Напоминание

Воспитание детей в условиях ЦСПР.


Автор: Баланова Любовь Шангтаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва, ул.ак.Павлова, д.15
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание детей в условиях ЦСПР.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание детей в условиях ЦСПР.

Коррекционная воспитательная работа представляет собой систему

педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление

нарушений психофизического развития ребенка с ограниченными

возможностями, посредством применения специальных методов, средств

воспитания и обучения. Коррекция, это процесс исправления тех или иных

нарушенных функций.

Условия,

от которых зависит положительная динамика социокультурного

развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало

комплексных

лечебно-реабилитационных

и

коррекционных

психолого-

педагогических,

социокультурных

мероприятий.

Такие

мероприятия

подразумевают создание среды, в которой труд является важным критерием,

ориентированной на формирование адекватных отношений к окружающим.

Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем

успешнее осуществляется преодоление дефекта или его последствий.

Воспитательная работа в Центре социальной помощи и реабилитации строится

на следующих принципах:

принцип индивидуального подхода с учётом выявленных особенностей

ребёнка;

принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка;

принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для

всех участников воспитательного процесса;

принцип

вариативности

в

организации

процессов

обучения

и

воспитания;

принцип партнёрского взаимодействия с семьёй;

принцип динамического развития модели детского сада.

Ребёнка с ОВЗ необходимо воспитывать и обучать с самых ранних лет.

Родители часто опекают и ограничивают ребенка в общении с другими детьми,

думая, что в учреждении за ним не будет должного ухода. Именно в детстве в

человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во

взрослой жизни. Для коррекции в поведении, развитии ребёнка в Центре

социальной помощи и реабилитации созданы условия для дифференциации

обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе.

Педагоги опираются на сохранные и компенсаторные механизмы с целью

повышения результативности проводимой психолого-педагогической

деятельности.

Важным направлением коррекционно-воспитательной работы является

психолого-педагогическая помощь специалиста в формировании у родителей

навыков продуктивного сотрудничества со своим ребенком, при этом основным

условием выступает установление возможно полного взаимопонимания между

самими взрослыми, воспитывающими ребенка.

Вышеперечисленные теоретические положения касаются всех детей с

отклонениями в развитии. Однако конкретное содержание коррекционной

воспитательной работы и методики зависят от вида, структуры и степени

выраженности дефекта (нарушения). Методы и приемы педагогического

воздействия используются в практике специального дошкольного воспитания

те же, что в общей и коррекционной педагогике. Следовательно, коррекционная

воспитательная работа представляет собой целостный комплекс психолого-

педагогических, мероприятий, направленных на всестороннее развитие

психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, а

также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.

Направлениями воспитательной работы являются:

1.Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование

способов усвоения социокультурного опыта.

2.Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей.

3.Формирование ментальных процессов (умственное воспитание): развитие

сенсорной сферы детей с умственной отсталостью; расширение объема

представлений об окружающем мире; формирование навыков умственной

деятельности, развитие речи.

4.Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью.

5.Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей: занятия трудом;

воспитание навыков самообслуживания; воспитание уважения к труду

взрослых.

6. Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью.

7. Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью (продуктивные

виды деятельности: изобразительная деятельность, лепка, аппликация).

8. Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей.

9. Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными

возможностями.

Формы организации педагогической работы - фронтальные занятия. При

невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные

коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом

или воспитателем с каждым ребенком. Занятия обязательно проводятся с

включением игрового материала и ручной предметно-практической

деятельности. Например: 1.Работа с любимыми игрушками ребенка;

2.Упражнения, направленные на воспитание фиксированного внимания;

а) Картинки. Называние последовательно предъявляемых картинок;

б) Рассказ педагогом сказки "Теремок" выкладывание ребенком на столе в

логической последовательности фигурок героев сказки. Воспитание слухового

и зрительного внимания.

Таким образом, условия формирования сотрудничества ребенка со взрослым

следующие: эмоциональный, визуальный и тактильный контакт. Ощущение

благополучия развития ребенка многими исследователями связывается с

основными жизненными «опорами», к числу которых относятся семья, и

ближайшее окружение вне семьи.

Литература:

1.

Макарова О.А., Пьянова Е.Н. Коррекционная педагогика с основами

специальной психологии: конспект лекций/ О.А. Макарова, Е.Н. Пьянова;

ЕИ Каз.федер.ун-та. – Елабуга, 2014. – 168 с

2.

Дошкольная педагогика с основами воспитания и обучения:

Под.ред.Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В.. – СПБ.:Питер,2017. – 480с.



В раздел образования