Автор: Абрамова Кристина Антоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Населённый пункт: г.о. Жуковский
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Жизненные навыки" для 1 класса
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
городской округ Жуковский, Московская область
ул. Молодежная, дом 25
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности: "ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ"
для 1"а", 1"б" классов
Педагог-психолог:
Абрамова К.А.
2015 г.
Внеурочная деятельность
«ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ. УРОКИ ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Рабочая программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, на основе курса «Жизненные навыки. Уроки
психологии в 1 классе» под редакцией С.В.Кривцовой. – М.: Генезис 2002.)
1 класс. (1 час в неделю, 33 часа в год).
1. Пояснительная записка
В
содержании
современного
начального
образования
существует
определенный
дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта (эмоциональный
интеллект – способность понимать и усваивать знания о чувствах и с помощью чувств).
Последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их
социальная
компетентность
не
являются
объектами
направленного
развития
в
рамках
школьного
обучения,
так
как
традиционно
считается,
что
место
этим
проблемам
–
в
семейном
воспитании.
В
стабильном
обществе
социальные
и
жизненные
навыки
естественным
образом
транслируются
ребенку
семьей
или
формируются
в
процессе
наблюдения за поведением взрослых. В эпоху социальных перемен, когда традиционные
формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского»
поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с
трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.
Для преодоления этих трудностей на базе психологического центра «Генезис» в 1999-
2001
годах
творческим
коллективом
под
руководством
С.
В.
Кривцовой
была
создана
программа «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе». Она задумана
как поддерживающая и обучающая программа по психологии для первоклассников.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Цель программы – развитие эмоционального интеллекта детей. Это означает, что под
руководством
ведущего-психолога
дети
6-8
лет
в
течение
всего
года,
опираясь
на
собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и
учатся жизненным навыкам.
2
Задачи курса:
-
дать
детям
возможность
пережить
опыт
безусловного
принятия
со
стороны
взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
-
создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и
познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими
эмоциональный интеллект;
-
передать ценности уважительного
и серьезного отношения к своим и чужим
чувствам.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа курса «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» для 1
класса рассчитана на весь учебный год и составляет 33 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в
неделю. Каждая тема занимает время одной учебной четверти. Занятия проводятся в рамках
внеурочного компонента.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержанием
программы
стали
не
высшие
психические
функции
и
не
учебные
умения, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, то есть субъективный мир
человеческой
души.
Новизной
данной
работы
является
не
только
систематическое
следование логике эмоций в содержании занятий, но также использование этой логики как
основы для выбора тем и навыков. В основе программы лежит уважение к субъективному
миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим
чувствам, понимать этот мир.
Данный курс предполагает, что в конце учебного года у первоклассников должны
будут сформироваться психологические новообразования в виде кирпичиков - «умений». Эти
умения
неоднородны.
Одни
из
них
специально
формируются
на
занятиях.
Другие
уже
сформированы
и
являются
предпосылками
для
успешного
усвоения
приведенного
в
сценариях содержания.
3
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета, курса
Личностные
Метапредметные
Предметные
Знать
Иметь целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в
его органичном единстве и
разнообразии природы, народов,
культур и религий;
Уважительно относиться к иному
мнению, истории и культуре других
народов.
Слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность
существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою;
Иметь готовность конструктивно
разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и
сотрудничества;
Уметь понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях
неуспеха.
Освоить начальные формы
познавательной и личностной
рефлексии.
Уметь
Овладеть начальными навыками
адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся
мире;
Развить навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных
ситуаций.
Овладеть логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
Излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и
оценку событий.
Уметь планировать,
контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять
наиболее эффективные способы
достижения результата.
Применять
Самостоятельно нести
ответственность за свои поступки, в
том числе в информационной
деятельности, на основе
представлений о нравственных
нормах, социальной
справедливости и свободе;
Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других
людей.
Определять общие цели и путей ее
достижения;
Принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств
ее осуществления;
Освоить способы решения проблем
творческого и поискового характера.
УУД
Личностные действия
- осознание моральных норм,
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
- умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и
межличностных
отношениях.
4
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом,
— нравственно_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания
(исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный
выбор.
Регулятивные действия
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных
характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к
выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные действия
- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
5
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные результаты
Овладение социальными умениями и навыками:
1.
Умение слушать
2.
Умение начать разговор
3.
Умение поддерживать беседу
4.
Умение задавать вопросы
5.
Умение выражать благодарность
6.
Умение знакомиться
7.
Умение оказывать поддержку
8.
Умение обращаться за помощью
9.
Умение присоединиться к группе
10. Умение следовать полученной инструкции
11. Умение понимать свои чувства
12. Умение выражать чувства
13. Умение понимать чувства другого
14. Умение выражать симпатию
15. Умение поощрять себя
16. Умение спрашивать разрешения
17. Умение определять, что мне нравится
18. Умение находить «нравится» в «нужно»
19. Умение извиняться
20. Умение не отвлекаться
21. Умение справляться со своими эмоциями
22. Умение справляться с раздражением и гневом
23. Умение делиться
24. Умение предлагать помощь
25. Умение просить помощи
26. Умение соблюдать правила игры
27. Умение проявить заботу о другом
28. Умение вести себя достойно в ситуации, когда не принимают в общую деятельность
группы
6. Содержание учебного предмета, курса
Тема 1. «Знакомство с миром чувств и друг с другом». 8 часов.
Принятие
правил
группы,
чтобы
каждый
ребенок
имел
гарантии
безопасности.
Знакомство
с
чувствами,
распознавание
собственных
чувств
по
характерным
телесным
признакам.
Умение
определять
чувства
других
людей.
Умение
делиться
чувствами.
Размышления на тему «Какой я?» и создание коллажа, включающего особенности каждого
6
ребенка. Возможность показать, что у каждого есть таланты и способности, которые делают
нас особенными, не похожими на других.
Тема 2. «Нравится – не нравится» каждый день». 8 часов.
Осознание того факта, что между ценностями (привязанностями, тем, что нравится) и
временем существует связь. Размышления о том, как привнести приятные переживания в
будничные обязанности. Разговор о семейных ценностях. Умение выражать свой гнев в
отношении
того,
что
не
нравится.
Обсуждение
различий
между
чувством
гнева
и
агрессивным поведением. Умение выбирать способы совладения с гневом в зависимости от
степени собственной рассерженности.
Тема 3. «Дружба». 9 часов.
Актуализация
позитивных
форм
дружеского
поведения.
Обучение
таким
социальным
навыкам,
как
умение
познакомиться,
умение
просить
прощение,
умение
предлагать
и
принимать помощь, умение делиться. Переживание опыта работы в команде, умение нести
ответственность за свою часть работы.
Тема 4. «Я и другой. Мир начинается с меня». 8 часов.
Проживание собственного уникального опыта встречи с другим (человеком, явлением), не
похожим на меня, неожиданным, новым. Поиск опор, на которых строится общность между
людьми. Уважительное отношение к другим, их особенностям и ценностям.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Календарно-тематическое планирование по программе
«Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе»
1 класс.
№
п/п
Неделя
Тема (название)
занятия
Страниц
а
учебника
Содержание занятия, основные виды
деятельности
сентябрь
, октябрь
1 четверть
Тема «Знакомство с миром
чувств и друг с другом»
1
1
Знакомство
81-84
Участники
группы
знакомятся
друг
с
другом
и
вместе
с
ведущим
принимают
п р а в и л а
г р у п п ы ,
к о т о р ы е
б у д у т
действовать все время занятий.
2
2
Что такое
85-87
Дети знакомятся с темой, (чувства – это
7
чувства?
о со б а я
ч а с т ь
ка ж д о г о
ч е л о в е к а ) ;
упражняются
в
умении
осознавать
собственные чувства.
3
3
Делимся чувствами
88-91
Делиться чувствами не только можно, но
и
нужно.
Это
помогает
прояснить
н е д о р а з у м е н и я
и
п р е д о т в р а щ а т ь
конфликты между людьми.
4
4
Делимся чувствами
(продолжение)
92-93
Каждый
участник
группы
у ч и т с я
осознавать,
где
у
него
«живет»
то
или
иное чувство, а также как оно называется.
5
5
Я такой разный….
94-97
Ребята получают возможность вспомнить
о
своих
предпочтениях
и
способностях,
мечтах и особенностях, чтобы поделится
своими представлениями о себе с другими;
на
этом
занятии
они
могут
заметить,
что у людей есть разные стороны и это в
порядке вещей.
6
6
Наши особенности
98-99
Ребята получают возможность показать,
ч т о
у
к а ж д о г о
е с т ь
т а л а н т ы
и
способности,
которые
делают
е г о
особенным, не похожим на других.
7
7
Наши особенности
(продолжение)
98-99
Ребята продолжают рассказывать о себе с
помощью созданного ранее коллажа.
8
8
Заключительное по
теме
Ребята
получают
возможность
еще
раз
проанализировать свои чувства, связанные
с работой по данной теме.
ноябрь - декабрь
9
1
Что мне нравится
104-106
Дети
вспоминают,
что
им
доставляет
радость, что нравится делать в жизни.
10
2
Что мне нравится
(продолжение)
Дети
анализируют
сделанные
дома
проекты
и
рассказывают
о
с в о и х
«нравится» - «не нравится».
11
3
Какое бывает
время
107-109
Участники группы осознают, что время —
в а ж н о е
у с л о в и е
д л я
то г о ,
ч т о б ы
почувствовать, нравится им что-то или
нет. То, на что всегда находится время,
мне нравится. Субъективное время должно
соответствовать
о б щ е п р и н я том у,
которое отмеряют часы. Дети на
опыте ощущают, сколько длится минута,
учатся соизмерять внутреннее
время с внешним.
12
4
Время –
пространство для
встреч
110-112
Как
найти
«нравится»
в
том,
что
все
равно делать необходимо, например,
ходить
в
школу
в
темном
и
холодном
декабре или делать каждый день домашние
задания?
Один
из
вариантов
—
вспомнить
о
встречах с людьми, которые стали
возможны благодаря обязательствам.
Время
—
пространство
для
встреч,
8
пунктуальность — проявление теплых
чувств к другим людям.
13
5
Ценности
113-115
Участники группы видят неповторимость
личного
времени
каждого,
знакомятся
с
понятием
«ценности»,
обнаруживают
связь
между
ценностями
и
временем,
ценностями
и
тем
фактом,
что
жизнь
наполнена чувствами.
14
6
Что мне не
нравится
116-117
Участники группы учатся выражать свой
гнев в отношении того, что не нравится,
обсуждают
различия
между
чувствами
гнева и агрессивным поведением, осознают,
что
«гнев
–
это
нормально»,
осваивают
способы
контроля
за
своим
агрессивным
поведением.
Дети
начинают
учиться
распознавать
возникновение чувства гнева по телесным
п р и з н а ка м ,
ч у в с т в о в а т ь
с т е п е н ь
со бс т ве н н о й
р а с се рже н н о с т и
и
в
зависимости от этого выбирать способы
совладания с гневом.
15
7
Нравится – не
нравится
118-119
Обобщающее
занятие,
на
котором
дети
учатся рассматривать ситуации в целом,
у п о р я д о ч и в а т ь ,
у р а в н о в е ш и в а т ь
« н р а в и т с я »
и
« н е
н р а в и т с я » .
Транслируется мысль: как важно кому-то
рассказывать о своих чувствах, о том, что
нравится и не нравит.
16
8
Нравится
заботиться о
других
январь,
февраль,
март
17
1
О дружбе и друзьях
125-127
Ребята начинают знакомиться с точкой
зрения друг друга на дружбу и на то, какие
б ы в а ю т
д р у з ь я ,
у ч а т с я
н а в ы к у
присоединения к группе.
18
2
Такие разные
друзья
128-132
Ребята обсуждают проблему одиночества
и отверженности; учатся видеть разницу
между тем, что значит «побыть одному»
и «быть одиноким»; начинают понимать,
что когда мы чувствуем себя одинокими,
мы можем завести новым друзей (как это
сделать – будет обсуждаться позднее).
19
3
Знакомство
133-136
Обсуждаются разные способы знакомства,
а также вопрос о том, почему, даже если
мы все делаем правильно, с нами иногда не
хотят знакомиться.
20
4
Что мешает
дружбе?
137-139
Обсуждается
вопрос:
какое
поведение
разрушает
дружбу?
Актуализируются
позитивные формы дружеского поведения,
которые уже имеются в опыте каждого из
9
ребят.
21
5
Что мешает
дружбе?
(продолжение)
141-142
22
6
Просим прощения
143-146
С
помощью
ведущего
обсуждается
тема
прощения.
Просить
прощения,
если
ты
обидел кого-нибудь, или плохо себя вел –
это нормально. Дети осваивают действия,
нужные
для
того,
чтобы
извиниться.
Д е л а е т с я
в ы в о д :
ч е л о в е к
м ож е т
чувствовать
себя
неловко
до
того,
как
попросит прощения, но когда он скажет,
что сожалеет о случившемся, ему будет
лучше.
23
7
Помогаем сами и
принимаем помощь
147-150
Ребята с помощью ведущего осознают, что
каждый человек нуждается в том, чтобы
помогать
другим
и
принимать
помощь
самому.
Вместе
с
группой
обсуждается
возможность
попрактиковаться
в
том,
чтобы
приносить
пользу
классу
и
всему
школьному сообществу.
24
8
Я – член команды
151-156
Д е т я м
д а ю т с я
в о з м о ж н о с т ь
почувствовать,
что
многие
вещи
лучше
всего делать вместе и что каждый должен
выполнять часть своей работы.
25
9
Прощальное
157-159
Вспоминается
все,
чему
научились,
подводятся
итоги
темы.
Организуется
п р о ц е д у р а
д а р е н и я
и
п о л у ч е н и я
чистосердечного дара.
апрель,
май
26
1
Я и другой, не
похожий на меня
166-173
На этом занятии создаются условия для
того, чтобы дети приобрели собственный
опыт
восприятия
инакости
другого,
«человека, который отличается от меня»,
и
о с о з н а л и
с в о е
о т н о ш е н и е
к
отличающемуся человеку.
27
2
Я и другой, не
похожий на меня
(продолжение)
173-174
Ан ал и з и руя
оп ыт ,
п олучен н ый
н а
предыдущем
занятии,
дети
создают
первый рисунок для «покрывала мира».
28
3
Другой – не значит
плохой
174-177
Участники группы получают возможность
посопереживать человеку, оказавшемуся в
ситуации неприятия не похожими на него;
вспомнить,
как
они
сами
переживали;
понять, что значит не принимать другого.
Совместными
усилиями
приходим
к
выводу,
что
неприятие
со
временем
сменится хорошим отношением.
10
29
4
Мы похожи!
178-179
С
помощью
ведущего
ребята
получают
возможность
заметить
внутреннее
психологическое свойство между людьми,
которые
внешне
могут
различаться,
пережить
чувство
общности
с
членами
своей группы.
30
5
Мы - миротворцы
180-181
О б с у ж д а ю т с я
в о п р о с ы :
к а к и м и
качествами и навыками должен обладать
истинный миротворец; что бывает когда
люди не знают, как устанавливать мир.
Ребята
примеривают
на
себя
роль
миротворца, знакомясь с символами мира и
создавая свои символы мира.
31
6
Мы – миротворцы
(продолжение)
182
Продолжение разговора о «мире», создание
рисунка
под
названием
«символ
мира
нашего класса».
32
7
Мы разные – и это
здорово!
183-184
На занятии еще раз интегрируются черты
сходства
и
различия
между
людьми,
на
собственном опыте осознается тот факт,
ч т о
р а з н о о б р а з и е
и
о б щ е е
н е
противоречат друг другу.
33
8
Подводим итоги
В с п ом и н а ем
в с ё
са м о е
п р и я т н о е ,
интересное и полезное, что было за год на
занятиях.
Рассказывается
о
том,
что
слово
«до
свидания»
-
это
возможность
распрощаться без обид или же открыть
новую
стадию
отношений.
Ребята
знакомятся
с
культурой
уважительного,
бережного прощания.
Список литературы:
Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. Под ред.С.В. Кривцовой.- М.:
Генезис, 2002.
Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. Рабочая тетрадь школьника. Под
ред.С.В. Кривцовой.- М.: Генезис, 2002 - 2006.
11