Авторы: Агаева Анастасия Игоревна, Фалеева Наталья Викторовна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ№5
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Истоки хореографического искусства. Истоки народного танца"
Раздел: дополнительное образование
ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
ИСТОКИ НАРОДНОГО ТАНЦА
Фалеева Н.В.
Агаева А.И.
МБУ ДО «Детская школа искусств №5 города Иркутска»
Содержание:
Введение
1.
Что такое танец. Виды танца
2.
Танец - сама жизнь
3.
Выразительные средства танца
4.
Классический танец Востока
5.
Контрольная работа за I четверть
6.
Народная кладовая. Древнейшие танцы
7.
Отличительные черты танца народов мира
8.
Самостоятельная работа
9.
Костюм
9.1 Русская женская одежда
9.2 Русский мужская одежда
9.3 Головной убор
9.4 Что носили на ногах
10. Музыкальные инструменты
10.1 Кто изобрел музыку
10.2 Рубель и дрова
10.3 Музыкальный инструмент медведя
11. Проверочная работа
12. Ансамбль И. Моисеева
13. Контрольная работа за II четверть
14. Танец, его классификация
15. Виды народного танца
16. Пляска
17. Массовая пляска
18. Проверочная работа
19. Хороводная пляска
20. Парная пляска
21. Одиночная пляска
22. Кроссворд №1
23. Контрольная работа за III четверть
24. Ансамблевая пляска
25. Перепляс
26. Групповая традиционная пляска
27. Кроссворд №2
28. Обобщение тем
29.Годовая контрольная работа
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Предмет «История хореографического искусства» является важной
составляющей частью в цикле специальных дисциплин учебного плана
хореографического
отделения.
Данная
программа
предназначена
для
учащихся хореографических отделений школ искусств (музыкальных школ) и
рассчитана на два года обучения (68 часов) общеобразовательного класса (3-4
классы). В данной методической разработке представлена программа первого
года обучения (34 часа). Занятия проводятся один раз в неделю. Этот курс
рассматривает формирование, преемственность и закономерности развития и
становления
народного
танца;
творческую
деятельность
великих
балетмейстеров,
композиторов,
танцовщиков,
коллективов.
Авторы
предлагают рассмотреть именно истоки народного танца, чтобы дети легко
могли сформировать представление о развитии хореографии, её становлении,
«фундаменте».
Цель курса:
сформировать
целостное
представление
об
исторических
особенностях развития народного танца;
активизировать познавательный интерес учащихся к программе;
воспитать
художественный
вкус
на
примере
выдающихся
произведений хореографии, музыки и других видов искусства.
Задачи курса:
дать знания по предмету;
погрузить учащихся в атмосферу изучаемой эпохи, ознакомив с
художественными
стилями,
хореографией,
музыкой,
инструментами,
костюмом;
провести параллель между изучаемым теоретическим материалом и
практическим на уроках по народному танцу.
увидеть заинтересованность детей в процессе изучения материала.
Весь учебный материал систематизирован по определенным принципам:
опора на исторические факты, особенностью программы является
принцип разносторонних межпредметных связей, т.е. опора на историю,
литературу, мировую художественную культуру, музыкальную литературу,
хореографические дисциплины.
Средства
обучения:
компьютер,
проектор,
репродукции
картин,
иллюстрации учащихся, видеоролики, аудиозапись, игровые методы.
Программа состоит из двух частей. Первое полугодие мы знакомимся с 1
частью: определение понятия танец, его виды, выразительные средства,
обряды, появление русского костюма (для сравнения представлены другие
народности в виде раскрасок в приложении 1) и музыкальных инструментов.
Во втором полугодии мы изучаем вид народного танца: «Пляска» и её
подвиды. На втором году обучения мы планируем продолжение изучения
темы народный танец и его виды, первое полугодие изучаем «Хоровод» и его
3
классификацию, а во втором рассматриваем тему «Кадриль». В конце второго
полугодия экзамен по четырем пройденным частям, за два года обучения.
Авторы
предлагают
своим
коллегам
использовать
не
только
лекционные методы подачи материала, но и приёмы, которые будут вызывать
любопытство у детей:
разукрашивание картинок связанных с темой;
игры (Приложение 2);
прочтение
карточек
с
русскими
народными
сказками
с
иллюстрациями (Приложение 3);
разбор схем, прорисовывая стрелки от слова к слову;
кроссворды;
практический разбор движений народного танца;
просмотр видео материала (видео материал будет представлен в
следующей методической разработке).
Авторы считают такие методы изложения материала интересными для
детей. Весь материал выдается детям на руки в виде листов А4, в соответствии
с темой, все листы хранятся у детей в папках с вложенными файлами в
хронологическом порядке, как представлено в работе ниже.
4
ТАНЕЦ
это
набор
движений
и
рисунков,
исполняемых
под
музыку
в
специальных костюмах.
НАРОДНЫЙ
КЛАССИЧЕСКИЙ
СОВРЕМЕННЫЙ
Домашнее задание: подпиши вид танца, разукрась танцоров (рис.1)
Рис.1 Виды танца
5
Танец — сама жизнь
Древние люди во всех уголках нашей планеты стали танцевать раньше,
чем говорить.
Они собирались на охоту, мечтая о богатой добыче, и танцевали,
представляя такую добычу. Они просили природные силы, чтобы те
утихомирились, не грозили смертью - и танцевали, изображая ласку ветра,
доброту солнца, негу водных стихий, как показано на рисунке 2. Наши
праотцы тоже совершали множество бытовых обрядов с ритмическими
движениями — приветствовали рождение детей, новые браки, исцеление от
недугов, а также скорбели по умершим сородичам. Ни одного события не
обходилось без осмысленных, ритмичных движений. Танцы придавали всему
течению жизни древних свой смысл.
Рис.2 Танец — сама жизнь
Постепенно движения первобытных танцев изменялись, преображались,
становились все более художественными. Так возникло искусство танца —
одно из древнейших явлений народного творчества.
Поначалу
танец
сопровождался
пением,
но
затем
он
стал
самостоятельным видом искусства. Самые талантливые его исполнители
передавали из поколения в поколение узоры танцевальных рисунков,
шлифовали движения, добавляли свои приемы.
И наконец, свершилось то, что должно было свершиться: у каждого
народа на нашей планете сложились свои танцевальные традиции, родился
свой танцевальный язык.
Народные танцы стали необходимой частью
мировой культуры.
Но до рождения балета, каким мы его знаем, должно было пройти еще
слишком много времени — несколько веков, эпох; должны были смениться
десятки поколений.
6
Рисуем схему на уроке:
Домашнее задание: выучить схему 1
Схема1 Как возникло искусство танца
7
Домашнее
задание:
разукрасить
первобытного
человека,
который
изображен на рисунке 3
Рис.3 Первобытный человек
8
Домашнее задание: выучить определения.
ВЫРАЗИТЕЛЬНАЕ СРЕДСТВА ТАНЦА
МИМИКА
ЖЕСТ
ПЛАСТИКА
МИМИКА— выразительные движения мышц лица.
ЖЕСТ — система телодвижений, используемая как средство общения.
ПЛАСТИКА — это плавность, изящество движений.
На уроке проводим игру «Крокодил» (см.Приложение №1)
9
Проверяем домашнее задание письменно.
ВЫРАЗИТЕЛЬНАЕ СРЕДСТВА ТАНЦА
Мимика_______________________________________________________
___________________________________________________________________
Жест__________________________________________________________
___________________________________________________________________
Пластика______________________________________________________
___________________________________________________________________
10
Классический танец Востока
Одно столетие сменяет другое. Одна эпоха надвигается на другую. В
глубины времени уплывает одно тысячелетие, начинает течь следующее...
Многое в мире меняется, исчезает безвозвратно. Но есть незабываемые
явления, которые, однажды сформировавшись, останутся с людьми, пока
существует мир. К таким явлениям относится классический танец Востока.
Это
понятие
вбирает
в
себя
танцы
и
танцевальные
школы,
существующие с древнейших времен в странах Восточной и Южной Азии —
Китае, Корее, Японии, Индии, Цейлоне, Бирме, Индонезии, Таиланде и других
стран. Например, индийская танцевальная культура насчитывает многие
тысячи
лет.
Древние
индийские
танцы,
которые
сохранились
и
до
сегодняшнего дня, делятся на ряд стилей и школ: бхарат натьям, катхак,
катакхали, кучипуди, манипури. Их отличает утонченная разработка мимики
движений рук своеобразной системой традиционных жестов (мудра) — рис.5.
Классический танец Востока можно увидеть в театрах всех выше
перечисленных стран.
Удивительно следующее: с помощью «языка жестов» исполнители
классических восточных танцев ведут друг с другом диалог. Те зрители,
которые
понимают
этот
древний
язык,
могут
понять
танцевальные
«разговоры» актеров.
Рис.5 Традиционные жесты (мудра)
Например, в китайском танце детально разработаны движения рук
(«отрицающие» руки) и даже одной руки (рука «открытая», «направляющая»,
«бессильная» и другие).
Традиции исполнения восточных танцев веками передавались и сейчас
передаются из поколения в поколение. Упаси Бог, отступить от канонов! Тогда
сомнется рисунок танца, и вместо «языка жестов» зритель получит
«винегрет
жестов». Тем и прекрасен классический танец Востока, что он напоминает
душистую, прелестную розу, словно заколдованную много веков назад. Сколько бы
времени ни прошло, она все равно будет вечно живой.
Просмотр видео материала «Русь изначальная».
11
Контрольная работа за I четверть
1 .КАК ВОЗНИКЛО ИСКУССТВО ТАНЦА? Нарисуй схему
2.ТАНЕЦ______________________________________________________
___________________________________________________________________
________________________________________________________________
3 ЛЮДИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ СТАЛИ РАНЬШЕ ГОВОРИТЬ ИЛИ
ТАНЦЕВАТЬ? (нужное слово подчеркни)
4.НАЗОВИ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА
ТАНЦА
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
5
.КАКУЮ
ОСОБЕННОСТЬ
ИМЕЕТ
КЛАССИЧЕСКИЙ
ТАНЕЦ
ВОСТОКА?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_________________________________________________________
6.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ МЫШЦ ЛИЦА —
это_____________
СИСТЕМА
ТЕЛОДВИЖЕНИЙ,
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
КАК
СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ — это____________________________
ПЛАВНОСТЬ, ИЗЯЩЕСТВО ДВИЖЕНИЙ — это______________
7. Подпиши вид танца:
12
Домашнее задание: прочитать, пересказать.
Народная кладовая
Народный танец — древнейший вид искусства, это великая кладовая не
только ритмов, движений, музыки, традиций, но и истории того или иного
народа. Народный танец вобрал в себя отпечатки того места и времени, где он
родился, национальную психологию, образ мышления людей. Как мы уже
знаем, ни один праздник, ни один обряд, ни одна ярмарка не могли обойтись
без народного танца.
Из народных обрядов возникли хоровод и другие обрядовые танцы,
например, цейлонский танец огня, норвежский танец с факелами, славянские
хороводы, связанные с обрядами завивания березки, плетения венков,
зажигания костров.
Народные танцы — это хранилище отпечатков жизни народов, мира его
чувств, впечатлений и идей. Те народы, чье существование зависело от охоты,
разумного животноводства, пристально, в течение долгих веков наблюдали за
животным миром (рис.6). И вот результат — метко, образно, выразительно эти
народы сумели передать в своих танцах повадки зверей, птиц, рыб, домашних
животных. Таковы танец бизона у североамериканских индейцев, якутский
танец медведя, памирский — орла, русский — журавля, гусачка, литовский —
козлика, китайский и индийский — павлина.
Рис. 6 Повадки зверей
Народы, занимающиеся испокон веков земледелием, создали танцы на
темы сельского труда. У латвийцев это танец жнецов, у белорусов — лянок
(льна), у молдавян — поамы (винограда), у узбеков — шелкопряда, у гуцулов
— дровосеков, у эстонцев — танец сапожников. А когда появился
ремесленный и фабричный труд, появились и новые народные танцы:
стеклодувов — у немцев, ткачей — у карелов...
Если тот или иной народ много воевал, в его народных танцах
выражались героизм, доблесть, умение владеть оружием, воспроизводились
моменты боя (рис.7). Огромное количество народных танцев существуют на
вечную тему любви. Такие хореографические произведения есть у каждого
народа земли. В танцах отражены и народный юмор, и уважительное
13
отношение к женщине — любимой, жене, матери; нашлось свое место и
выражению человеческого благородства.
Рис.7 Воин в танце
У народного танца нет одного автора: он создан десятками, сотнями
людей, и в этом его особенность — в нем нет ничего лишнего. Музыкальное
сопровождение, темп, ритм, особая координация движений — все эти условия
у танцев того или другого народа разные. В любом народном танце сильно
чувство ритма. Его отражают и в музыкальном сопровождении. Это чувство
подчеркивает и сам исполнитель (рис.8): притопыванием, хлопками в ладоши,
звоном колец, бубенчиков, прикрепленных к рукам или ногам танцовщика.
Многие танцы немыслимы без сопровождения народных инструментов
(рис.9), которые танцовщик держит в руках: тамбурин, кайраки, кастаньеты,
барабан,
гармошка,
балалайка
и
другие.
Некоторые
же
исполнители
появляются перед зрителями с бытовыми предметами — платками, шляпами,
чашей, пиалой, блюдцами, наперстками, стаканчиками. Таковы традиции,
таковы условия народного танца.
Рис.8 Притопы Рис.9 Танец с народным инструментом
Свой неповторимый отпечаток накладывает на народных танцовщиков
костюм. Посмотрите как плавно, лебедушками, движутся русские или
грузинские танцовщицы: ступни их ног скрывают длинные платья. А жесткие
сапоги на ногах мужчин-исполнителей обязательны, например, в русских и
14
венгерских танцах для того, чтобы делать необходимую отбивку по голенищу
рис.10).
Рис.10 Русские и грузинские танцоры
Народный танец никогда не уйдет в тень истории. Он будет любим
людьми всегда.
15
Домашнее задание: выучить.
Древнейшие танцы
Религиозно-культовые — это пляски, которые исполнялись для богов.
Военные — это пляски, которые исполнялись до похода на войну или
после.
Обрядово-бытовые — это пляски, которые исполнялись по поводу:
свадьбы, рождения или смерти человека.
Трудовые — это пляски, в которых отображались процессы труда.
Игровые —
это пляски, которые включались в русские народные
игры. Они исполнялись на отдыхе.
Охотничьи — это пляски, которые исполнялись до похода на охоту или
после нее.
Просмотр видео материала: спектакль «Весна священная».
16
Домашнее задание: разукрасить рисунок 11 и найти отличительные
черты танца, русского народа:
1.
Географическое расположение, место проживания.
2.
Костюм.
3.
Музыкальный инструмент.
4.
Каких животных (птиц) изображают.
Русский танец
Рис.11 Русский танец
17
Домашнее задание: разукрасить рисунок 12 и найти отличительные
черты танца, народов севера:
1.
Географическое расположение, место проживания.
2.
Костюм.
3.
Музыкальный инструмент.
4.
Каких животных (птиц) изображают.
Северный танец
Рис.12 Северный танец
18
Домашнее задание: разукрасить рисунок 13 и найти отличительные
черты танца, цыган:
1.
Географическое расположение, место проживания.
2.
Костюм.
3.
Музыкальный инструмент.
4.
Каких животных (птиц) изображают.
Цыганский танец
Рис.13 Цыганский танец
19
Домашнее задание: разукрасить рисунок 14 и найти отличительные
черты танца, народов Востока:
1.
Географическое расположение, место проживания.
2.
Костюм.
3.
Музыкальный инструмент.
4.
Каких животных (птиц) изображают.
Восточный танец (Китайский танец)
Рис.14 Китайский танец
20
Проверяем домашнее задание и выписываем главное.
Отличительные черты танца, русского народа:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
________________________________________________________________
Отличительные черты танца, народов севера:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
______________________________________________________________
Отличительные черты танца, цыган:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
________________________________________________________________
Отличительные черты танца, народов Востока:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
________________________________________________________________
21
Самостоятельная работа
Кто создал народный танец?
_____________________________________________
Отличительные черты танца, русского народа:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Отличительные черты танца, народов севера:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Отличительные черты танца, цыган:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Отличительные черты танца, народов Востока:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как ты понимаешь понятие — «Народная кладовая»:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
22
23
Костюм
Русская женская одежда
Некоторая женская одежда была схожа с мужской, например верхние
рубахи. Нательные (исподние) женские рубахи выкраивались из прямых
полотнищ, поверх них уже одевались сорочки или «красные» рубахи, то есть
красивые, праздничные, сшитые уже из шелковых тканей или тонкой
бумажной ткани — узорной или в полоску. Рукава были длинной в несколько
аршин и собирались во множество складок, удерживаемых около запястья
«обручем». На запястьях рукава обильно украшались вышивкой. Поверх
рубахи надевали летник — легкую, доходившую до пят одежду с длинными и
очень широкими рукавами, которые украшались вышивками и жемчугом
(рис.16). Летники шились из атласа разных цветов. Летник считался парадной
одеждой, его часто надевали на свадьбу. Кроме летников, выходя из дома,
женщины надевали еще опашень (рис.15) и охабень. Эта одежда являлась
верхней как женской, так и мужской. Сверху донизу они имели длинный ряд
пуговиц — оловянных, серебряных, золотых.
Рис.16 Княгиня в летнике
Рис.15
Под длинными рукавами делали под мышками прорези для рук. У всех
знатных женщин обязательной частью выходного наряда были накладные
воротники — «ожерелья». Делали они их из меха, узорного бархата или парчи,
24
жемчуг нанизывался в «кружево», а в специальные гнезда сажались
драгоценные камни.
Сарафан и телогрея
На Руси существовало несколько комплексов женского костюма. Одним
из самых распространенных был комплекс с сарафаном. «Сарафан» — это
персидское название, обозначающее «одетый с головы до ног», как на рисунке
18. Впервые в русской истории сарафан (который когда-то носили и женщины
и
мужчины)
упоминается
в
XIV
веке.
С
XVI
века
сарафан
стал
принадлежностью чисто женского костюма. Длинный сарафан был очень
распространен. Он держался на двух коротких лямках, облегал грудь и
расширялся книзу.
В городах ни одна русская женщина не обходилась без верхней, длинной
распашной одежды с рукавами, телогреи (рис.17), своего рода дополнения к
сарафану, которая надевалась на сарафан. У телогреи рукава суживались к
запястью. Часто телогреи сшились из атласа, тафты, байберека (крученый
шелк). Теплые телогреи часто подбивались дорогими мехами, в том числе
куньим или соболиным.
Рис.17
Рис.18 Сарафан
Рис. Крестьянка в понёве
Понёва
Исключительно женской одеждой являлись понёва (рис.19) и плахта.
Плахта была похожа на юбку, из-под нее был виден подол рубахи. Понева,
которая представляла собой поясной фартук, подвязывалась поверх платья. В
основном поневу носили крестьянки, для горожанок понева была домашней
25
«горничной» одеждой, в которой они ходили дома. В деревнях поневу носили
как женщины, так и девушки. На девушку поневу надевали в знак того, что
она ждет жениха и готова выйти замуж. И далее женщины поневу не снимали
на протяжении всей жизни. Украшения поневы - ее цвет и вышивка —
зависели от семейных обычаев, существовавших в данной местности.
26
Русская мужская одежда
Издревле одежда не только скрывала наготу, согревало тело, но и
подчеркивала достаток человека, его положение в обществе. Самую нарядную
одежду носили царь и бояре, гораздо скромнее одевались крестьяне. Однако в
средние века одежда простолюдина и знатного человека имела общего в
покрое, названии и назначении.
Рубаха и порты
Нижнюю мужскую одежду составляли рубаха и штаны (порты), которые
изображены на рисунке 20. Рубахи шили длинными, почти до колен. Подолы,
низ рукавов и вороты украшали вышивкой. И не случайно считалось, что
орнамент со стилизованным изображением птиц, животных, солнца оберегает
от нечистой силы. Существовал и такой широко распространенный тип
рубахи, как косоворотка. Отверстие для головы делалось круглым и
небольшим, поэтому приходилось делать неглубокий вырез на левой стороне
груди, от этого и название — косоворотка. Рубаха выпускалась поверх
исподней рубахи и поверх штанов или портов.
Штаны были довольно короткие. А порты длинные и неширокие,
штанины постепенно слегка сужались к низу. Их носили обычно с лаптями
или сапогами. Порты шились из тафты, шелка, сукна, а также из грубой
шерстяной ткани или холста. Распоясаться — стыдно Широкий пояс был
обязательным элементом русской одежды, а также одним из главных ее
украшений. У богатых и знатных пояса были из шелка, парчи, кожи богато
украшенные золотом, серебром, драгоценными камнями. Такие пояса были
длинными и повязывались ровно, без всяких складок, а иногда они достигали
в длину несколько метров. До наших дней сохранилось выражение, которое
употребляют по отношению к непослушным детям или людям, которые
непристойно себя ведут: «совсем распоясался», «распоясавшийся хулиган».
На старинных книжных миниатюрах без поясов изображались либо
нищие, либо казненные преступники. В древние времена на Руси пояс играл
роль оберега, со временем такое значение пояса утратилось, и он стал просто
традиционной деталью мужского костюма.
27
Рис.20
Зипун и кафтан
Поверх рубахи и штанов мужчины носили облегающий фигуру
безрукавный или с короткими рукавами зипун (это название на Руси
появилось в ХУЛ веке) из шелка, тафты, или крашенины, с пристегнутым
узким маленьким воротником. Зипун доходил до колен и служил обычно
домашней одеждой. Он был похож на куртку и играл роль современного
жилета.
Рис.21 Князь в кафтане
28
Обычным и самым распространенным видом одежды (как бояр, так и
простого люда) являлся кафтан (рис.21). Рукава его спускались до пят. Рукава
кафтана собирались в складки, так что в холода в них можно было согревать
руки. Рукава у крестьянских кафтанов, как и его длина, были короче, чем у
боярских
кафтанов.
Полы
кафтана
обшивались
тесьмой
с
кружевом,
расшитым серебром или золотом. Все существовавшие кафтаны различались
по своему назначению: столовые, ездовые, дождевые, «смирные» (траурные).
Зимние кафтаны на меху назывались «кожухами» (рис. 23).
Армяк появился на Руси в XVI веке. Тогда он был принадлежностью
одежды небогатых горожан, использовавших его как верхнюю уличную
одежду, пошитую из ткани «армячины». Покрой его был халатообразным,
застежек армяк не имел (рис.22).
Рис.23 Зимний кафтан — «кожух»
Рис.22 Крестьянин в армяке
29
Головной убор
По головному убору женщины можно судить о ее семейном положении,
девушки
носили
венец,
богато
украшенный
вышивкой,
жемчугом,
самоцветами. По сторонам венец украшали драгоценные подвески — котлы и
рясны. Замужние женщины носили кику — небольшую шапочку, полностью
скрывавшую волосы. Считалось позором «опростоволосится», т.е. показать
кому-либо из посторонних свои волосы.
Кика и кокошник
При выходе из дома замужние женщины в теплое время года надевали
кику, окружавшую голову в виде широкой ленты, концы которой соединялись
на затылке. Кика на рисунке 24 (кичка, «кичка рогатая») имела впереди
твердую часть (куда вставлялись береста, дощечка, или она простегивалась) в
форме рогов. Рога в глубокой древности являлись символом плодородия и
защиты. Передняя часть — «очелье» — богато украшалась жемчугом и
драгоценными камнями. Спереди к кике подвешивались спадавшие до плеч
жемчужные нити, по четыре или по шесть с каждой стороны. Сзади кики
надевался «позатыльник» из бисера, а сверху — нарядная «сорока» из
вышитой ткани.
Кокошник (рис.24) служил головным убором и женщинам и девушкам.
Он имел вид опахала или веера, прикрепленного к волоснику. Очелье
кокошника вышивалось золотом, жемчугом, драгоценными камнями или
разноцветным шелком и бисером.
Рис. 24 Женщина в кокошнике, Женщина в рогатой кике
Название «кокошник» происходит от древнеславянского слова «кокош»,
обозначавшего курицу или петуха. Кокошники были различной формы, но все
30
они непременно чем-то походили на петушиный гребень. На улице кокошники
сверху непременно покрывались еще убрусом.
Помимо шапок существовало много видов покрывал, платков, которые
прижимали к голове венцом или шапкой.
Колпак и шапка
Самым распространенным головным убором Древней Руси являлся
колпак (рис.25) с продольным разрезом спереди и сзади, (причем, колпаки
носили как бояре, так и бедные крестьяне), а также войлочная шляпа
конусообразной формы со скругленной вершиной.
Колпак
представлял
собой
высокую,
конусообразную
шапку
с
заломленным верхом. Колпаки шились из льняных и шерстяных тканей, а
также вязались. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные
колпаки, зимой их подбивали мехом. В более поздние века нарядные колпаки
часто шили из белого атласа.
Также русские издавна носили шапки, причем самые разнообразные:
меховые, кожаные, валяные, плетеные и даже легкие летние шапки,
сплетенные из сосновых корешков. Шапки непременно снимались не только
при виде князя, но и при встрече со старшим, уважаемым человеком.
Дома макушку головы прикрывали тафьей (ри.25) маленькой шапочкой,
сделанной из сафьяна, атласа, бархата или парчи, иногда богато украшенной.
Бояре, дворяне и дьяки (государственные чиновники), выходя из дома,
на тафью надевали низкие шапки четырехугольной формы с «околом» вокруг
шапки из меха черно-бурой лисицы, соболя или бобра; зимой такие шапки
подбивались мехом.
Только князья и бояре имели право носить очень высокие «горлатные»
шапки (рис.25) из дорогих мехов (взятых с горлышка пушного зверя, чаще
всего соболей) с суконным верхом. По своей форме такие шапки несколько
расширялись кверху. В особо торжественных случаях бояре надевали на себя
все: и тафью, и колпак, и «горлатную» шапку.
Носовой платок было принято хранить в шапке, которую, находясь в
гостях, держали в руках.
31
Рис.25 Тафь, «горлатная» шапка, колпак
Что носили на ногах
Самой распространенной и самой дешевой обувью на Руси являлись
лапти (рис.26),
сплетенные из бересты или лыка, а также башмаки,
сплетенные из лозовых прутьев. Для обертывания ног применяли онучи
(портянки) — куски холста или другой ткани. Лапти завязывались оборами
(завязками), закреплявшими их на ноге. Лапти очень быстро стирались и
разваливались, так что на год крестьянину обычно требовалось от 7 до 9
—
12
пар лаптей.
Рис. 26 Лапти
Древнейшей славянской кожаной обувью считаются поршни (постолы)
— башмаки, скроенные из мягкой кожи. У богатых и знатных мужчин и
женщин популярными были мягкие сафьяновые сапожки - яркие, красивые и
удобные. У более бедных людей сапоги шились из грубой кожи.
У зажиточных горожан обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги
(ичеги) из сафьяна, чаще всего красного и желтого цветов. Чоботы походили
на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым к верху острым носком.
Ичеги представляли собой мягкие сафьяновые сапожки.
32
Рис.27 Поршни, сафьяновые сапожки
Женская обувь отличалась от мужской большим разнообразием в
покрое, но принцип ее изготовления был тот же. Нарядные женские чоботы
шились из атласа и бархата разных цветов, украшались вышивкой шелком,
золотыми и серебряными нитями, унизывались жемчугом. Для особо
торжественных случаев у дворянок чоботы были на высоком каблуке, почти
целиком сшитые из дорогих тканей, украшенных драгоценными камнями (низ
обуви делали конечно из кожи). Тонкие чулки на Руси не были широко
распространены (их научились вязать только при Петре I).
Прочтение карточек с русскими народными сказками с иллюстрациями
(см.Приложение №3).
33
Музыкальные инструменты
Кто «изобрел» музыку
В глубокой древности трудной была жизнь людей, их жилища и одежда
были плохой защитой от холода, их часто мучал голод. Их речь была бедна и
ограничена лишь самыми необходимыми понятиями.
А музыка уже существовала! Конечно, это была не та музыка, которую
мы можем слышать сейчас — стоит только нажать кнопку магнитофона. Нам
трудно даже представить себе музыку первобытных людей — ведь тогда
никто не умел ее записывать, и все же...
Матери песнями укачивали детей, воины боевыми песнями-кличами
воодушевляли себя и устрашали врагов, пастухи протяжными зовами
собирали стада. Размеренные выкрики помогали людям справиться с трудной
общей работой. Горе по умершему выражали в песнях-плачах... Так возникли
древнейшие формы музыки.
На первых порах музыка звучала только в исполнении человеческого
голоса. Такую музыку называли вокальной. Сначала люди пели «без
сопровождения».
Потом
стали
«помогать»
себе
хлопками
в
ладоши,
притопыванием
—
вот
и
выходит,
что
древнейшим
музыкальным
инструментом был сам человек. И только значительно позднее люди стали
использовать куски дерева, плоские камни — они издавали гораздо более
громкие и разнообразные звуки.
Дальше — больше. Люди заметили, что музыкальный звук можно
извлекать из тугой тетивы лука, из стебля тростника или трубчатой косточки
животного...
34
Так кто же изобрел, кто создал музыку? А никто. Вернее — многие
люди с глубокой древности и до наших дней по крупицам создали и
продолжают создавать и новые музыкальные инструменты.
Как играли на ложках.
Неизвестно, кто первым попробовал играть на деревянных ложках, но
тот Россиянин здорово придумал. Самые «музыкальные», самые звонкие
ложки получаются, если их сделать из клена. На Руси играли обычно тремя
или пятью ложками. Две ложки зажимают между пальцами левой руки, а
третью держат правой, и этой ложкой бьют скользящим движением по двум
другим. Виртуозы ложечники закрепляют по нескольку ложек за поясом, в
голенищах сапог и успевают пройтись по всем ложкам с такой скоростью, что
взглядом не уследишь.
Еще русские играли на трещотках. Этот «шумовой» инструмент делался
из одинаковых деревянных пластинок, нанизанных на ремешок или шнурок.
Пластинки для трещоток брали дубовые, или кленовые. Между ними
вставляли маленькие деревянные прокладки, иначе пластины будут соединены
слишком плотно и не будет нужного звукового эффекта. Трещотка издает
щелкающие звуки, если резким или плавным движением растянуть ее, как
веер.
Рубель и дрова
Все знают, какой получается звук, если на бегу провести палкой по
частому забору. Почти так же звучит и деревянный рубель. Очень давно, когда
еще не существовало утюгов, при помощи рубеля гладили в России белье.
Единственное отличие бельевого рубеля от музыкального в том, что он
делался из цельной доски, а музыкальный рубель внутри был пустой, чтобы
звук был громче (рис.28).
А на таком русском ударном музыкальном инструменте, как дрова,
можно было сыграть не только ритм, но и мелодию. Музыкальные дрова
составляли из кленовых, еловых или березовых брусочков-полешек, так что
древние дрова были очень похожи на современный ксилофон. Но в отличие от
ксилофона дрова — чисто русский музыкальный инструмент, придуманный
нашими далекими предками.
У дров через все бруски проходила толстая веревка, скрепляющая всю
«дровяную вязанку». Чтобы каждый брусок издавал звук, разной высоты и на
дровах можно было сыграть мелодию, полешки подбирали различной длины.
Разложив инструмент на коленях, будучи в поле, или на столе, если праздник
проходил в доме, по дровам били маленькими деревянными молоточками,
похожими на ложечки.
35
Рис.28 Рубель
Барабанка — этот «инструмент» имелся у многих пастухов; похожа
барабанка на обыкновенный кусок дерева. Делали барабанку из еловой доски
трапециевидной формы. Этот инструмент висел на груди у пастуха, который
бил по баранке двумя палочками.
Самодельные игрушки-погремушки раньше были принадлежностью не
только маленьких детей, они имелись у скоморохов и многих деревенских
музыкантов-самоучек. Музыкальные погремушки были очень похожи на
погремушки малышей, вот только своим размерами они были гораздо больше.
А делали их также из тонких деревянных дощечек или бересты, и внутрь
насыпали сухой горох. Берестяную погремушку, которую часто называли
«шаркунок», плели из плотной бересты так, чтобы она напоминала ребристую
шишку, которую удобно было бы держать в руке.
Музыкальный инструмент медведя
Бубен — очень древний музыкальный инструмент. На Руси бубен
непременно имелся у каждого потешника-скомороха, который в бубен
колотил на праздниках при княжеском дворе и во время народных хороводных
плясок. Кожа у бубна, обычно телячья или ослиная, была натянута на обод
только с одной стороны. По окружности обода крепились бубенцы или
маленькие металлические тарелочки.
Бьют в бубен пальцами, ладонью и кулаком. Иногда ударяют бубном
себя по локтю, колену или даже по голове. Короткий звук удара перекликается
с веселым перезвоном тарелочек.
Известный номер медвежьей комедии, когда с бубном пляшет ученый
медведь, имеет очень давнее происхождение. Ученых медведей на Руси
водили сначала скоморохи, позже дрессировщики-вожаки.
Такие медвежьи номера назывались медвежьей потехой или медвежьей
комедией. Посмотреть на представление медвежьей комедии сбегались
буквально все дети и взрослые, кто только мог ходить. В русских деревнях и
городах эта потеха была одной из самых любимых народных забав.
Когда-то в лесах России поймать молодого медведя было не так уж
сложно. Пойманному медведю подпиливали когти, зубы и учили разным
штукам: ходить на задних лапах, кланяться зрителям, маршировать по-
36
солдатски, бороться с хозяином и обязательно обучали танцевать с бубном в
лапах. Так что бубен исстари является любимым музыкальным инструментом
всех медведей, на котором они лучше всего умеют «играть». Представления с
ученым медведем проводилось в России вплоть до начала XX века.
Проверочная работа
Народный костюм:
девушки_________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
37
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
юноши_____________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
музыкальные
инструменты________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Как ты понимаешь понятие
«распоясался»_______________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Допиши, какие еще русские музыкальные инструмент ты знаешь:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
38
На зимние каникулы детям выдаём задание на дом разукрасить
национальные костюмы народов(см. Приложение №2), которые мы не
изучали, а также ознакомиться с их традициями.
Ансамбль Игоря Александровича Моисеева
В 1935 году в марте в Москве был открыт Театр народного творчества,
который дал возможность, приобщится к хореографическому искусству и
стать танцорами многим людям. Осенью 1936г. состоялся первый фестиваль
народного танца, а в феврале 1937 года был организован АНСАМБЛЬ
НАРОДНОГО ТАНЦА под руководством ИГОРЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА
МОИСЕЕВА (рис. 29).
Рис.29 Ансмбль И.А. Моисеева
39
Спустя год, в 1938 году, была создана танцевальная группа при
Государственном русском народном хоре им. М Е Пятницкого.
С 1937 года, с момента организации Ансамбля народного танца, весь
свой талант, все свои творческие возможности И. Моисеев отдает работе с
этим коллективом. Он обновляет старые танцы, ставит новые. Много
внимания балетмейстер уделяет изучению хореографического искусства
народов нашей страны и народов мира. Балетмейстер ставит не только
отдельные танцы, концертные миниатюры, но и фольклорные циклы,
танцевальные
сюиты.
В
них
своеобразная
народная
хореография
накладывается на академическую основу танца, сливается с ней. Многие
композиции Моисеева вошли в золотой фонд классического наследия
народно-сценической хореографии.
ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ МОИСЕЕВ — воспитанник Московской
балетной школы (рис.30), ученик выдающихся корифеев классического танца
Александра Горского и Леонида Жукова, партнер великой Екатерины Гельцер,
хореограф, осуществивший в разные годы в Большом театре постановку таких
масштабных спектаклей, как «Футболист» (1930), «Саламбо» (1932), «Три
толстяка» (1935), «Спартак» (1958).
Рс. 30 Игорь Александрович Моисеев
Просмотр видео материала репертуара ансамбля И.А. Моисеева.
40
Контрольная работа за II четверть
1. Впиши в схему нужное слово: ритм, костюм, движения, _________________
2. Набор движений и рисунков, исполняемых под музыку в специальных
костюмах это — ________________________
3. С помощью «_______________» исполнители классических танцев востока
ведут друг с другом диалог.
4. Соедини стрелкой правильную формулировку с термином:
5. Какие три основных вида танца ты знаешь:
—
___________________________
—
___________________________
—
___________________________
41
6. Самый знаменитый ансамбль народного танца, который назван в честь
своего руководителя:_____________________________________________
7. Древнейший вид искусства, великая кладовая не только ритмов, движений,
музыки, традиций, но и истории того или иного народа это-
__________________________________________________________________
8. Какие темы затрагивает народный танец:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Перечислить. Какие предметы могут использовать исполнители народного
танца:______________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
10. Чем отличается народный танец народов севера от танца народов востока:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
11. Подчеркни: прямой линией — мужскую одежду, волнистой — женскую
одежду
Исподняя рубаха, летник, опашень, сарафан, кафтан, плахта, поршни,
кичка
рогатая, тафья, косоворотка, порты, «красная» рубаха, пояс, онучи,
телогрея,
армяк, кокошник, колпак, понева, лапти, сапоги.
12. Все существовавшие кафтаны различались по своему назначению.
Перечисли некоторые из них:
—
___________________________
—
___________________________
—
___________________________
42
—
___________________________
13. Назови «самый первый» музыкальный инструмент:
_____________________
14. Перечисли русские народные инструменты:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
15. Музыкальный инструмент медведя. Вычеркни не правильный ответ:
Барабанка, гитара, ксилофон, арфа, рожок, бубен, скрипка, саксофон.
Домашнее задание: нарисовать стрелочки (схема 2)
43
Схема 2 Виды танца
44
Продолжение схемы 2
45
Народный танец:
Хоровод
Пляска
Кадриль
Пляска
Основными средствами пляски являются движения. Темп пляски очень
быстрый, с постепенным ускорением.
Костюм
для пляски укороченный.
Головной убор легкий и небольшой. Характер движений в плясках веселый,
задорный, резкий, энергичный, бодрый.
Домашнее задание: нарисовать стрелочки (схема 3)
Схема 3 Виды «пляски»
46
Массовая пляска (смешанная)
Ее исполняют больше 8 человек. Темп этой пляски очень быстрый. Он
постоянно ускоряется. Это самая быстрая из всех видов плясок. Возраст
участников не ограничен. В нее включаются: одиночная, парная пляска,
перепляс, ансамблевая. Массовая пляска вышла из хоровода.
ХЛОПУШКИ
Ритмическое сопровождение ударов в ладони, по корпусу, ногам
характерно для русских народных танцев. Ударный звуковой аккомпанемент:
бубен, трещотка, колотушка, рубель, битье в ладоши — всегда был характерен
для русской пляски.
Со временем хлопки в ладони и различные хлопушки достигли
виртуозного характера и из аккомпанемента превратились в существенную
часть самой пляски, главным образом мужской.
Хлопушки являются одним из основных и очень распространенных
элементов русского народного танца. Исполняются ритмически четко,
свободно, на различной высоте: внизу, перед грудью, над головой, за спиной
или сбоку на уровне плеча. Хлопки состоят из различного количества и
разнообразных сочетаний из хлопков и ударов. Хлопок делается ладонью
одной руки о ладонь другой, удар ладонью по голенищу, бедру, подошве и т.д.
Удары ладонями и хлопками могут происходить одновременно с ударами ног
или поочередно: по бедрам, по плечам, по голенищам, по груди, спине, по
подошвам ног (перед собой или сзади), по полу в наклоне или присядке.
Удары ладонями могут быть произведены и самой ладонью, и тыльной ее
стороной, по направлению «к себе» и «от себя». Хлопушки могут сочетаться с
любыми
ритмическими
движениями,
переступаниями,
дробушками,
присядками, вращениями, прыжками. Многообразие хлопушек по формам и
ритмам велико и зависит от фантазии сочинителей, а также образа танца, в
котором они имеют место. Удары и хлопки могут быть «фиксирующими», но
ритм ударов рук и ног всегда должен быть четким и слышимым, отсюда
ладонь крепкой и напряженной. При исполнении хлопушек локти отведены от
корпуса, после удара или хлопа руки быстро и широко разводятся в стороны,
локти к корпусу не прикасаются.
Варианты «хлопушек»:
—
хлопушки в ладони согнутыми в локтях руками перед собой, справа
или слева;
—
хлопушки в ладони вытянутыми в локтях руками спереди и сзади,
вверху и внизу;
—
скользящие хлопки в ладоши перед собой сверху вниз, справа или
слева;
—
удары по голенищу сапога – «к себе» и «от себя»;
—
удары по носку сапога;
—
хлопушки — одинарные удары ладонями по бедру в сочетании с
переступаниями или перескоками;
47
—
одинарные удары ладонями по подошве сапога;
—
комбинированные удары ладонями по бедру, голенищу сапога и
подошвам ног;
—
двойные удары ладонями по бедру с шагом, с подскоком, с
продвижением вперед, с концовкой — ударом ноги об пол;
—
тройные хлопки и удары.
На уроке пробуем некоторые варианты «хлопушек».
48
Проверочная работа
1. Народный танец делится на виды:
—
___________________________
—
___________________________
—
___________________________
2. Основными средствами пляски являются ______________________________
___________________________________________________________________
3. Какой костюм используют для плясок, и почему?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_______________________________________________________________
4.В каком темпе исполняется пляска? ___________________________________
5. Какой характер движения в пляске?___________________________________
6. Какой вид танца исполняется в туфлях и сапогах?_______________________
7. Пляска, в которой участвуют более 8 человек.__________________________
8. Ударный звуковой аккомпанемент: битьё в ладоши — превратился в
самостоятельное движение, которое называется __________________________
9. Нарисуй схему ПЛЯСКА.
49
Хороводная пляска
Хороводная пляска относится к массовым пляскам. Также ее можно
назвать плясовой хоровод. Самая главная отличительная особенность этой
пляски — это то, что исполнители всегда находятся рядом друг с другом и
держатся за руки, за платочки, за талию, за пояс, за плечи…
ВЕРЕВОЧКА
Движение «веревочка», имитирующее завивание веревочки, широко
распространено во многих русских народных танцах. Это движение носит
своеобразный характер, исполняется в различных вариантах и сочетаниях, но
основной прием один — это подъем одной ноги вдоль другой спереди и
перевод ее по опорной ноге назад».
«Веревочка» исполняется в определенной манере свойственной тому
или иному танцу. Она может, исполнятся мягко с переступанием в лирических
танцах Воронежской, Орловской, Белгородской, омской и других областей
России, как юношами, так и девушками.
Это движение первоначально разучивается у станка как упражнение
«подготовка к веревочке» оно способствует развитию силы ног, подвижности
в коленном, голеностопном, тазобедренном суставах, укрепляет икроножные
мышцы и мышцы бедра, а в сочетании с движениями рук, корпуса и головы
развивает координацию.
Варианты «веревочки»:
—
простая или одинарная «веревочка» является основой других видов
«веревочек» с различными их усложнениями и вариантами;
—
если движение исполняется без подскока на опорной ноге, то его
называют «косичка»;
—
в различных танцах движение может исполняться как на всей стопе,
так и на полупальцах;
—
с мягким переступанием и поднятием корпуса вверх;
—
с подскоком на месте и в повороте;
—
с продвижением вперед, назад и в сторону;
—
с переводом работающей ноги вперед;
—
с двойным ударом работающей ноги полупальцами при опускании;
—
с двойным, тройным, пятерным переступанием ног после опускания
работающей ноги;
—
с переступанием на каблук работающей ноги (вперед, в сторону или
назад);
—
с переступанием в повороте;
—
с выбиванием опорной ноги на 45 или 90 градусов в сторону или
вперед;
—
с различными видами прыжков, притопов, дробей, «ковырялочек» и
другими элементами танца.
50
«Веревочку» сопровождают различные варианты движений рук в
зависимости от характера музыки и образа танца.
Пробуем на уроке варианты «веревочки»
Просмотр видео материала ансамбль П.Вирского
51
Парная пляска
Парные русские пляски возникли и развивались из очень древних
свадебных обрядов России. Зачастую это свадебные пляски, которые
исполнялись молодыми на второй день свадьбы. Самая спокойная из всех
видов плясок. В конце танца девушка могла подарить парню платок или кисет.
Танец двух характеров. Содержание парной пляски — как бы сердечный
разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в
парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: передается
равность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень
лиричны.
КОВЫРЯЛОЧКА
Составной частью большего числа танцевальных комбинаций является
движение
русского
народного
танца
«ковырялочка».
Игриво-образное
название этого движения подсказывает его пластику. По своему исполнению
«ковырялочка» может быть как сложной и техничной, так и простой.
Многочисленные
сочетания
этого
движения
позволяют
исполнителям
создавать яркий художественный образ.
Как любое движение русского народного танца в чистом виде или в
различных обработках, окрасках «ковырялочку» можно назвать коленом.
Талантливый исполнитель не только украшает движения, комбинирует его, но
часто сочиняет новое оригинальное, придумывает своеобразные жесты,
присущие только ему одному, передающие только его настроение.
В основу обучения положен метод освоения техники исполнения
движения «от простого к сложному» в неразрывной связи с той особенной
манерой и характером, которые делают элемент танца истинно национальным.
Вне манеры нет движения русского танца.
Варианты «кавырялочки»:
—
с подскоком на опорной ноге;
—
с подскоком на опорной ноге и двойной «ковырялочкой» правой
ногой;
—
с перескоком после «ковырялочки» на другую ногу и выполнением с
другой ноги;
—
с поворотом на ¼, на ½ вокруг себя;
—
в сочетании с «моталочкой»;
—
в сочетании с «веревочкой»;
—
в сочетании с «гармошкой», «елочкой»;
—
с различными переступаниями и упаданиями;
—
с дробушками, с хлопушками;
—
с наклонами корпуса к работающей ноге и от нее;
—
с изменением ритма и темпа внутри движения;
52
—
с прыжком;
—
в сочетании с «качалочкой»;
—
в сочетании с «голубцом»;
—
в мужском исполнении — на присядке и т.п.
Пробуем на уроке варианты «ковырялочки».
53
Одиночная (сольная) пляска
Одиночная пляска возникла из массового пляса. Исполняли одиночную
пляску обычно в избах на вечерках. Суровый климат Сибири оказал большое
влияние не только на манеру исполнения, но и на композиционную структуру
танцев. Долгая зима, короткое лето с огромным количеством мошкары мало
способствовали проведению досуга на открытой местности. Поэтому возникли
«маленькие» сибирские хороводы, которые можно было водить в избе. Еще
одной причиной было малое количество дворов в сибирских деревнях. Отсюда
широкое распространение получили такие виды плясок, как одиночная,
парная, перепляс, групповые пляски («Пятера», «Шестера», «Четверка») с
небольшим количеством участников. В более позднее время появились
кадриль и полька.
Плясуны готовились заранее, показывали свою «выходку» — т.е манеру
исполнения или «коленца» — движения.
Русская мужская пляска характеризуется широтой, размахом, силой,
удалью, виртуозностью, ловкостью, вниманием и уважением к партнерше, а
женская пляска отличается, как правило, плавностью, благородством и
задушевностью.
МОТАЛОЧКИ
Основу движения «моталочка» составляет «мотание», «болтание»,
«шарканье» одной или различными ногами вперед-назад, от себя к себе, из
стороны в сторону.
Движения ногой по принципу маятника встречаются двух видов:
продольные, исполняемые одной ногой или с двух ног назад-вперед или
поперечные, исполняемые влево-вправо с подскоком на опорной ноге. Броски
ногой могут быть низкие, средние, высокие в зависимости от характера
исполнения танца. Движение «маятник» характерно для мужского танца, во
время его исполнения юноши высоко поднимают ноги слева-направо, корпус
вместе с ногами также может качаться.
«Моталочка» может иметь различные варианты:
—
исполняться одной ногой по VI позиции с «промахом» назад-вперед;
—
может делаться по VI позиции с перескоком с одной ноги на другую,
как бы подбивая работающей ногой опорную;
—
работающая нога может исполнять замах кругообразно (рондом);
—
исполняться с подскоком на опорной ноге и перескоком на
работающую ногу;
—
с подведением рабочей ноги к щиколотке опорной накрест;
—
со сгибанием рабочей ноги в колене выворотно и невыворотно, с
проскальзыванием подушечки стопы по полу;
—
с синкопированными мазками-ударами;
54
—
«моталочка» хорошо комбинируется с притопами, хлопушками,
дробями,
«ковырялочками»,
различными
поворотами
и
вращениями,
присядками и т.п.
Руки во время исполнения могут быть самыми разнообразными.
Пробуем на уроке варианты «моталочки».
55
Кроссворд №1
1.
Народный танец делится на жанры: хоровод, пляска, ……
2.
Без подскока на опорной ноге, это движение называют косичка.
3.
Ударный звуковой аккомпанемент: битье в ладоши — превратился
в самостоятельное движение ……….
4.
Основными, выразительными средствами игровых хороводов
являются игра, образ или ………
5.
Как называется вид пляски, в которой участвуют двое мужчин?
6.
Какой вид танца исполняется в туфлях и в сапогах?
7.
Как называется вид народной пляски, в которой участвует один
исполнитель?
8.
В каком жанре народного танца основным выразительным
средством является движение?
9. ключевое слово по горизонтали: основным выразительным средством
пляски являются …..
3
2
5
1
4 С
7
8
Ю
9
Ж
6
Е
Т
56
Контрольная работа за III четверть
1. Народный танец делится на виды:
- ___________________________
- ___________________________
- ___________________________
2. Основными средствами пляски являются ______________________________
___________________________________________________________________
3. Какой костюм используют для плясок, и почему?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4.В каком темпе исполняется пляска?___________________________________
5. Какой характер движения в пляске?___________________________________
6. Какой вид танца исполняется в туфлях и сапогах?_______________________
7. Пляска, в которой участвуют более 8 человек.__________________________
8. Ударный звуковой аккомпанемент: битьё в ладоши — превратился в
самостоятельное
движение,
которое
называется
_______________________________________________________________
9.
Напиши
самую
главную
особенность
хороводной
пляски
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
10. Как называется вид народной пляски, в которой участвует один
исполнитель?________________________________________________________
11. Как называется пляска «танец двух характеров»_____________________
Напиши, какие это характеры:
—
____________________________________________________________
—
____________________________________________________________
57
12.Без подскока на опорной ноге, это движение называют косичка.
Что это за движение?______________________________________________
Ансамблевая пляска
Участвуют от 2 до 8 человек.
Урок построен на видео материале концерта ансамбля «Березка».
А также фото материалы:
58
Перепляс (мужской или женский)
Танец -состязание, соревнование. Вначале был только мужским, позже в
нем стали участвовать женщины. Его исполняют два человека. Относится к
ансамблевой пляске. К нему готовились заранее, репетировали «коленца».
Перепляс
рассматривается
народом
как
поединок
и
исполняется
с
соблюдением нарочитой серьезности. Шуточные частушки , которые поет в
это
время
хор,
стремятся
рассмешить
пляшущих.
Если
исполнители
засмеялись, то они выходят из круга. Виртуозность мужской пляски достигает
здесь очень высокого уровня; вся пляска требует большого мастерства и
изобразительности.
ДРОБНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Дроби — один из самых распространенных элементов русского
народного танца. Дроби исполняются и в мужских, и в женских танцах. В них
выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят
тонкую музыкальность исполнителя, его характер. По исполнению дроби
могут быть громкими или тихими, но всегда четкими по ритму. Чем мельче
удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее
исполнение, тем интереснее дробь. Красота исполнения дробей в их легкости.
Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Этому способствовало
ритмическое богатство русских народных мастеров танца.
Дробь состоит из сильных и резких ударов ногами об пол полной
стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в
различных
комбинациях
и
ритмических
рисунках.
Они
могут
быть
одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными
59
— два удара одной ногой и даже тройными — по три удара одной ногой. Все
удары могут исполняться на каждую четверть, восьмую, шестнадцатую и даже
тридцать вторую долю такта.
В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у
мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко. Дроби легко
комбинируются со всеми элементами русского танца.
Каждая пляска может иметь свои неповторимые, оригинальные дроби,
которые присущи той или иной местности, краю, селу. Часто про дробь можно
услышать такие выражения: «рассыпал горохом», «дробь горохом». В народе
дробь называют «топотухой», «дробью – пристуком», «топотушки» и т.д.
ВРАЩЕНИЯ
Многократные повороты исполнителей в русских танцах называют
вращениями. Вращения в танцевальной технике имеют свои технические
особенности и методику. Они изучаются отдельно, но позднее включаются в
различные комбинации с другими элементами танца. Вращения отличаются от
поворотов, разворотов, кружений, круток, вращений тем, что исполняются
чаще всего на одной ноге. Вращения делаются на вытянутой опорной ноге, на
полуприседании,
глубоком
приседании,
в
прыжках
и
на
подскоках.
Количество вращений зависит от техники исполнителя и не ограничено число
поворотов.
Вращения выполняются отдельно юношами и девушками или в паре
(парные вращения). В основе любого вращения одно–два движения или
небольшая комбинация. От этого зависит темп и динамика поворотов.
Вращения можно исполнять на месте и с продвижением: на подскоках, беге,
на полупальцах, в дробных и других движениях. При вращении должно
сохраняться поступательное движение, необходимое для выполнения каждого
последующего поворота. При исполнении
вращений необходимо уметь
«держать спину», т.е. не распускать мышцы спины, не сутулиться, не
поднимать плечи, не отклоняться от оси вращения; необходимо «держать
точку»,
т.е.
быстро
и
четко
поворачивать
голову
в
первоначальном
направлении и не «блуждать взглядом» во время движения. За основу техники
вращения в русском сценическом танце берется техника классического танца.
Просмотр
видео
материала,
содержащего
дробные
движения
и
вращения.
60
Групповая традиционная пляска
В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав
ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет
установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в
некоторые
групповые
пляски
вошли
одиночная
или
парная
пляска,
используется импровизация.
Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и
мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по
парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам,
сюжету и содержанию. Она всегда имеет точное место рождения и бытования.
Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы
построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые:
исполняются против часовой стрелки. Групповая пляска продолжает жить и
сейчас как в народе, так и на сцене.
Различные формы и построения в групповой пляске должны быть
срепетированы и четко отработаны исполнителями. В некоторых случаях
групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто-либо из
участников отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека
взамен отсутствующего бывает трудно — он может перепутать весь рисунок
пляски.
Несмотря
на
обязательное
выполнение
общего
рисунка
пляски,
различных переходов, создание образа и т.д., групповые пляски дают
исполнителям возможность показать также и свое индивидуально мастерство.
61
В групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но в меньшей
степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.
Кроссворд №2
по горизонтали:
1.
Как называется вид пляски, в которой участвуют двое мужчин?
2.
Пляска, в которой участвуют от 2 до 8 человек.
3.
Основным выразительным средством пляски являются …..
4.
Как называется вид народной пляски, в которой участвует один
исполнитель?
5.
Основу
этого
движения
составляет
«мотание»,
«болтание»,
«шарканье» одной или различными ногами вперед-назад, от себя-к себе, из
стороны-в сторону. Как называется движение?
6.
Данная пляска имеет установленное построение, всегда имеет точное
место рождения и бытования. Каждая местность имеет свои традиционные
темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. О какой
пляске идет речь?
7.
ключевое слово по вертикали
: В каком жанре народного танца
основным выразительным средством является движение?
1
7
2
3
4
62
5
6
Обобщение тем за год
1. Что такое танец. Виды танца
2. Танец-сама жизнь
3. Выразительные средства танца
4. Классический танец Востока
5. Народная кладовая. Древнейшие танцы
6 Отличительные черты танца народов мира
7. Костюм. Музыкальные инструменты
8. Ансамбль И. Моисеева
9. Пляска
10. Основные средства пляски
11. Массовая пляска
12. Проверочная работа
13. Хороводная пляска
14. Парная пляска
15. Одиночная пляска
16. Ансамблевая пляска
17. Перепляс
18. Групповая традиционная пляска
63
Годовая контрольная работа
I вариант
1.Впиши в схему нужное слово:
ритм – костюм – движение
—
________________
2.Набор движений и рисунков, исполняемых под музыку в специальных
костюмах это — ________________________
3. С помощью «_______________
» исполнители классических танцев
востока ведут друг с другом диалог.
4. Соедини стрелкой правильную формулировку с термином:
5. Какие три основных вида танца ты знаешь:
—
___________________________
64
—
___________________________
—
___________________________
6. Какие темы затрагивает народный танец:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
7. Древнейший вид искусства, великая кладовая не только ритмов,
движений, музыки, традиций, но и истории того или иного народа это —
__________________________________________________________________
8. Перечислить. Какие предметы могут использовать исполнители
народного танца:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________
9. Чем отличается народный танец народов севера от танца народов
востока:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_______________________________________________________________
10. Подчеркни: прямой линией — мужскую одежду, волнистой —
женскую одежду
Исподняя рубаха, летник, опашень, сарафан, кафтан, плахта, поршни,
кичка
рогатая, тафья, косоворотка, порты, «красная» рубаха, пояс, онучи,
телогрея,
армяк, кокошник, колпак, понева, лапти, сапоги.
11. Назови «самый первый» музыкальный инструмент:
________________________________________________________________
65
12. Музыкальный инструмент медведя. Вычеркни не правильный ответ:
Барабанка, гитара, ксилофон, арфа, рожок, бубен, скрипка, саксофон.
13. Народный танец делится на виды:
—
______________________
—
______________________
—
______________________
14. Основными средствами пляски являются:
_________________________________________________________________
15. Напиши самую главную особенность хороводной пляски
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_______________________________________________________________
16. Какой вид танца исполняется в туфлях и в сапогах?
__________________________________________________________________
17. Как называется вид народной пляски, в которой участвует один
исполнитель?
_________________________________________________________________
18. Какой характер движения в пляске?
_________________________________________________________________
19.Как называется пляска «танец двух характеров»___________________
Напиши, какие это характеры:
—
____________________________________________________________
—
____________________________________________________________
20.Напиши движения, которые используются в пляске:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
21. Про это движение говорят «рассыпал горохом». Как называется это
движение? _________________________________________________________
66
22.Нарисуй схему ПЛЯСКА.
Годовая контрольная работа
II вариант.
1.Впиши в схему нужное слово:
ритм – костюм – движения
—
________________
2.Набор движений и рисунков, исполняемых под музыку в специальных
костюмах это — ________________________
3. С помощью «_______________
» исполнители классических танцев
востока ведут друг с другом диалог.
4. Соедини стрелкой правильную формулировку с термином:
5. Какие три основных вида танца ты знаешь:
—
___________________________
67
—
___________________________
—
___________________________
6. Самый знаменитый ансамбль народного танца, который назван в честь
своего руководителя:
________________________________________________________________
7. Древнейший вид искусства, великая кладовая не только ритмов,
движений, музыки, традиций, но и истории того или иного народа это —
__________________________________________________________________
8. Чем отличается народный русский танец севера от танца народов
цыган:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
9. Все существовавшие кафтаны различались по своему назначению.
Перечисли некоторые из них:
—
___________________________
—
___________________________
—
___________________________
—
___________________________
10. Перечисли русские народные инструменты:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_______________________________________________________________
11.Народный танец делится на виды:
—
______________________
—
______________________
—
______________________
12. Какой костюм используют для плясок, и почему?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
68
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
13. Как называется вид пляски, в которой участвуют двое мужчин?
________________________________________________________________
14.Какой вид танца исполняется в туфлях и в сапогах?
________________________________________________________________
15.Пляска, в которой участвуют от 2х до 8ми человек:
________________________________________________________________
16. Пляска, в которой участвуют более 8 человек:
________________________________________________________________
17. Этот танец относится к ансамблевой пляске, раньше его исполняли
только мужчины, к нему готовились заранее, репетировали коленца. Танец
имеет характер соревнования, состязания. Как называется этот танец?
________________________________________________________________
18.Напиши движения, которые используются в пляске:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
19.Ударный звуковой аккомпанемент: битье в ладоши — превратился в
самостоятельное движение, которое называется
_________________________________________________________________
20.Без подскока на опорной ноге, это движение называют косичка.
Что это за движение?_______ __________________________________________
21.Нарисуй схему ПЛЯСКА:
69
Заключение
В
данной
работе
авторами
предложена
методика
преподавания
дисциплины
история хореографического искусства, истоки становления
народного танца, виды танца и его классификация.
После изучения материала детьми с помощью приемов показанных в
разработке, можно утверждать, что детям интересно погружаться в тему,
разукрашивая картинки, играя в игры, просматривая видео ролики, разгадывая
кроссворды, просматривая карточки с иллюстрациями русских народных
сказок. Кроме того, авторы дают ученикам самостоятельную работу на дом,
например к приложению 3 подготовить реферат по одной из сказок, или
пересказать
содержание
сказки
или
стихотворения,
на
усмотрение
преподавателя. Как показала практика, дети очень любят составлять сами
кроссворды, на примере приложения 5, материал в таком случае усваивается и
запоминается легко. В данной методической работе нет ничего лишнего,
затронуты главные темы в развитии народного танца.
Авторы методических материалов на уроках с учащимися изучили
историю народного танца с самых истоков. У детей сформировалось
представление о развитии хореографии, её становлении, «фундаменте».
Ученики сами задают вопросы, проявляя интерес к изучаемым темам. По
результатам контрольных работ можно сказать, что успеваемость по предмету
«история хореографического искусства» 100%,
качество знаний 100%,
обученность 85%, и средний балл 4.58. А это значит, что цель данного курса
достигнута, и задачи выполнены.
70
Еще один из методов изложения материала такой — темы выдаются
учащимся на руки в виде листов А4, все листы хранятся у детей в папках с
вложенными файлами в хронологическом порядке, как представлено в работе
выше. Это очень удобно и помогает преподавателю более рационально
использовать учебное время. Ученикам всё понятно, так как текст напечатан и
нет ошибок и помарок. Практическое использование методической разработки
позволяет педагогу повысить качество проведения занятий. Как показал опыт,
такие методы изложения материала оказались полезными как для детей, так и
для преподавателей. Мы предлагаем данную разработку, как «остав» истории
возникновения танца, а преподаватели других школ могут взять эту
разработку за основу, добавляя свои методы и приёмы.
Список используемой литературы:
1. Андрианова-Голицина И. А. Я познаю мир: Театр: Дет. Энцикл./
Худож. А.А. Румянцев, Ю.А. Станишевский. – М.:ООО «Издательство АСТ»:
ООО «Издательство Астрель», 2002. – 445 .: ил.
2. Бахрушин Ю.А. История русского балета. Издательство «Советская
Россия» Москва 1965
3. Васильева Т. К. Секрет танца / – Спб.: ТОО «Диамант», ООО
«Золотой век», 1997.
—
480 с4. Дедова Е. В., Кардашук А. В., Чудакова Н. В. Я
познаю мир: Дет. Энцикл.: Культура/ Худож. Под общ. Ред. О. Г. Хини.
—
М.:
ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 480 с.
5. Истомин С.В., Соколов Г. Н. Я познаю мир. Русский народ: традиции
и обычаи: энцикл./худож.
—
М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 383 [1] c.:
ил.
6. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика
преподавания:
Учебное
пособие.
–
Спб.:
«Издательство
ПЛАНЕТА
МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010 – 256 с.- (Учебники для вузов.
Специальная литература).
7. Худеков С.Н. Иллюстрированная история танца – М.: Эксмо, 2009. –
228с.: ил.
8. Хэрольд Р. Костюмы народов мира. Иллюстрированная энциклопедия.
М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 240с., илл.
71
9. История мировой культуры, справочник школьника. Филологическое
общество «СЛОВО» Компания «КЛЮЧ-С» АСТ Центр гуманитарных наук
при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва 1996.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
БОЛИВИЙСКИЙ ТАНЕЦ
72
ФРАНЦУЗСКИЙ ТАНЕЦ
73
ГРЕЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
74
МЕКСИКАНСКИЙ ТАНЕЦ
75
ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ
76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игра «крокодил»
77
1. Для игры требуется как минимум 4 человека. Игроки делятся на две
команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда
загадывает какое-нибудь слово, например, "ученик". Затем они вызывают
одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему это
загаданное слово. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это слово для
своей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать
загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Например: ты
показываешь школу? На что игрок может отвечать кивком головы, но не
должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды
меняются ролями.
2. Играют две команды. Команды загадывают слова, обязательно имена
существительные, и выбирают по одному Водящему. Команда, которая первой
придумает слово, начинает игру. Ведущему команды противника сообщается
загаданное слово, и он должен, используя только жесты и мимику, показать
слово так, чтобы его команда догадалась, какое слово было загадано. Затем
команды меняются ролями.
3. две команды, противоположная команда загадывает слово, часть
игроков пытается изобразить его пантомимой, вторая часть — угадать. Если
отгадывают, меняются ролями.
4. ну в эту игру уж точно все играли так что правила не пишу
полностью, а просто напомню, что один человек без слов должен жестами
показать другим загаданную кем-то фразу они должны угадать...можно на
команды делить...
Цель игры: Показать при помощи жестов слово окружающим. Правила:
Играющие садятся в качестве зрителей перед ведущим (объясняющим). Он
получил от одного из игроков свое слово и теперь должен его показать
окружающим используя только свои способности общаться при помощи
жестов и мимики, также желательно привлечь и актерские способности.
Главное не издавать никаких звуков и не пользоваться подручными
предметами.
Загадавший
слово
не
имеет
право
наводить
других
на
правильную мысль. Ведущий в процессе игры показывает либо действия, либо
предметы, играющие же зрители должны непрерывно и внимательно слушать
и высказывать свои предположения. Ведущий же знаками показывает
насколько они близки к истине. Если дело совсем зашло в тупик, разрешается
показывать слово по частям или по слуху (т.е. показывать созвучные, но более
легкие слова), при этом заранее оговоренными знаками указав способ
объяснения. Угадавший слово игрок теперь сам становится на место ведущего,
а ведущий должен придумать ему слово. Примечания: Очень занимательная
игра, развеселит кого угодно. Развивает актерские способности, а конкретно
мимику и жесты. Учит понимать людей с полуслова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
78
79
80
81
82
83