Напоминание

Жизнь первобытного человека


Автор: Фролова Татьяна Геннадиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2
Населённый пункт: г.Керчь
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию
Тема: Жизнь первобытного человека
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи

Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 2 «Капелька»

Конспект занятия в старшей группе по

познавательному развитию

«Жизнь первобытного человека»

Воспитатель:

Фролова Татьяна Геннадиевна

Конспект занятия в старшей группе по познавательному

развитию «Жизнь первобытного человека»

Программное содержание: Познакомить детей с внешним обликом и

бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых

слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей

использовать предметы – заместили. Способствовать развитию мелкой

моторики.

Предварительная работа: Беседа о первобытных людях, рассматривание

иллюстраций, чтение о первобытных людях «Моя первая энциклопедия»,

журнал издательства ООО «Де Агостини» № 10 «Первобытный человек»

Материалы и оборудование: Иллюстрация по теме, муляжи продуктов

(рыба, орехи, ягоды, макет костра, макет пещеры, веточки для вертела,

плоский камень, длинный камень, палки, веревки и «копья» по количеству

детей; игрушки-моталки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Сейчас я

расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, на нашей

планете, где уже жили разные животные и птицы, появился … (показ

картины – первобытного человека).

Организационный момент

Жил на свете первобытный человек

Он впервые в жизни видел даже снег

Строил хижины, готовил дичь

И бросал он обезьянам громкий клич.

Палкой землю ковыряя,

Пропитанье добывал,

И законы от природы

Очень чётко соблюдал.

Воспитатель: Давным-давно это было. На нашей планете, где уже жили

разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Мы не

знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации).

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда,

он был быстр, ловок и сообразителен.

Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в

каждой стае был вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались

охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я

буду вашим вождем.

Посмотрите, во что был одет древний человек?

Дети: Древний человек был одет в шкуру.

Воспитатель: Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых

на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры

животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура? (на

мультимедийном экране демонстрирует сюжетные картинки)

Дети: Шкура нужна была первобытному человеку, чтобы не замерзнуть.

Шкура защищала от холода.

Воспитатель: Может быть, вы сможете сказать, что ещё нужно

было человеку, чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя.)

Дети: Чтобы выжить ему нужна была вода, еда и дом.

Воспитатель: Как вы думаете, где жили древние люди?

Дети: Они жили в пещерах и строили шалаши из веток.

Воспитатель: А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно, бр-р-р.

Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее.

Дети: Развести огонь

Воспитатель: Да, хорошо было бы развести костер, вот и дрова

приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей). Я вам

открою один секрет. Первобытные люди ждали, когда в лесу от молнии

загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один

способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него

палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится

огонь. (Дети «добывают» огонь). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы

ускорить его, я предлагаю подуть на костер. (Дети дуют на костер,

появляется «огонек»). Ну, вот сразу стало светло и тепло.

(Звучат голоса леса).

Воспитатель: Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей

пещеры. Это, наверное, хищники! Я боюсь! Что же делать? (Ответы детей).

Нам надо вооружиться.Древние люди изготавливали оружие из разных

материалов: из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева –

копья и ручки топора, дубины. Каменное острие они привязывали к дереву с

помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать

копье первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим

картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится.

Согласны? (Дети делают копья). У нас настоящее оружие, и теперь нам не

страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты.

Динамическая пауза «Острова».

Раз, два – острова.

(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы

изображая два острова)

Три, четыре – мы приплыли.

(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от

себя)

Пять, шесть – сходим.

(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз

(отбиваем мяч, левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч)

Семь, восемь – сколько сосен.

(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на

слове «сосен» вытянуть левую)

Девять, десять – мы в пути.

(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить

движение от себя вперед, изображая «шаги»)

Досчитал до десяти!

Воспитатель: Человек все необходимое для питания добывал в лесу и

реке. Ребята, как вы думаете, какие продукты питания могли дать лес и река?

Дети: Первобытный человек охотился на дичь, собирал ягоды, грибы и

различные корешки, собирал яйца диких птиц, ловил рыбу, собирал орехи.

Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу.

(Игра «Кто быстрее поймает рыбку»). Какой большой улов!

Воспитатель: Посмотрите сколько всего вкусного и полезного дала нам

природа. (Показывает детям муляжи продуктов.) Как же нам все это

приготовить?

Дети: Продукты можно сварить, пожарить, посушить

Воспитатель: Чтобы разделать птицу, нам необходим нож. Для этого мы

возьмем длинный камень, который заточим о другой камень

Воспитатель: А жарить мы ее будем на вертеле. Нанизываем курицу на

палочку и подвешиваем над костром. Но вертел необходимо кому – то

крутить. Чтобы мясо не сгорело. А пока жарится курица, давайте приготовим

рыбу и яйца, выкопаем корешки палкой-копалкой.

После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни

конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-

невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами.

(Игра «Собери ягоды»).

Воспитатель: А сейчас мы с вами опять превратимся в современных

детей (дети снимают шкуры). Молодцы дети, мы отлично справились со

всеми первобытными трудностями. Скажите, как жилось первым людям

на нашей цветущей планете?

Дети: Первобытным людям было тяжело. Они с трудом добывали еду,

одежду и т. п

Воспитатель: Что им необходимо было делать, чтобы выжить в нелегких

природных условиях?

Дети: Первобытные люди должны были много думать, трудиться.

Воспитатель: Верно. А еще ребята первые люди были очень дружны,

помогали друг другу и всегда держались вместе. Давайте последуем их

примеру и дружно продолжим прогулку.



В раздел образования