-А для того, чтобы ответить на вопросы ромашки «Для чего служит приставка?»,
«Имеет ли она значение?», мы с вами немного поиграем.
-Составьте слова, «приставив» к слову ШЛИ данные приставки:
В ходе работы
на доске получается следующее:
ЗА
ПЕРЕ
ОБО
ВЫ
ДО ШЛИ
ОТО
У
СО
ПРО
ПО
-При помощи какой части слова мы смогли образовать все эти слова? (при помощи
приставки)
-Мы можем теперь ответить на вопрос, для чего служат приставки? (Да, приставки
служат для образования новых слов).
-Кто может назвать способ образования слов при помощи приставок? (приставочным)
-Скажите, что обозначают все составленные слова? (движение, перемещение)
-Все эти слова имеют одинаковое значение? (нет)
-Имеет ли приставка значение? (да)
- Где можно найти подтверждение нашим предположениям? (В учебнике, в
справочнике, в интернете…)
ДО
ШЛИ
ЗА
ОТО
ПЕРЕ
У
ПРО
СО
ВЫ
ОБО
ПО
Дети читают правило про приставку из учебника или справочника, подтверждают, что
способ словообразования приставочный, и приставка имеет значение.
7.
Закрепление учебного материала
.
-На все ли вопросы ромашки мы ответили? (нет, мы не ответили на вопрос, «Как
находить приставку?»)
а) Работа в парах
На каждой парте лежит конверт с этапами определения приставки в слове.
-Я предлагаю вам рассмотреть алгоритм определения приставки. Пронумеруйте по
порядку этапы её нахождения в слове.
Как найти приставку
Выдели приставку.
Найди часть слова перед корнем.
Укажи корень.
Это приставка.
Назови приставку.
Подбери однокоренные слова.
Проверка задания (СЛАЙД 7)
б) Работа по учебнику.
-Что считаете нужным выполнить сейчас?
- Потренируемся, выполнив упражнение 3 стр. 128 (коллективная работа)
в) Самостоятельная работа.
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ КАРТОЧКИ.
-Предлагаю выполнить задание на карточках. У каждого из вас на столах в конверте
три вида карточек.
1 – образовать слова при помощи приставок
2 – най
ти и выделить в словах приставки
Найди и выдели приставки.
Красив заснеженный зимний лес. Всё замело
пушистым снегом. Красавица ёлочка
спряталась в сугроб. Замерзла и покрылась
льдом река. Тишина и красота кругом!
3 – вставить подходящие по смыслу приставки.
Вставь пропущенные приставки.
Неожиданно …дул ветер. Серые тучи …бежали
по небу. На землю …пали первые капли дождя.
-Выберите ту карточку, задание которой вам понравилось больше и выполните его.
После выполнения задания, дети объединяются в 3 группы, проверяют выполнение и
оценивают свою работу.
8. Рефлексия:
- Какую цель перед собой ставили в начале урока? (познакомиться с приставкой, как
частью слова, научиться её находить)
-Достигли? (да)
- Готовы проверить, что из сегодняшнего урока вы запомнили? (да)
-Занесите полученные нами данные и дополните наш кластер о составе слова.
(Новые данные о составе слова так же на разрезных карточках, ими дополняется
кластер).
приставка
служит для образования новых слов и имеет
свое значение
В итоге кластер выглядит так:
ЧАСТИ СЛОВА
приставка
корень
суффикс
окончание
служит для
образования новых
общая часть
родственных слов
служит для
образования новых
служит для
изменения и связи
пере-
за-
при-
с-
до-
- бежать
под-
от-
про-
на-
вы-
слов и имеет свое
значение
слов и имеет свое
значение
слов
-Внимательно посмотрите на наш кластер и дайте полный ответ, что такое приставка.
(Ответы детей)
- А теперь составьте разбросанную пословицу (СЛАЙД 8).
(СЛАЙД 9)
- А вы научились чему-либо на сегодняшнем уроке? Ваше впечатление от урока?
(Ответы детей)
Выставление оценок за урок.
- Как вы думаете, нам нужно еще на других уроках тренироваться в разборе слов,
разбираться в словообразовании? (Да, потому
что…)
- Вы такие молодцы, так хорошо поработали, что
мне хочется открыть вам один секрет: кроме
приставки, суффикса, корня и окончания есть и еще
одна часть слова – основа. Как вы думаете, что
такое основа слова? (Предположения детей)
-А подтвердятся ваши предположения или нет, мы
узнаем на следующих уроках!
9. Дом. задание: Уч., с. 128 – прав., упр. 2 (СЛАЙД
10)
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ЗАДАНИЕ №1.
ЗАДАНИЕ №2.
ЗАДАНИЕ №3.
ЗАДАНИЕ №4.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА