Автор: Выборнова Анастасия Станиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №8"
Населённый пункт: г.Энгельс
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №8»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Статья
"Организация опытно-экспериментальной деятельности
дошкольников".
Воспитатель: Выборнова А.С
Ученые выделяют деятельность экспериментирования как
ведущую
деятельность
дошкольного
возраста:
"Детское
экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в
период, дошкольного развития ребенка".
Экспериментирование
пронизывает
все
сферы
детской
деятельности: занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по
себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к
различного
рода
исследовательской
деятельности
-
к
экспериментированию. Опыты помогают развивать мышления,
логику, творчества ребенка, позволяют наглядно показать связи
между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на
вопросы "как?" и "почему?". Элементарные опыты, эксперименты
помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином
предмете.
Эта
деятельность
направлена
на
реальное
преобразование вещей в ходе которого дошкольник познает их
свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.
Знания, полученные во время проведения опыта, запоминаются
надолго.
Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного
возраста предлагает решения следующих задач:
1. Формирование у дошкольников диалектического мышления.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном
виде с помощью наглядных средств (эталонов, моделей).
Содержание
опытно-экспериментальной
деятельности
реализуется в следующих видах деятельности:
1) Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе
организации
различных
видов
детской
деятельности
(игровой, коммуникативной, НОД, трудовой, познавательно-
исследовательской,
продуктивной,
музыкально-
художественной).
Непосредственно
образовательная
деятельность
(НОД)
познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной,
поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым
содержанием
задачи
познавательного
развития
и
усилить
развивающий эффект. НОД под названием «Удивительное –
рядом», непродолжительна по времени и проводится в первой
половине дня. Она способствуют расширению и углублению
ранее полученных знаний.
2) Образовательная деятельность, осуществляемая
в
ходе
режимных моментов;
Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию
детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель
опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход
знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей,
отражаются
в
дальнейших
беседах.
Дети
с
увлечением
рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось,
анализируют
полученные
данные.
Это
положительно
сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать
сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя –
подготовить
ключевые
вопросы,
запускающие
и
поддерживающие активность воспитанников. Окончательный
вывод формулирует воспитатель.
В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей
большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети
познают не только внешние параметры объектов природы
(окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные
навыки,
направленные
на
познание
или
практическое
преобразование природы (труд по уходу за растениями и
животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе
наблюдений).
Во время проведения экскурсий и целевых прогулок
происходит ознакомление с многообразием органического мира,
проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в
разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности.
Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут
постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и
неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и
животных, а у них появляется возможность экспериментировать
в естественных условиях.
3) Взаимодействие с семьями детей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную
задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с
семьей
и
полного
взаимопонимания
между
родителями
и
педагогом.
Главными задачами во взаимодействии с родителями можно
считать:
– необходимость устанавливать партнёрские отношения с семьёй
каждого воспитанника и объединять усилия для развития и
воспитания детей;
– создавать атмосферу общности интересов;
– активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
– формирование у родителей ответственного отношения за природу
родного края через воспитание ребенка.
Эксперименты можно классифицировать по разным
принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте
2. По месту проведения опытов
3. По количеству детей
4. По причине их проведения
5. По характеру включения в педагогический процесс
6. По продолжительности
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом
8. По месту в цикле
9. По характеру мыслительных операций
10. По характеру познавательной деятельности детей
11. По способу применения в аудитории.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной
деятельности в детском саду является организация развивающей
среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка
уже с первых минут его жизни. Основными требованиями,
предъявляемыми к среде как развивающему средству, является
обеспечение
развития
активной
самостоятельной
детской
деятельности.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория,
центр науки) должны быть выделены:
1) Место для постоянной выставки, где размещают музей,
различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины,
камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) Место для приборов.
3) Место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) Место для проведения опытов
5) Место для неструктурированных материалов (песок, вода,
опилки, стружка, пенопласт и др.)
Основным оборудованием в уголке являются:
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас,
магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса,
стекло, металл, керамика);
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки,
перья, мох, листья и др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха,
ткани, пластмассы, пробки и др.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная
и др.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и
др.);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки,
шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль,
сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо
учитывать следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-
под
йогуртов,
из-под
мороженого,
пластиковые
бутылочки.
Наглядно
показываю
детям
возможность
вторичного
использования материалов, которые в избытке выбрасываются и
загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный
момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы
–
обозначения.
Можно
использовать
различные
баночки
с
крышками и киндер – сюрпризы.
Для организации самостоятельной детской деятельности могут
быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов.
Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения,
разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования
меняется в соответствии с планом работы
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает
возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях,
впечатлениях,
способствует
воспитанию
любознательного,
самостоятельного,
успешного
ребенка.
При
этом
ребенок
выступает
как
исследователь.
Как
показывает
практика,
приобретенный
в
дошкольном
возрасте
опыт
поисковой,
экспериментальной
деятельности
помогает
дошкольникам
в
дальнейшем успешно развивать творческие способности.