Автор: Баланова Любовь Шангтаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва, ул.ак.Павлова, д.15
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание детей в условиях ЦСПР.
Раздел: дошкольное образование
Воспитание детей в условиях ЦСПР.
Коррекционная воспитательная работа представляет собой систему
педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление
нарушений психофизического развития ребенка с ограниченными
возможностями, посредством применения специальных методов, средств
воспитания и обучения. Коррекция, это процесс исправления тех или иных
нарушенных функций.
Условия,
от которых зависит положительная динамика социокультурного
развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало
комплексных
лечебно-реабилитационных
и
коррекционных
психолого-
педагогических,
социокультурных
мероприятий.
Такие
мероприятия
подразумевают создание среды, в которой труд является важным критерием,
ориентированной на формирование адекватных отношений к окружающим.
Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем
успешнее осуществляется преодоление дефекта или его последствий.
Воспитательная работа в Центре социальной помощи и реабилитации строится
на следующих принципах:
принцип индивидуального подхода с учётом выявленных особенностей
ребёнка;
принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка;
принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для
всех участников воспитательного процесса;
принцип
вариативности
в
организации
процессов
обучения
и
воспитания;
принцип партнёрского взаимодействия с семьёй;
принцип динамического развития модели детского сада.
Ребёнка с ОВЗ необходимо воспитывать и обучать с самых ранних лет.
Родители часто опекают и ограничивают ребенка в общении с другими детьми,
думая, что в учреждении за ним не будет должного ухода. Именно в детстве в
человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во
взрослой жизни. Для коррекции в поведении, развитии ребёнка в Центре
социальной помощи и реабилитации созданы условия для дифференциации
обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе.
Педагоги опираются на сохранные и компенсаторные механизмы с целью
повышения результативности проводимой психолого-педагогической
деятельности.
Важным направлением коррекционно-воспитательной работы является
психолого-педагогическая помощь специалиста в формировании у родителей
навыков продуктивного сотрудничества со своим ребенком, при этом основным
условием выступает установление возможно полного взаимопонимания между
самими взрослыми, воспитывающими ребенка.
Вышеперечисленные теоретические положения касаются всех детей с
отклонениями в развитии. Однако конкретное содержание коррекционной
воспитательной работы и методики зависят от вида, структуры и степени
выраженности дефекта (нарушения). Методы и приемы педагогического
воздействия используются в практике специального дошкольного воспитания
те же, что в общей и коррекционной педагогике. Следовательно, коррекционная
воспитательная работа представляет собой целостный комплекс психолого-
педагогических, мероприятий, направленных на всестороннее развитие
психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, а
также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.
Направлениями воспитательной работы являются:
1.Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование
способов усвоения социокультурного опыта.
2.Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей.
3.Формирование ментальных процессов (умственное воспитание): развитие
сенсорной сферы детей с умственной отсталостью; расширение объема
представлений об окружающем мире; формирование навыков умственной
деятельности, развитие речи.
4.Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью.
5.Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей: занятия трудом;
воспитание навыков самообслуживания; воспитание уважения к труду
взрослых.
6. Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью.
7. Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью (продуктивные
виды деятельности: изобразительная деятельность, лепка, аппликация).
8. Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей.
9. Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными
возможностями.
Формы организации педагогической работы - фронтальные занятия. При
невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные
коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом
или воспитателем с каждым ребенком. Занятия обязательно проводятся с
включением игрового материала и ручной предметно-практической
деятельности. Например: 1.Работа с любимыми игрушками ребенка;
2.Упражнения, направленные на воспитание фиксированного внимания;
а) Картинки. Называние последовательно предъявляемых картинок;
б) Рассказ педагогом сказки "Теремок" выкладывание ребенком на столе в
логической последовательности фигурок героев сказки. Воспитание слухового
и зрительного внимания.
Таким образом, условия формирования сотрудничества ребенка со взрослым
следующие: эмоциональный, визуальный и тактильный контакт. Ощущение
благополучия развития ребенка многими исследователями связывается с
основными жизненными «опорами», к числу которых относятся семья, и
ближайшее окружение вне семьи.
Литература:
1.
Макарова О.А., Пьянова Е.Н. Коррекционная педагогика с основами
специальной психологии: конспект лекций/ О.А. Макарова, Е.Н. Пьянова;
ЕИ Каз.федер.ун-та. – Елабуга, 2014. – 168 с
2.
Дошкольная педагогика с основами воспитания и обучения:
Под.ред.Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В.. – СПБ.:Питер,2017. – 480с.