Напоминание

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»


Автор: Мезенцева Таисия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: с. Красное Липецкой обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень

болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная

перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая

смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями,

снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье

ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие

близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый

распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того,

к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и

нередко вызывает у него бурные реакции.

Задача воспитателя - создать максимум условий для того, чтобы ребенок

безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям ДОУ. Для того чтобы

процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее.

1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский

сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя. Если ребенок с

первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче

пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно

“одомашнить” группу. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в

период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках

взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

2.Формирование у ребенка чувства уверенности.

Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и

безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином

ситуации. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

· знакомство, сближение детей между собой;

· знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений

между воспитателями и детьми;

· знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

· знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);

· знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

3.Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности.

Игровая деятельность направлена на формирование эмоциональных контактов

“ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включает игры и

упражнения. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального

контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе

доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного

партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,

сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому

малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не

чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает

взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

4.Работа с родителями.

Взаимодействие с родителями желательно начать еще до поступления ребенка в

детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий

родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям

ребенка в семье и детском саду.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на

прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. В

первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был

свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть

групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок

будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как

облегчить период адаптации. В свою очередь, родители должны внимательно

прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации,

наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные

отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее

адаптируется в новой обстановке. Работа с родителями строится следующим образом:

· родительские собрания,

· консультации,

· беседы,

· анкетирования,

· тесты,

· посещение семей воспитанников,

· индивидуальные консультации (по результатам диагностики и запросам

родителей),

· оформление информационных стендов для родителей,

· рекомендации.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест,

быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками.

Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и

внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не

упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Период

адаптации детей раннего возраста условно разделяют на три уровня:

1 уровень - период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют

тревогу, беспокойство. Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение

к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех

родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту.

Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают

сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко

продемонстрировать свое положительное отношение к ним, уровень игровых умений

не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности. В течение дня

практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют

утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают).

2 уровень - дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду,

адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников,

сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают

родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со

взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут

контакты со сверстниками, спокойны, активно играют.

3 уровень - при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную,

самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так

и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя

содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны,

навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют,

радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям.

Показателями окончания адаптационного периода:

· спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с

родителями;

· уравновешенное настроение в течение дня;

· адекватное отношение к предложениям взрослых;

· общение с ними по собственной инициативе;

· умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

· желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

· спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.



В раздел образования