Автор: Табейкина Елена Константиновна
Должность: к.и.н.доцент
Учебное заведение: КГЭУ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Молодежь как социальная группа"
Раздел: высшее образование
Молодежь как социальная группа
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе
совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1),
особенностей социального положения и определенных социально-психоло-
гических качеств.
Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни,
выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни,
создания семьи, достижения экономической независимости и социально
ответственного поведения
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека
и биологически универсальна.
Особенности социального положения молодежи:
- Переходность положения.
- Высокий уровень мобильности.
- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин,
семьянин), связанных с изменением статуса.
- Активный поиск своего места в жизни.
- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане
Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть
населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и
обладающая следующими социально-психологическими качествами:
неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень
толерантности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться,
отличаться от остальных; существование специфической молодежной
субкультуры.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы,
которые характеризуются следующими признаками:
- возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях
социальной ситуации;
- самоорганизация и независимость от официальных структур;
- обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в
обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию
неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они
нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение
защищенности и престижной самооценки);
- относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников
групп;
- выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения,
стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно
классифицировать молодежные группы и движения.
Агрессивная самодеятельность
Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии
ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность
самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным
уровнем интеллектуального и культурного развития.
Эпатажная (фр. epater — поражать, удивлять) самодеятельность
Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных,
материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных —
искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы
тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)
Альтернативная самодеятельность
Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих
общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи,
кришнаиты и т. д.)
Социальная самодеятельность
Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические
движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического
наследия и т. д.)
Политическая самодеятельность
Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в
соответствии с идеями конкретной группы
Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли
молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения,
молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий
совершенствуется сама.