Напоминание

"Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников".


Автор: Выборнова Анастасия Станиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №8"
Населённый пункт: г.Энгельс
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №8»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Статья

"Организация опытно-экспериментальной деятельности

дошкольников".

Воспитатель: Выборнова А.С

Ученые выделяют деятельность экспериментирования как

ведущую

деятельность

дошкольного

возраста:

"Детское

экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в

период, дошкольного развития ребенка".

Экспериментирование

пронизывает

все

сферы

детской

деятельности: занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по

себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к

различного

рода

исследовательской

деятельности

-

к

экспериментированию. Опыты помогают развивать мышления,

логику, творчества ребенка, позволяют наглядно показать связи

между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на

вопросы "как?" и "почему?". Элементарные опыты, эксперименты

помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином

предмете.

Эта

деятельность

направлена

на

реальное

преобразование вещей в ходе которого дошкольник познает их

свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.

Знания, полученные во время проведения опыта, запоминаются

надолго.

Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного

возраста предлагает решения следующих задач:

1. Формирование у дошкольников диалектического мышления.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном

виде с помощью наглядных средств (эталонов, моделей).

Содержание

опытно-экспериментальной

деятельности

реализуется в следующих видах деятельности:

1) Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе

организации

различных

видов

детской

деятельности

(игровой, коммуникативной, НОД, трудовой, познавательно-

исследовательской,

продуктивной,

музыкально-

художественной).

Непосредственно

образовательная

деятельность

(НОД)

познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной,

поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым

содержанием

задачи

познавательного

развития

и

усилить

развивающий эффект. НОД под названием «Удивительное –

рядом», непродолжительна по времени и проводится в первой

половине дня. Она способствуют расширению и углублению

ранее полученных знаний.

2) Образовательная деятельность, осуществляемая

в

ходе

режимных моментов;

Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию

детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель

опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход

знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей,

отражаются

в

дальнейших

беседах.

Дети

с

увлечением

рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось,

анализируют

полученные

данные.

Это

положительно

сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать

сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя –

подготовить

ключевые

вопросы,

запускающие

и

поддерживающие активность воспитанников. Окончательный

вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей

большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети

познают не только внешние параметры объектов природы

(окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные

навыки,

направленные

на

познание

или

практическое

преобразование природы (труд по уходу за растениями и

животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе

наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок

происходит ознакомление с многообразием органического мира,

проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в

разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности.

Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут

постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и

неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и

животных, а у них появляется возможность экспериментировать

в естественных условиях.

3) Взаимодействие с семьями детей.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную

задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с

семьей

и

полного

взаимопонимания

между

родителями

и

педагогом.

Главными задачами во взаимодействии с родителями можно

считать:

– необходимость устанавливать партнёрские отношения с семьёй

каждого воспитанника и объединять усилия для развития и

воспитания детей;

– создавать атмосферу общности интересов;

– активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

– формирование у родителей ответственного отношения за природу

родного края через воспитание ребенка.

Эксперименты можно классифицировать по разным

принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте

2. По месту проведения опытов

3. По количеству детей

4. По причине их проведения

5. По характеру включения в педагогический процесс

6. По продолжительности

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом

8. По месту в цикле

9. По характеру мыслительных операций

10. По характеру познавательной деятельности детей

11. По способу применения в аудитории.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной

деятельности в детском саду является организация развивающей

среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка

уже с первых минут его жизни. Основными требованиями,

предъявляемыми к среде как развивающему средству, является

обеспечение

развития

активной

самостоятельной

детской

деятельности.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория,

центр науки) должны быть выделены:

1) Место для постоянной выставки, где размещают музей,

различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины,

камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) Место для приборов.

3) Место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) Место для проведения опытов

5) Место для неструктурированных материалов (песок, вода,

опилки, стружка, пенопласт и др.)

Основным оборудованием в уголке являются:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас,

магниты;

 разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса,

стекло, металл, керамика);

 природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки,

перья, мох, листья и др.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха,

ткани, пластмассы, пробки и др.;

 разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная

и др.;

 красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и

др.);

 медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки,

шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

 прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль,

сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо

учитывать следующие требования:

 безопасность для жизни и здоровья детей;

 достаточность;

 доступность расположения

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-

под

йогуртов,

из-под

мороженого,

пластиковые

бутылочки.

Наглядно

показываю

детям

возможность

вторичного

использования материалов, которые в избытке выбрасываются и

загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный

момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы

обозначения.

Можно

использовать

различные

баночки

с

крышками и киндер – сюрпризы.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут

быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов.

Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения,

разрешающие и запрещающие знаки.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования

меняется в соответствии с планом работы

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает

возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях,

впечатлениях,

способствует

воспитанию

любознательного,

самостоятельного,

успешного

ребенка.

При

этом

ребенок

выступает

как

исследователь.

Как

показывает

практика,

приобретенный

в

дошкольном

возрасте

опыт

поисковой,

экспериментальной

деятельности

помогает

дошкольникам

в

дальнейшем успешно развивать творческие способности.



В раздел образования