Напоминание

Приставка, как часть слова.


Авторы: Карташова Наталья Николаевна, Наталья Николаевна Карташова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 57
Населённый пункт: г .Севасстополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приставка, как часть слова.
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: Русский язык, УМК «Начальная школа XXI века»

2 класс

Тема: «Приставка, как часть слова»

Место урока в теме: изучение нового материала.

Используемые приемы ТРКМ: кластер, «Ромашка Блума», «Инсерт».

ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с

частью слова - приставкой.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные:

создать условия для формирования представлений детей о приставке как

значимой части слова;

обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других

частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную

значимость материала.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать

гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-

следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую

информацию; моделировать информацию;

коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к

координации различных позиций в сотрудничестве;

регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с

учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по

результату и способу действия.

Личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного

отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный

интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ХОД УРОКА:

1.

Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

-Какой девиз у нас на уроке?

-Сегодня у меня все получится! (дети)

2.

Чистописание.

(

СЛАЙД 1.)

-Внимательно посмотрите на записанные буквы

Б, В, Г, Д, Ж, Р, З.

-Что вы можете сказать об этих буквах? (они обозначают согласные, твердые,

звонкие, парные звуки…).

-Какая буква лишняя? Почему? (буква Р - лишняя, она обозначает непарный

согласный звук).

-Именно эта буква и пришла к нам в гости на чистописание.

(СЛАЙД 2)

-Внимательно посмотрите на написание образца буквы Р заглавной и строчной

(учитель на доске показывает написание буквы, дети по воздуху повторяют написание

элементов).

-Пропишите заглавную букву Р с прописной буквой р.

-Подчеркните карандашом самую красивую на ваш взгляд и правильно

написанную букву.

3. Словарный диктант.

- Вспомните и запишите все словарные слова, начинающиеся на букву Р. (Дети

называют слова и записывают: ребята, рисунок, Родина, Россия, работа, рябина).

-А теперь дополните эти слова изученными словарными словами, в которых 3 слога и

буква р в этих словах – третья (дети дописывают слова: корова, ворона, воробей,

сорока, дорога).

-Что объединяет последние записанные слова? (сочетание –ОРО-, во всех словах по 3

слога).

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов по образцу

(СЛАЙД 3).

-Оцените свою работу (на оценочных листах).

-Придумайте красивые предложения с данными словами. (Дети придумывают

предложения. Самое удачное предложение с комментированием записывается в

тетрадь. Диктует ученик, придумавший это предложение).

-Над словами укажите части речи.

4.Стадия вызова.

а) Работа по проблеме урока.

-Из чего состоит предложение? (из слов)

(СЛАЙД 4)

-Прочитайте четверостишие.

-О каких же частях слова идет речь? (ответы детей.)

-Поработаем в группах. (Каждая группа получает

набор карточек с понятиями и обозначениями о

составе слова)

-Составьте кластер об известных частях слова. (Дети в

группах составляют кластер: корень, суффикс,

окончание – обозначение, для чего служат).

Все элементы кластера разрезаны и находятся у

детей в конвертах при работе в группах

.

корень

суффикс

окончание

общая часть родственных слов

служит для образования новых слов и имеет

свое значение

служит для изменения и связи слов

Части слова

-Сверьте свою работу по образцу и оцените её.

ЧАСТИ СЛОВА

корень

суффикс

окончание

общая часть

родственных слов

служит для

образования новых слов

и имеет свое значение

служит для изменения

и связи слов

-Дети, а какое сейчас время года? (зима)

-Назовите характерные признаки зимы. (мороз, снег, холод)

-Придумайте слова с корнем –мороз- (дети называют слова: морозный, мороженое,

заморозить, морозище, наморозить и т.д.)

Придуманные детьми слова записываются (4-5).

-Как называются записанные нами слова? (однокоренными)

-Выделите в словах известные части слова.

- В каких словах выделены не все части? Почему? (мы не знаем, что это за часть

слова).

Учитель крепит на доску карточки со словами: ЗАМОРОЗИТЬ, НАМОРОЗИТЬ.

-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Что от урока ждете

лично вы?

( познакомиться с новой частью слова, узнать, как она называется, стать более

грамотным…)

- Я предлагаю начать исследование новой части слова, а поможет нам умная

ромашка.

-На лепестках ромашки написаны вопросы,

на которые нам необходимо найти ответы.

б) Приём «Ромашка Блума»

(СЛАЙД 5)

в) Приём «Инсерт»

-Ответить на все вопросы ромашки вам

поможет текст карточки. Текст карточки вы

должны не просто прочитать, а проработать,

как настоящие исследователи. Напротив

каждого абзаца вы должны поставить

определенные значки, обозначение которых указано внизу.

(Дети выполняют задание)

Части слова.

Слова состоят из частей.

Главная часть слова называется корень. В нем

заключен основной смысл слова. Слова с одинаковым

корнем называются однокоренными или родственными.

Корень обозначается так

.

Суффикс – это часть слова. Она стоит поле корня и

служит для образования новых слов. Суффиксы имеют

различные значения. Обозначается суффикс так ..

Окончание - часть слова. Оно стоит после суффикса.

Окончание может меняться, поэтому окончание называют

изменяемой частью слова. С окончанием меняется и форма

слова. Окончание служит для связи слов в

предложении. Окончание может быть нулевым.

Обозначается окончание так

.

Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем.

Приставки служат для образования новых слов. Приставки

могут иметь различное значение. Обозначается приставка

так .

Чтобы разобрать слово по составу, надо найти и

выделить окончание, потом корень, суффикс, а затем

приставку.

(+) – я знаю, (!) – новое, (?) – есть вопросы.

-Давайте проверим. (По абзацам под руководством учителя дети выясняют, с чем они

еще не знакомы и что необходимо узнать).

-А теперь мы сможем сформулировать тему нашего урока? (Тема: «ПРИСТАВКА».)

-Возникло ли у кого-то из вас желание решить и еще какие-то задачи?

(Я хочу узнать, для чего служить приставка, научиться находить в слове приставки и

образовывать новые слова при помощи приставок…).

-Мы можем ответить на первый вопрос ромашки, ЧТО ТАКОЕ ПРИСТАВКА? (да, это

часть слова).

-Правильно, приставка, это часть слова. И более точно тема сегодняшнего урока

звучит так:

(СЛАЙД 6)

-Оцените свою работу.

5. Физминутка.

(Проводит ученик по своему выбору)

- Опираясь на полученные знания из текста карточки, ответьте на следующие вопросы

умной ромашки:

-Как обозначается приставка?

-Где она находится?

-Разберите оставшиеся слова по составу. (Дети в тетрадях, один у доски с

комментированием)

6. Стадия осмысления.

-А для того, чтобы ответить на вопросы ромашки «Для чего служит приставка?»,

«Имеет ли она значение?», мы с вами немного поиграем.

-Составьте слова, «приставив» к слову ШЛИ данные приставки:

В ходе работы

на доске получается следующее:

ЗА

ПЕРЕ

ОБО

ВЫ

ДО ШЛИ

ОТО

У

СО

ПРО

ПО

-При помощи какой части слова мы смогли образовать все эти слова? (при помощи

приставки)

-Мы можем теперь ответить на вопрос, для чего служат приставки? (Да, приставки

служат для образования новых слов).

-Кто может назвать способ образования слов при помощи приставок? (приставочным)

-Скажите, что обозначают все составленные слова? (движение, перемещение)

-Все эти слова имеют одинаковое значение? (нет)

-Имеет ли приставка значение? (да)

- Где можно найти подтверждение нашим предположениям? (В учебнике, в

справочнике, в интернете…)

ДО

ШЛИ

ЗА

ОТО

ПЕРЕ

У

ПРО

СО

ВЫ

ОБО

ПО

Дети читают правило про приставку из учебника или справочника, подтверждают, что

способ словообразования приставочный, и приставка имеет значение.

7.

Закрепление учебного материала

.

-На все ли вопросы ромашки мы ответили? (нет, мы не ответили на вопрос, «Как

находить приставку?»)

а) Работа в парах

На каждой парте лежит конверт с этапами определения приставки в слове.

-Я предлагаю вам рассмотреть алгоритм определения приставки. Пронумеруйте по

порядку этапы её нахождения в слове.

Как найти приставку

Выдели приставку.

Найди часть слова перед корнем.

Укажи корень.

Это приставка.

Назови приставку.

Подбери однокоренные слова.

Проверка задания (СЛАЙД 7)

б) Работа по учебнику.

-Что считаете нужным выполнить сейчас?

- Потренируемся, выполнив упражнение 3 стр. 128 (коллективная работа)

в) Самостоятельная работа.

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ КАРТОЧКИ.

-Предлагаю выполнить задание на карточках. У каждого из вас на столах в конверте

три вида карточек.

1 – образовать слова при помощи приставок

2 – най

ти и выделить в словах приставки

Найди и выдели приставки.

Красив заснеженный зимний лес. Всё замело

пушистым снегом. Красавица ёлочка

спряталась в сугроб. Замерзла и покрылась

льдом река. Тишина и красота кругом!

3 – вставить подходящие по смыслу приставки.

Вставь пропущенные приставки.

Неожиданно …дул ветер. Серые тучи …бежали

по небу. На землю …пали первые капли дождя.

-Выберите ту карточку, задание которой вам понравилось больше и выполните его.

После выполнения задания, дети объединяются в 3 группы, проверяют выполнение и

оценивают свою работу.

8. Рефлексия:

- Какую цель перед собой ставили в начале урока? (познакомиться с приставкой, как

частью слова, научиться её находить)

-Достигли? (да)

- Готовы проверить, что из сегодняшнего урока вы запомнили? (да)

-Занесите полученные нами данные и дополните наш кластер о составе слова.

(Новые данные о составе слова так же на разрезных карточках, ими дополняется

кластер).

приставка

служит для образования новых слов и имеет

свое значение

В итоге кластер выглядит так:

ЧАСТИ СЛОВА

приставка

корень

суффикс

окончание

служит для

образования новых

общая часть

родственных слов

служит для

образования новых

служит для

изменения и связи

пере-

за-

при-

с-

до-

- бежать

под-

от-

про-

на-

вы-

слов и имеет свое

значение

слов и имеет свое

значение

слов

-Внимательно посмотрите на наш кластер и дайте полный ответ, что такое приставка.

(Ответы детей)

- А теперь составьте разбросанную пословицу (СЛАЙД 8).

(СЛАЙД 9)

- А вы научились чему-либо на сегодняшнем уроке? Ваше впечатление от урока?

(Ответы детей)

Выставление оценок за урок.

- Как вы думаете, нам нужно еще на других уроках тренироваться в разборе слов,

разбираться в словообразовании? (Да, потому

что…)

- Вы такие молодцы, так хорошо поработали, что

мне хочется открыть вам один секрет: кроме

приставки, суффикса, корня и окончания есть и еще

одна часть слова – основа. Как вы думаете, что

такое основа слова? (Предположения детей)

-А подтвердятся ваши предположения или нет, мы

узнаем на следующих уроках!

9. Дом. задание: Уч., с. 128 – прав., упр. 2 (СЛАЙД

10)

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

ЗАДАНИЕ №1.

ЗАДАНИЕ №2.

ЗАДАНИЕ №3.

ЗАДАНИЕ №4.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА



В раздел образования