Автор: Мезенцева Таисия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: с. Красное Липецкой обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Раздел: дошкольное образование
«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень
болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная
перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая
смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями,
снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье
ребенка.
Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие
близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый
распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того,
к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и
нередко вызывает у него бурные реакции.
Задача воспитателя - создать максимум условий для того, чтобы ребенок
безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям ДОУ. Для того чтобы
процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее.
1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский
сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя. Если ребенок с
первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче
пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно
“одомашнить” группу. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в
период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках
взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
2.Формирование у ребенка чувства уверенности.
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и
безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином
ситуации. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
· знакомство, сближение детей между собой;
· знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений
между воспитателями и детьми;
· знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
· знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
· знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3.Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности.
Игровая деятельность направлена на формирование эмоциональных контактов
“ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включает игры и
упражнения. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального
контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе
доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного
партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,
сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому
малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не
чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает
взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
4.Работа с родителями.
Взаимодействие с родителями желательно начать еще до поступления ребенка в
детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий
родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям
ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на
прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. В
первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был
свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть
групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок
будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как
облегчить период адаптации. В свою очередь, родители должны внимательно
прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации,
наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные
отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее
адаптируется в новой обстановке. Работа с родителями строится следующим образом:
· родительские собрания,
· консультации,
· беседы,
· анкетирования,
· тесты,
· посещение семей воспитанников,
· индивидуальные консультации (по результатам диагностики и запросам
родителей),
· оформление информационных стендов для родителей,
· рекомендации.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест,
быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками.
Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.
Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и
внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не
упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Период
адаптации детей раннего возраста условно разделяют на три уровня:
1 уровень - период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют
тревогу, беспокойство. Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение
к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех
родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту.
Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают
сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко
продемонстрировать свое положительное отношение к ним, уровень игровых умений
не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности. В течение дня
практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют
утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают).
2 уровень - дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду,
адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников,
сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают
родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со
взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут
контакты со сверстниками, спокойны, активно играют.
3 уровень - при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную,
самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так
и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя
содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны,
навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют,
радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям.
Показателями окончания адаптационного периода:
· спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с
родителями;
· уравновешенное настроение в течение дня;
· адекватное отношение к предложениям взрослых;
· общение с ними по собственной инициативе;
· умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
· желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
· спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.